Презентация социального педагога
презентация к уроку на тему

Презентация доклада социального педагога на городском семинаре в городе Асбесте, Свердловской области. 

 

https://yadi.sk/i/c8rHbSVjfv4aE

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_elkina.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Асбестовская СКОШИ

Городской семинар.

«Система психолого - педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

(в том числе детей – инвалидов, детей с РАС) в образовательном процессе.

Доклад.

«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»              

Дата: 09.04.2015

Социальный педагог

первой квалификационной категории

Елькина М.С.

г. Асбест

Социально – педагогическая помощь семьям,

воспитывающим  детей – инвалидов.

 

В школе – интернат обучается 126 учащихся, из них  70 детей – инвалидов. Состав семей сложный, неоднородный: 19 семей  - многодетные,  7 - опекаемые, неблагополучные – 8, находящиеся в социально – опасном положении  - 3, малообеспеченных – 22. Семьи имеют различный статус: родители с высшим образованием, безработные, на пенсии (по старости), неблагополучные и  находящиеся в социально – опасном положении.

         Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, особая категория детей, которая нуждается в специальном уходе.  Семьи, воспитывающие таких  детей,   требуют особого подхода.  Помощь детям -  инвалидам, заключается в социальной реабилитации, защите прав и интересов таких детей, их семей.

Воспитанники,  обучающиеся в нашем учреждении, имеют разные  диагнозы  по состоянию здоровья. Особого внимания заслуживают дети с расстройствами аутического спектра.  На сегодняшний день в нашей школе учатся  пять детей с данным заболеванием.

Надо отметить, что данная проблема затронута в трудах известных педагогов, специалистов врачей психиатров, дефектологов,  таких как: Лебединской К.С, Башиной В.Н, Никольской О.С., Спиваковской, М.М.Либлинг, Е.Р. Баенской, Каган В.Е. и др.

 Существуют проблемы у детей с расстройствами аутического спектра и в семьях, но в связке со специалистами медицины, педагогики, психологии, можно добиться  результатов.

И рассматривать я этих детей и семьи буду с этой точки зрения. В нашей школе обучаются дети первой и второй группы расстройства аутического спектра, имеющие характерные признаки, такие как:

 -страхи,

- самоагрессия,

- особенность отводить косвенно взгляд, без надобности снимать одежду,

- стереотипии поведения

- эмоциональная изолированность от близких,

- одиночество,

- схематичность, фрагментарность мышления

 У данных детей   имеются  все эти признаки в меньшей степени или они отсутствуют у них совсем.

 Вся деятельность социального педагога направлена на работу с семьей:

 - чтобы помочь родителям научиться управлять развитием ребенка. Для получения положительных результатов мы, как специалисты ППК, разработали индивидуальные  карты развития – ИПР, основываясь на Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание

государственной услуги федерального уровня:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах

социального обслуживания населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном

обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной

защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

   Каждый ребенок и его семья, рассматривается на командном обсуждении

специалистов, в ходе которого составляется индивидуальная программа

сопровождения семьи, включающая в себя индивидуальные, совместные или

групповые занятия с детьми, а также работу с родителями.

Домашнее визитирование – эта одна из форм работы социального педагога коррекционной школы  -   это знакомство с домашней обстановкой,

развивающей средой для ребенка и оказание психологической поддержки

родителям. Для специалиста важно увидеть ребенка в естественных для него условиях, узнать его возможности и сильные стороны, что помогает разработать наиболее адекватные способы помощи семье.

Следующая форма работы  -  консультирование, которое предусматривает возможность  родителям   договориться о встрече со специалистом, либо индивидуально поговорить в конце занятия, или побеседовать со специалистом по телефону, чтобы обсудить

особенности и потребности ребенка и семьи, волнующие вопросы. Основными темами консультирования являются личные переживания родителей, вопросы воспитания и развития ребенка раннего возраста, а также  внутрисемейные отношения. Все перечисленные формы работы позволяют семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, преодолеть социальную изоляцию, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания,  ребенка и  помогают учащемуся стать более самостоятельным и независимым.

Опыт работы социального педагога по оказанию  ранней помощи семье показал, что данная  работа является  востребованной и необходимой. Она позволяет добиваться положительной динамики в развитии и социализации детей с отклонениями в развитии, а родителям и лицам их заменяющих,  активно усваивать психолого-педагогические и другие знания,

которые в дальнейшем они могут самостоятельно использовать в домашних условиях. А теперь мне хотелось бы подробнее остановиться на технологии «визитирования» семей.

Технология «визитирования» семей, имеющих детей-инвалидов или

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первый визит в семью – это стадия привлечения семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, к  практическому сотрудничеству. Для меня, как специалиста, очень важно решить несколько задач: установить определённые отношения с родителями, другими членами семьи, с возможно более широким кругом людей, образующих социальную сеть семьи. В центре этих отношений должны находиться благополучие, безопасность, и эмоциональная защищённость ребёнка. Необходимо определить и понять проблемы, присущие данному случаю и выявить собственные ресурсы семьи для их решения. Очень важно, чтобы специалист и члены семьи пришли к полному взаимопониманию имеющихся проблем и ресурсов; предложить семье помощь в осуществлении перемен, которые позволят решить проблемы; установить контакт, снять страх и напряженность у семьи.

