Использование современных образовательных технологий и ИКТ при изучении истории и культуры родного края
методическая разработка по краеведению

Кузина Татьяна Владимировна

Актуальной проблемой новой школы является обучение обучающихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики.

Необходимость создания условий для эффективной работы по организации и проведению исследовательской деятельности обучающихся представляется особо актуальной в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в части формирования личностных, предметных и метапредметных результатов.

Организация и проведение исследовательской деятельности,  подготовка обучающихся к участию в конкурсах и конференциях позволит:

-  сформировать осознанное отношение к сохранности историко-культурного и природного наследия родного края;

- сформировать умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- повысить качество образования за счет расширения кругозора обучающихся по краеведению.

Актуальность данной работы обусловлена также ее методологической значимостью, так знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации исследовательских проектов при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

Методические рекомендации по организации и проведению обучающимися исследовательских работ при изучении истории родного края и подготовке их к конкурсам и конференциям с использованием современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ, предназначена для использования учителями истории, руководителями краеведческих кружков, школьных музеев при организации и проведении научно-исследовательских работ обучающихся по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzina_tv.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации и проведению исследовательской деятельности обучающихся при изучении истории и культуры родного края

«Использование современных образовательных технологий и ИКТ при изучении истории и культуры родного края»

Автор:

Кузина Татьяна Владимировна,

заместитель директора по УВР,

руководитель историко-краеведческого

музея им. А.А. Буянкина

МКОУ «Товарковская СОШ 1»

Дзержинского района

1.1. Аннотация.

Методические рекомендации по организации и проведению обучающимися исследовательских работ при изучении истории родного края и подготовке их к конкурсам и конференциям с использованием современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ, предназначена для использования учителями истории, руководителями краеведческих кружков, школьных музеев при организации и проведении научно-исследовательских работ обучающихся по краеведению.

Инновационность предлагаемой разработки определяется интегративным подходом к решению ключевых задач российской школы: создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе обучения; повышение профессионального уровня педагогов; объединение педагогических усилий по формированию метапредметных навыков.

1.2. Обоснование проблемы и актуальности.

Актуальной проблемой новой школы является обучение обучающихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики.

Необходимость создания условий для эффективной работы по организации и проведению исследовательской деятельности обучающихся представляется особо актуальной в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в части формирования:

  • личностных результатов:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • метапредметных  результатов:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Организация и проведение исследовательской деятельности,  подготовка обучающихся к участию в конкурсах и конференциях позволит:

-  сформировать осознанное отношение к сохранности историко-культурного и природного наследия Калужской области;

- сформировать умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- повысить качество образования за счет расширения кругозора обучающихся по краеведению.

Актуальность данной работы обусловлена также ее методологической значимостью, так знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации исследовательских проектов при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

1.3. Цели и задачи.

Целью методических рекомендаций является обобщение педагогического опыта по организации и проведению исследовательской деятельности обучающимися.

Задачи:

- обозначить теоретические основы организации и проведения исследовательской деятельности обучающихся;

- предоставить практические рекомендации из опыта работы по  организации и проведению исследовательской деятельности обучающихся;

- обозначить наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведения оценки результативности.

1.4. Необходимое ресурсное обеспечение.

Для применения данной разработки необходимо мультимедийное оборудование, программа для просмотра презентаций (Microsoft PowerPoint)

Методические рекомендации по организации и проведению исследовательской деятельности обучающихся

при изучении истории и культуры родного края

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, которые будут нацелены на индивидуальное развитие личности ребенка, его творческую инициативу, формирование универсальных умений ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения в повседневной жизни.

Базовыми компетентностями современного человека являются:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).

Основная цель современной школы – создание условий для развития потенциала молодого человека, для самореализации его личности, для самоопределения его во взрослой жизни, для выбора будущей профессии для свободной адаптации в современной жизни.

Среди разнообразных учебно-воспитательных средств, способствующих формированию всесторонне развитой личности, особое место занимает исследовательская деятельность по изучению истории родного края. В результате занятия исследовательской деятельностью совершенствуется организация и содержание обучения и воспитания подрастающего поколения.

Основной целью организации и проведения исследовательских краеведческих работ обучающимися являются: пробуждение интереса обучающихся к своим историческим корням; воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа; развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся; формирование духовных качеств подрастающего поколения.

