Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
статья на тему

Власова Ирина Николаевна

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениями нужно учить играть целенаправленно и систематически. Обучение детей игре и игровым действиям проводится на основе использования игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Власова Ирина Николаевна, учитель-дефектолог

Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:

1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью игровые действия без специального обучения не возникают. Действуя с игрушкой, ребёнок совершает простейшие однообразные манипуляции, которые не имеют игрового содержания.

У ребёнка оказываются несформированными:

- потребностно-мотивационный компонент игры, то есть он не обнаруживает потребности в игре. Даже будучи включенным в игру он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребёнок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается.

- целевой компонент, поэтому действия ребёнка не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Действия с игрушками производятся на уровне манипуляций, нередко неспецифических.

Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно сними действовать.

Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Дети склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения у них не формируется, поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве аналогов, например: кубик - мыло, стул - мотоцикл, лошадка и т.п. Неумение детей использовать предметы-заместители связано с недоразвитием образного мышления и воображения, а также с тем, что у них чрезвычайно беден опыт предметных действий.

Характерным для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является и то, что они предпочитают играть со знакомыми игрушками, производя действия, которыми уже овладели. Эмоции, которые испытывает ребенок, играя, например, с куклой, относясь к ней, как к живому существу, способствуют развитию его чувств, придают игре элементарное нравственно-этическое содержание.

У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности, у них плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это затрудняет овладение операционно-технической стороной игры. Поэтому, прежде чем осуществить какое-либо игровое действие, взрослый должен научить ребенка выполнять необходимые движения для последующего адекватного действия с игрушкой.

Для того чтобы игрушки стимулировали ребенка к действиям, он должен уметь их использовать, знать, что и как можно с их помощью изображать. Взрослому необходимо демонстрировать всевозможные варианты выполнения действий стой или иной игрушкой. Каждая новая игрушка, которая предлагается ребёнку для игр, должна быть обязательно обыграна.

Необходимым условием для создания у детей интереса к разнообразным игрушкам является их объединение в единый тематический комплекс. Это оказывает положительное воздействие на пробуждение у детей замысла игры, стимулирует их к выполнению разнообразных игровых действий, развивающих сюжет игры, в будущем позволяет обойтись без участия взрослого.

Важным компонентом комплексного подхода в обучении игре детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является организация предметно-игровой среды, которая позволяет использовать игру как средство коррекции недостатков психического и физического развития. Существенное значение имеет и расположение игрушек. Традиционным является создание в помещении соответствующих уголков - кукольных квартир, гаража для машин, домиков для животных. Целесообразно совместное (взрослый и ребёнок) создание таких уголков, распределение в них игрушек с одновременным их обыгрыванием.

Не рекомендуется предлагать детям все игрушки, так как создается большое количество раздражителей. Только постепенное знакомство ребёнка с игрушками, объяснение и показ того, как можно с каждой из них играть, обучение выполнению игровых действий по подражанию помогут преодолеть нецеленаправленные, хаотические действия, придадут им осмысленный характер и могут вызвать положительные эмоции. Следует просить ребёнка убирать игрушки в конце игры - это помогает воспитанию дисциплинированности, элементарной организованности, упорядоченности в действиях. Среди игрушек должны иметься специализированные (куклы, машины, животные, посуда, мебель и др.) и полифункциональные. Все они должны реалистично отображать объекты действительности по форме, цвету, строению, быть эстетически привлекательными, безопасными, соответствовать уровню возрастного и психического развития ребенка.

Особое место в игре отводится речи, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов. Известно, что многие дети, владея обиходной речью, не умеют включать ее в игровой процесс, а сюжетно-ролевую игру невозможно развернуть без участия речи.

При специальном обучении у детей формируются действия с игрушками по подражанию, по образцу, понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые сними действия.

Как играть с пирамидками

Лучше всего подойдут самые простые пирамиды — крупные, с пятью-шестью кольцами контрастных цветов, которые резко различаются по размеру.

Отверстия в кольцах должны быть большими, чтобы ребёнок смог надеть кольцо на стержень. Задача — побудить ребёнка самостоятельно снимать кольца со стержня пирамидки и надевать их обратно.

Взрослый берёт в свои ладони руки ребёнка и проводит ими по пирамидке, позволяет ребёнку осмотреть пирамидку со всех сторон. После этого показывает, как правильно снимать кольца с пирамидки, чтобы она не упала: аккуратным движением снизу вверх. Затем показывает, как надевать кольца на пирамидку. Пока ребёнок не способен собирать пирамидку в правильном порядке и будет делать это произвольно. На данном этапе главное, чтобы ребёнок научился нанизывать на пирамидку кольца и снимать их.

Игры с пирамидкой:

1. Раскладывать колечки в ряд по увеличению или уменьшению размера.

2. Выкладывать колечки друг на друга в любом порядке. Построить самую устойчивую башню (положить колечки по убыванию размера). Собирать колечки от разных пирамидок и строить башню.

3. Выкладывать 2-4 колечка в порядке возрастания (убывания) размера и предлагать ребёнку выбрать из оставшихся колечек подходящее для продолжения цепочки.

4. Выкладывать последовательности, пропуская колечко в середине. Ребёнок должен найти, какое колечко должно занять пустое место.

5. Бросать колечки в корзинку.

6. Нанизывать колечки от пирамидки на веревку. Привязывать колечко от пирамидки к веревке - ребёнок будет стараться поймать раскачивающееся колечко.