Основываясь на профессиональной этике, в процессе установления

контакта и дальнейшего взаимодействия с семьей я  руководствуюсь следующими принципами:

 - каждая семья индивидуальна;

- члены семьи имеют право на выражение своих чувств;

- принимать семью такой, какая она есть, не оценивать;

- семья имеет право делать самостоятельный выбор и принимать

самостоятельные решения;

- семья имеет право на конфиденциальность персональных данных, иных сведений.

     Наиболее сложной задачей является установление такого контакта с

семьёй, который позволяет семье и специалисту сохранить чувство

собственного достоинства и продемонстрировать друг другу готовность к

сотрудничеству в интересах ребёнка. В моем опыте имеется случай, когда бабушка, являющаяся опекуном своего внука, не могла смириться с отклонениями в развитии мальчика, не прислушивалась к рекомендациям специалистов нашей школы.

Большое значение имеют приемы установления доверительных отношений с семьей и ребенком. Для меня была цель показать семье данного ребенка, что специалист сопровождения не является для нее опасным, и он действительно настроен на сотрудничество.

  Во время проведения диалога я не сосредотачивала внимание на проблемах, о которых семья сама не готова говорить, старалась не форсировать события, придавала особое внимание невербальному контакту, являющимся фоном на котором строится диалог. В ходе эффективной профессиональной коммуникации использовала целый набор межличностных помогающих навыков: от роли слушающего, понимающего и отвечающего до роли оказывающего влияние, соблюдая при этом эмпатию, искреннее участие и уважение.  Результатом явилась положительная мотивация семьи ребенка на отношение к школе.

 

Для успешной работы с семьёй специалисту необходимо уметь

составлять карту семьи. При составлении карты нужно очень важно  определить у семьи (клиента) восприятие им  времени, как члены семьи ориентированы во

времени (прошлое – настоящее – будущее); особенности вербальной и

невербальной коммуникации: язык, стиль, ритм речи, жестикуляция и т.д.;

персональное пространство во время диалога; особенности взаимоотношений

между членами семьи; роль социальной сети и родственников – наличие

контактов, влияние их на семью; убеждения: во что верят члены семьи, какие

убеждения являются значимыми, роль и значимость семьи, роль родителей в

воспитании детей. Эти убеждения уходят корнями в предыдущее поколение и являются зачастую неосознанными.

В практике специалиста  сопровождения может встретиться ряд

проблем, с которым приходится сталкиваться любому человеку в своей жизни.

Среди них выделяют следующие: гигиена жилища и места обитания; уход за

детьми; воспитание детей; поиск работы; оформление документов; зависимость (алкоголь и др.); умение решать проблемы.

Таким образом, умение «замотивировать» клиента на перемены, используя приёмы социально-психологического воздействия и стратегию изменений, делают процесс семейного сопровождения плодотворным и успешным. Этому способствует   взаимодействие социального педагога с различными общественными инстанциями и структурами. Наша школа тесно взаимодействует  с реабилитационным центром «Радуга» для детей – инвалидов, где специалисты центра проводят лечебную реабилитацию, организацию досуга детей просветительскую деятельность. Активно дети вовлекаются в кружки, участвуют в конкурсах, праздниках. Ежемесячно в центре проходят оздоровление по 5 - 6  учеников школы.

Каким бы тяжелым ни было заболевание ребенка, важен жизнеутверждающий настрой, опора на сильные стороны семьи, ориентация ее на преодоление трудностей.

Вообще,  индивидуальная программа реабилитации  - это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается всей командой специалистов, состоящих из врача, социального педагога, дефектологов, психолога и логопеда.  Разрабатывается такая система мероприятий индивидуально для каждого ребенка и семьи, с учетом состояния здоровья  и особенностей развития, а также потребностей и возможности семьи для успешного выполнения программы. Два раза в год мною  проводится   диагностика и в конце года анализируются  достигнутые результаты, успехи, то, чего удалось достичь, а чего нет? На основании этих данных, разрабатывается план на следующий год. Что же представляет собой программа. Во-первых, ставится цель, которая разбивается на задачи, поскольку процесс реабилитации касается сразу несколько направлений работы, то у каждого специалиста работающего с семьей  будет свой результат. Семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья мною  осуществляется социальная помощь в содействии с другими социальными службами, применяются наиболее значимые виды помощи: социально – информационная,  социально-бытовая; социально-психологическая; социально-педагогическая; социально-медицинская; социально-правовая, социально – экономическая.

Организуя свою работу по   социальному сопровождению я использую

 современные  социальные технологии и методики сопровождения

семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Анализ работы социального педагога "МОУ ВСОШ"

Презентация содержит анализ работы проводимой в школе социальным педагогом. Формы и методы....

Презентация "Анализ работы социального педагога"

В презентации представлен анализ работы соц.педагога за 2010-2011 учебный год. Вней отражены цели и задачи работы соц.педагога, работа с обучающимися состоящими на различных видах учета, работа с обуч...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Описание опыта работы Социального педагога, эссе "Один день социального педагога", визитная карточка

Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему "Один день социального педагога", визитную карточку в стихотворной форме....

презентация социальный педагог

В 2016-2017 уч.году отсутствуют учащиеся, состоящие на учетах...

Презентация "Социальный педагог в школе"

Социальный педаго, кто это такой?  Социальный работник – единая профессия, представленная многогранным веером разновидностей и специализаций. Было бы ошибочным считать социального педагога ...