В результате осуществления исследовательской деятельности также пополняются фонды музеев; обучающиеся оформляют научно-исследовательские работы, создают паспорта краеведческих объектов; с научно-исследовательскими работами участвуют в олимпиадах, конкурсах и конференциях.

Условиями успешной организации исследовательской деятельности в школе являются:

1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Признание коллективом школы, что реализация системы работы по организации исследовательской деятельности с обучающимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.

 3. Взаимодействие педагога с обучающимися должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным.

4. Педагог должен быть компетентным в данном вопросе и уметь решать проблемы; быть готовым нести ответственность за последствия принимаемых им решений.

5. Педагог должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

6. Постоянная работа по совершенствованию образовательной деятельности в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки обучающихся.

Педагогическими условиями формирования исследовательской компетентности являются:

  • ориентация педагога на исследовательскую культуру будущего активного гражданина общества;
  • опора на познавательные интересы обучающихся как движущую силу процесса обучения;
  • организация обучения школьников основам исследовательских методов;
  • разработка и реализация программ обогащения исследовательского опыта обучающихся отвечающих современным требованиям;
  • внедрение в общеобразовательную деятельность исследовательских технологий, имеющих личностно-ориентированную направленность;
  • применение системы в работе по интеллектуальному воспитанию обучающихся при организации исследовательской деятельности;
  • применение рациональных приемов самостоятельной работы с информацией;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Содержательные элементы исследовательской компетентности включают в себя:

  • совокупность знаний определенной области;
  • умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез;
  • умения ставить цель, определять задачи и планировать деятельность;
  • умение осуществлять сбор и анализ необходимой информации;
  • умение выбирать наиболее оптимальные методы;
  • умение выполнять исследование;
  • умение представлять результаты исследования;
  • способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Система занятий с детьми должна быть ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В результате работы в данном направлении обучающиеся должны знать: 

- структуру исследовательской деятельности;

- основное отличие целей и задач исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

- структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

- основные информационные источники поиска необходимой информации;

- методы исследования;

- правила оформления результатов исследовательской работы;

 - способы оформления и презентации результатов;

должны уметь: 

- разделять исследовательскую деятельность на этапы;

- самостоятельно организовывать деятельность по реализации исследовательских проектов;

- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

- планировать, координировать исследовательскую деятельность;

- объективно оценивать свой личный вклад в исследование;

- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями;

- работать в архивах.

Важно учитывать следующие принципы организации исследовательской деятельности:

  • тема исследования должна быть интересна для обучающегося;
  • обучающийся должен хорошо осознавать суть проблемы;
  • работа должна быть строиться с учетом возрастных особенностей;
  • работа должна строиться на принципах сотрудничества обучающегося и педагога;
  • должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения исследования;
  • раскрытие проблемы должно приносить что-то новое.  

Структура исследовательской деятельности включает в себя:

  • постановку проблемы и аргументирование её актуальности;
  • целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
  • формулировку гипотезы исследование и раскрытие замысла сущности будущей деятельности;
  • планирование исследовательской деятельности;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • собственно проведение исследования;
  • оформление результатов исследовательской деятельности как конечного продукта;
  • самооценку, внешнюю оценку проведенного исследования;
  • представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования;
  • выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

Методы обучения как способы организации являются важным фактором успешности усвоения знаний. Применительно к организации исследовательской деятельности основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские. Эти методы имеют высокий познавательно - мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов обучающихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности).

Формирование исследовательской компетентности в процессе обучения возможно при условии системного использования образовательных технологий. Методы исследовательской деятельности являются базовыми в следующих современных технологиях: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, исследовательское обучение.

Формы организации занятий могут быть следующими: индивидуальные, групповые, коллективные.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. На первом этапе работы необходимо познакомить обучающихся с основными компонентами исследовательской деятельности, которые включают в себя определение поля исследования и постановку гипотезы, выделение объекта и предмета исследования, четкую постановку цели и задач исследования, отбор методов исследования и выявление необходимых источников.

Исследование – это процесс получения научных знаний в разных областях с использованием соответствующих методов. Одним из критериев проведения исследовательской работы является актуальность, обязательно должна присутствовать и новизна исследования.