7. На палочку от пирамидки можно надевать маленькие резинки для волос.

8. Расселять матрешек по домикам (колечкам пирамидок) соответствующего размера.  Рассаживать бабочек разного размера на колечки-цветки, или по соответствию цветов (зелёную бабочку на зелёное колечко и т.п.).

9. Нарисовать на колечках глаза, рот. Надеть колечко на палец и разыгрывать кукольные представления (самое большое колечко папа, поменьше – мама и т.п.)

Как играть с фигурками животных

1. Начинаются игры со знакомства с названиями животных, игр «Кто как говорит», учить ребёнка повторять издаваемые животными звуки. Затем кормить животных – игра «Кто чем питается», выкладывать перед каждым животным то, чем он питается, затем предлагать ребёнку разложить еду самостоятельно. Животные могут ходить друг к другу в гости, разговаривать с ребёнком.

2. Игра «Чудесный мешочек»: положить фигурки в непрозрачную сумку и попросить ребёнка угадать на ощупь и достать того зверя, которого назовёт взрослый.

3. Игра «Что изменилось?». Начинается от двух игрушек, потом количество увеличивается. Фигурки располагаются на столе, ребёнок их рассматривает и закрывает глаза. Фигурки можно поменять местами, убрать или добавить новых животных. Ребенок должен сказать или показать, что изменилось.

4. Строительство домиков для животных из строительного материала.

5. Сортировка животных по цвету, размеру, особенностям. Усаживать в каждый домик животных, удовлетворяющих определенному признаку («птицы», «у кого есть рога», «детеныш»).

6. Выложите несколько фигурок в ряд в произвольном порядке, попросить ребёнка выложить такой же ряд по предложенному образцу, затем усложнить задание: смешать фигурки и попросить ребёнка выложить такой же ряд. Начинать с двух фигур.

Наборы резиновых игрушек

1. Спектакль игрушек. Игрушка приходит в гости, разговаривает с ребёнком, поёт. Ребёнок будет пытаться взять игрушку,  подержать её. Потом участвуют две игрушки. Собака с кошкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Затем рассказывается сказка, игрушки перемещаются в соответствии с сюжетом. Следующий шаг – взрослый рассказывает сказку, а ребёнок расставляет игрушки в соответствии с текстом.

2. Определение величины (находить самого большого и самого маленького), упорядочивание игрушек по убыванию и возрастанию.

3. Пространственная ориентировка:

-показывать первого и последнего.

-учить пространственным отношениям: за, перед, между, вверху, внизу

4. Количество и счёт:

-показывать отношения «много и один»,

-пересчитывать игрушки.

Как играть с куклой

В дидактических играх с куклой происходит развитие речи, знакомство с окружающим миром, развиваются навыки самообслуживания и гигиены, временные представления.

Дидактические игры с куклой, заключаются в том, что взрослый разыгрывает небольшие инсценировку с участием куклы, например: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» и т. п. В продолжение этой игры взрослый ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя. 

Действия:

-укачивание куклы на руках, укачивание куклы в коляске;

-укладывание куклы в приготовленную кровать, в коляску;

-подготовка кровати, коляски к укладыванию куклы;

-усаживание куклы за стол;

-кормление куклы;

-раздевание куклы;

-надевание отдельных предметов одежды;

-наливание воды в ванночку;

-умывание рук, лица куклы без мыла и с мылом, вытирание куклы развернутым полотенцем;

-мытье куклы-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирание развернутым полотенцем;

При регулярном и правильном обучении ребёнок начнёт последовательно воспроизводить несколько взаимосвязанных действий:

-кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет с ней.

- что-то наливает в чашку, тарелку, использует ложку, моет посуду.

Но действия ребенка еще не всегда правильно отражают их реальную последовательность. Он может одновременно лечить, кормить, катать куклу на машине.

Существенный сдвиг в игре произойдёт, когда ребенок наделяет куклу именем, себя называет именем взрослого, ведет в игре разговор и от лица взрослого, и от имени куклы. Она становится для ребенка заместителем человека. Игровые действия, совершаемые с куклой выстраиваются в правильной последовательности. То есть ребёнок переносит навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Занятия проводятся в игровой форме при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях проводится по основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед ребёнком в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве средства игры;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом игры.

Таким образом, успешность обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью действиям с игрушками зависит от применения комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

-ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности с игрушкой;

-обучающие предметные игры с игрушками;

-организация предметно-игровой среды;

-общение взрослого с детьми в процессе игры.

Использованная литература:

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народноеобразование, 1998. – 256 с.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.

Федосеева О.А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / О.А. Федосеева // Молодой ученый. —2012. —№11. — С. 489-491.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных форм уроков в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

В статье рассказывается о роли  нетрадиционных уроков-занятий  в обучении детей....

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....

Обучение и воспитание детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Методическое пособие посвящено проблемам воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Изложив краткую характер...

Статья "Психоречевое развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью".

В статье рассмотрены критерии у.о., формы у.о. по МКБ-10, этиология, уровни сенсорного недоразвития....

Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)

Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой....

Тема: «Опыт социализации и элементарного трудового обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в Городецкой (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

В докладе показаны направления работы по социализации детей с глубокой умственной отсталостью; описана работа по профилю"Озеленитель"....

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...


 

Комментарии

Купцова Светлана Валериевна

HTML-код: УчМаг здесь вы можете пополнить свою творческую копилку печатной продукцией интернет-магазина "Учмаг".