Обосновав выбор темы исследования, необходимо определиться с правильной формулировкой. Мы не сможем изучить  все события, происходящие в те времена в нашем крае, не сможем просмотреть все документы, поэтому работу можно назвать, например, «Страницы истории деревни Никольская Фабрика».

Одним из компонентов исследовательской деятельности является постановка гипотезы. «Гипотеза  – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; вообще – предположение, требующее подтверждения». Источником формирования гипотез может служить, например, название населенного пункта, информация от местных жителей и др.

Например, из названия деревни «Никольская Фабрика» можно предположить, что здесь находилась какая-то фабрика. А учитывая то, что земли принадлежали Гончарову, и в Полотняном Заводе находились полотняно-бумажные фабрики Гончарова, можно выдвинуть гипотезу об отношении этой фабрики к полотняно-бумажному производству.

Нормой всякого научного исследования является соответствие уровня полученного обобщения проверяемой гипотезе, т.е. обобщение не должно претендовать ни на что иное, кроме подтверждения или опровержения гипотезы. Итог исследования должен содержать точный ответ на поставленный вопрос. При этом не исключено, что по мере осуществления исследования могут быть получены более далеко идущие результаты.

Затем выделяется объект и предмет исследования. «Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения; явление или предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность». «Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования». Например, объектом исследования может быть храм в честь Рождества Христова. Предмет исследования – история строительства храма в честь Рождества Христова в начале XX века, история храма в честь Рождества Христова в годы репрессий и т.д.

Для правильной постановки цели исследования, нужно четко представлять, к чему следует прийти в результате проведения исследовательской работы, так как «цель исследования – это его конечный желаемый результат, решение научной проблемы». Изучая, например, историю храма, мы понимаем, что у каждого храма есть своя история, но информация об этом забыта, утеряна, уничтожена… Целью такой исследовательской работы может быть, например, «Воссоздание страниц истории храма …».

Для успешного достижения цели необходимо также четко и правильно поставить задачи исследования. «Задачи – это конкретные составные части, этапы, которые необходимо решить (выполнить) для достижения цели». Основной проблемой здесь является правильный выбор того, что нужно изучить, установить, описать, выяснить, оценить, проанализировать.

Начать работу следует с изучения понятий, терминов, общей информации по теме исследования. Это является необходимым материалом, инструментом для выполнения исследовательской работы.

Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели… Понятно, что обучающийся, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Существенно, что необходимые для решения задачи конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися.  

В начале проведения исследования необходимо определиться с тематическим направлением исследовательской работы. Тема работы может быть обозначена, исходя из опроса местного населения, потребностей местных музеев, личного запроса обучающихся.

Начать работу следует с историографии вопроса. Для этого необходимо посетить местные библиотеки, районную и областные. В государственной областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского есть краеведческий отдел, где можно поработать и сделать выписки из необходимой литературы и опубликованных источников. Если ранее уже проводились исследования по темам, близким к заявленным, можно сделать подборку литературы и познакомить с ней обучающихся.

Следующий, очень важный шаг для юного исследователя – это посещение музеев, где собрана информация о родном крае (или куда он может предоставить новую информацию).

Можно провести опрос местного населения, встретиться с администрацией населенного пункта, по истории храмов встретиться с настоятелем церкви и узнать, есть ли какая-нибудь информация по исследуемой теме.

Выяснив, таким образом, что заявленная тема мало изучена, имеется недостаточно материалов для полной картины события и т.д. делаем вывод об актуальности заявленной исследовательской работы, о том, что в ней будет присутствовать новизна исследования. Тем самым обоснован выбор темы.

Работа будет носить действительно исследовательский, краеведческий характер, если обучающийся будет работать в архивах. Архивные материалы являются самыми важными источниками для проведения исследования по заданной теме. Для подтверждения фактов истории там можно найти уникальные документы.  Изучение исторических документов имеет большое значение, ведь в документах источником информации выступает человек исследуемого времени. Конечно, объективность документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ. Особенность исследования заключается также в том, что интерпретирует документ исследователь, то есть человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными особенностями.

Для начала можно посетить архив в своем районе. Затем обратиться к архивным материалам Государственного архива Калужской области.

В процессе осуществления данного вида работы  могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с ограниченной возможностью работы в архивах.

В Государственном архиве Калужской области можно самостоятельно работать только с 18 лет с понедельника по четверг. Поэтому имеется единственная возможность работы учащихся на каникулах в присутствии руководителя (в августе архив не работает). На имя директора ГАКО пишется два заявления с просьбой о разрешении на работу в архиве: личное и от администрации учебного заведения. Для начала работы по теме нужно изучить путеводитель по архиву, затем можно сделать заявку на работу с каталогами и картотеками, выписать архивные описи. По описям находим необходимые дела (единицы хранения) и заполняем требование на выдачу архивных дел. При этом необходимо учесть, что на все описанные операции необходимо время. Записываться нужно тоже за несколько дней до момента выдачи архивного дела. В читальном зале архива работает квалифицированный специалист, архивариус, который может помочь с выбором фонда по исследуемой теме.

Если необходимо взять определённый документ срочно, для этого в архиве есть платные услуги. Платные услуги предоставляются для ксерокопирования и фотографирования документов, чертежей. Платной является также услуга по выписке номеров дел по определённой теме: цена зависит от количества дел. В архиве можно также сделать заказ на предоставление определённой информации.

Важную роль при изучении архивного документа играет способность понимания архивного текста, многие документы написаны на церковнославянском языке, что вызывает затруднения у обучающихся. Стиль изложения старых документов также отличается от современного, привычного для учащихся. На основе анализа изученных документов можно использовать таблицу букв для понимания содержания текстов, которая будет постоянно дополняться.

Проводя исследование, обучающийся применяет различные методы исследования, которые он затем указывает в оформленной исследовательской работе. Конечно, он использует не все методы, а отбирает те, которые ему необходимы для выполнения его исследования.

Набор методов исследовательской деятельности можно подразделить на две большие группы: методы сбора информации и методы её обработки.

Одним из источников информации выступает человек - местный житель. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение при исследовании получило интервью (беседа). И здесь существует ряд трудностей. Основные требования в конструировании вопросника - логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется для изучения темы, и того, чтобы ответ был максимально развёрнутым, а не составлял лишь ответы «да» и «нет».

Отдельная большая проблема - само проведение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента, т.е. человека, отвечающего на вопросы. Это взаимодействие само по себе есть социально-психологическое явление, так как в ходе интервью проявляются способы воздействия одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации.

Прежде, чем выступить источником информации, человек должен понять вопрос. Но каждый человек обладает различной способностью понимания. Следовательно, исследователя могут поджидать различные неожиданности. Учитывать нужно и то, что чаще всего в такого рода исследовании нужно расспрашивать человека пожилого возраста.  Поэтому нужно учить обучающихся навыкам ведения беседы, постановке корректных вопросов, умению внимательно слушать, по ходу беседы записывать для себя вопросы, на которые хотелось бы услышать уточнение.

Чтобы выступить источником информации человек должен обладать ею, но ведь обращение к местным жителям не строится с точки зрения подбора тех, кто информацией обладает, а кто нет.  И, конечно, человек должен дать согласие на выдачу информации.

Следующее обстоятельство касается человеческой памяти: если человек понял вопрос, обладает информацией и готов ею поделиться, он ещё должен вспомнить всё то, что необходимо для полноты информации. А так как качество памяти индивидуально, то полученная информация от разных людей, может значительно различаться.

Фиксация получаемой информации в настоящее время облегчена тем, что есть современные технические средства, такие как диктофоны и видеокамеры. Выбор их использования зависит лишь от того, согласен человек на видеосъёмку или нет.

Для получения достоверной информации по теме, собранная от местных жителей информация обязательно должна быть сопоставлена с информацией, полученной при помощи других методов. Здесь очень важны консультации со специалистами и поиск документов в архивах и т.д.

При обработке информации проводится тщательный анализ и обобщение полученной информации, делается сравнение визуальных материалов (если таковые имеются), используется статистический метод и др.

Обучающиеся осуществляют различные виды деятельности, в том числе и оформление работы для использования в работе музея и участия в конкурсах.

Результатом исследовательской деятельности может быть любая из следующих работ: сочинение, эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, краеведческий паспорт, исследовательская работа,  мультимедийные продукты, тексты экскурсий школьного музея.  

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита исследовательской работы.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению исследования для его защиты, включаются:

1) выносимый на защиту продукт исследовательской деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

 2) подготовленный учащимся краткий доклад к исследованию (на 7-10 минут) с указанием: а) актуальности, цели и задач, новизны, указания объекта и предмета исследования; б) краткого изложения проведенного исследования; в) выводов; г) списка использованных источников и литературы.

3) краткий отзыв руководителя.  

Критериями оценки исследовательской работы (обобщённый список критериев областных и Всероссийских конкурсов и конференций) являются:

1.        Актуальность тематики и новизна исследования/обоснование тематики.

2.        Содержательность работы, глубина проработанности и осмысления материала, использование различных средств сбора, обработки, анализа и визуализации данных.

3.        Объём собранного материала, его соответствие теме, цели и задачам; адекватность методов, логичность, значимость выводов и умозаключений; соответствие задач, структуры работы и выводов.

4.        Композиция работы.

5.        Качество оформления работы /культура оформления.

6.        Достижения автора/личный вклад автора.

7.        Эрудиция.

8.        Умение пользоваться источниками, адекватность использования научно-справочного аппарата.

9.        Достоверность результатов.

10.        Иллюстрации, наглядность.

11.        Научное и практическое значение исследования.

12.        Опубликованность работы.

13.        Особое мнение эксперта.

Для того, чтобы принять участие в научно-исследовательской конференции или конкурсе, исследование необходимо правильно оформить, соблюдая все требования определенной конференции или конкурса, прописанные в положении определенного конкурса или конференции, и подготовиться к выступлению.

Исследовательская работа должна иметь определенную структуру:

1. Титульный лист (обычно дается в приложении к положению конкурса или конференции).

2. Оглавление или содержание (с указанием страниц).

3. Введение.

4. Основную часть (с указанием глав, если такие имеются).

5. Заключение.

6. Список источников (опубликованных и неопубликованных) и литературы.

7. Приложения.

Для защиты работы во время конференции можно сделать в программе

Microsoft Office PowerPoint  презентацию, используя материалы из приложений к исследовательской работе и дополнительные. Главное, чтобы на слайдах презентации было минимум напечатанной информации, иллюстративный материал должен быть зрелищным: копии архивных документов, фотографий, карт, схемы, таблицы и т.п. Как и в приложениях, они должны быть аннотированы. Материалы презентации должны подтверждать сказанные во время доклада слова, поэтому слайды подбираются по тексту доклада. Исключаются при составлении презентаций различные анимационные эффекты, т.к. главное здесь – содержание.

Результатами проведения исследовательской деятельности обучающихся являются:

  • формирование у обучающихся основ культуры исследовательской деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования,
  • интеллектуальное, личностное развитие школьников,
  • рост их компетентности в выбранной для исследования сфере,
  • формирование умения самостоятельно работать.

Список используемой литературы и источников:

  1. Анисимова Е.И. Основы проектной  и исследовательской деятельности обучающихся в гуманитарном знании: Методическое пособие для педагогов и руководителей исследовательских работ обучающихся в схемах. – М.: МГДД(Ю)Т, 2010.
  2. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Как правильно оформить научно-исследовательскую работу (методические рекомендации для педагогов и участников научно-практических конференций). Калуга:  Калужский областной центр туризма, краеведения и экскурсий, 2009.
  4. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся (Учеб.-метод. пособие). Под общей редакцией Е.Л. Галкиной – М.: ФЦДЮТиК, 2007.
  5. Подругина И.А., Ильичёва И.В. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одарённости. – М.: ЗАО «Московские учебники – СиДипресс», 2012.
  6. Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2007.
  7. Слинькова В.И. Методы учебно-научного исследования. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» №2, 2012. Москва.
  8. Слинькова В.И. Этапы и основы процесса исследовательской деятельности старшеклассников. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» №2, 2012. Москва.
  9. Словарь юного туриста-краеведа: учеб.-метод. пособие / Ю.С. Константинов, А.И. Персов, В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн / под общ. редакцией доктора педагогических наук Ю.С. Константинока. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014.
  10. http://redbow.ru (Историк-генеалог Александр Краснолуцкий).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках физкультуры. Подготовила учитель физической культуры высшей категории Телевных Е. А..

МОУ СШИ №2  г. Магнитогорска учитель физической культурывысшей  категории Телевных Е.А. Использование современных образовательных технологий на уроках физкультурыВ современной школ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс история и культура родного края

Объектами курса краеведения являются: 1. Природа Липецкой области. 2. Население и хозяйство. 3. История и культура. Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно-пат...