Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития
статья по теме

Надежда Алексеевна Кузнецова

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает профилактическое и диагностико-коррекционное направление деятельности образовательных учреждений в ряду наиболее значимых и приоритетных. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует поиск новых педагогических идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно - развивающей работы, ее методы и содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа с родителями54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития

Компетентность - существительное, образованное от прилагательного компетентный в значении «знающий, осведомленный в какой-либо области». Компетентность – знания в какой-нибудь области. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации знания и опыт для эффективного решения поставленной цели.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. (Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования)

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

— психологическое обеспечение образовательных программ;

— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Усиление интереса и внимания к вопросам семейного воспитания связано с признанием его приоритета в развитии личности ребенка. Семья представляет базовую модель для социализации ребенка, в семье формируются предпосылки и создаются условия для развития физических, эмоциональных, познавательных, речевых способностей человека.

Статистические данные, приведенные в одном из выступлений (2009) члена комитета Госдумы по делам женщин Л. Н. Швец, свидетельствуют о том, что в России более 80% детей рождаются с отклонениями в развитии. Причина кроется не только в экологическом и социальном неблагополучии нашего общества, но и в медицинской и педагогической безграмотности будущих и настоящих родителей.

Иногда родители чувствуют, что их ребёнок не такой, как его сверстники, но что именно с ним происходит — не понимают, особенно если в семье первенец. Трудности усугубляются, когда ребёнок становится старше. Становится заметно его отставание от сверстников в речевом, интеллектуальном, эмоциональном развитии и др. Все родители начинают с осознания того, что означает заключение специалиста о состоянии ребенка (с чего начать, чем лечить, как лечить), для самих родителей (ситуация могла выбить из колеи, привести к пересмотру представлений о себе, своей системы ценностей, своих установок и устремлений) и для всей семьи (реакция членов семьи, друзей).

 Можно выделить несколько моделей поведения родителей:

- положительная динамическая модель. Родители адекватно воспринимают ситуацию. И позитивно настроены на дальнейшую деятельность и сотрудничество;

- отрицательная динамическая модель. Родители воспринимают ситуацию негативно, как приговор ребенку, неадекватно оценивая деятельность специалиста. Все воспринимают скептически. Идут за помощью к другому специалисту в поисках «устраивающего» их заключения и прогноза;

- адинамическая модель. Наиболее сложная. Родители не принимают ни какого участия. К результатам индифферентны. Эта категория родителей нуждается в психологической и психотерапевтической помощи для нормализации эмоционального состояния, налаживания взаимоотношений со своим ребенком.

Задачи специалиста в отношении родителей:

- поиск контакта, располагающего к дальнейшему сотрудничеству;

- консультация должна выходить за рамки медицинских критериев;

- привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам ребенка, использование социальной оценки настоящего и будущего положения ребенка;

- ориентирование родителей на планомерную, последовательную коррекционно-развивающую работу по нормализации состояния ребенка.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

— Профилактика.

— Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).

— Консультирование (индивидуальное и групповое).

— Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

— Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

— Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

— Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). (Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования)

Формы развития психолого-педагогической компетентности родителей в условиях ОУ:

- коллективные формы взаимодействия;

- индивидуальные формы работы с семьей;

- формы наглядного информационного сообщения;

Коллективные формы взаимодействия.

  1. Общие родительские собрания. Задачи:

- информирование родителей о сущности приоритетного направления ОУ, представление «визитной карточки» учреждения. Краткое и доступное знакомство с основными разделами Программы, по которой работает учреждение, с задачами и содержанием коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

  1. Групповые родительские собрания. Задачи:

- осуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов.

Целесообразно на родительских собраниях проводить встречи родителей со специалистами: с педагогами, психологом, врачами для решения проблем, возникающих по мере развития детей. Например, очень приветствуется родителями встречи с психологом перед выпуском детей в школу с консультацией о школьной готовности детей. Например, педагоги должны просвещать родителей, разъяснять им, что ответственность за воспитание ребенка и принятие того или иного решения, не следует перекладывать на специалиста.

Следует помнить, что общие и групповые родительские собрания оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов.

  1. День открытых дверей. Задача:

- знакомство с учреждением, направлениями, условиями его работы и педагогами и специалистами.

Родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в ОУ – дни открытых дверей проводятся строго по заранее составленному плану.

  1. Проведение детских праздников и досугов. Задача

- поддержание благоприятного психологического микроклимата ОУ, включение в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьей.

  1. Анкетирование и опросы. Задачи: - сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и педагогов ОУ;

- выявление мнения родителей о работе ОУ.

  1. Беседы и консультации специалистов. Задачи:

 - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних» заданий и пояснений к ним.

  1. «Родительский час». Задачи:

- информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение «домашних заданий»;

- рекомендации родителям о пособиях, играх, игрушках, методической и художественной литературе, которые помогут развить каждого ребенка.

Следует отметить, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы.

Формы наглядного информационного обеспечения.

  1. Информационные стенды, тематические и фото выставки, сайт ОУ. Задачи:- информация о графиках работы администрации и специалистов;

- информирование родителей об организации и содержании коррекционно-образовательной работы в ОУ;

- пропаганда психолого-педагогических знаний.

  1. Выставки детских работ. Задачи: - ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

  1. Открытые занятия специалистов и педагогов ОУ. В процессе проведения открытых групповых и индивидуальных занятий с детьми, родители имеют возможность научиться методам и приемам, способствующим развитию ребенка. Знакомятся с подбором материала, с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.

Задачи: - создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.

В процессе той или иной формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу.

  • Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Зачем ребенку игра?». Можно предложить дискуссионные вопросы: «Нужно ли использовать наказания»
  • Существуют игровые методы активизации родителей. Родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например, «Что вас радует в ребенке?». Можно предложить игрушечный микрофон и пустить его по кругу, задача – высказать свое мнение по вопросу, например, «Что для вас главное в подготовке к школе?»
  • К методам активизации относится просмотр видеороликов или диктофонных записей занятий, различных режимных моментов. Это помогает увидеть ребенка в новой обстановке, узнать его получше.
  • Анализ ситуаций. Ситуации для обсуждения можно брать из жизни, из опыта работы с детьми, из литературных источников.

Таким образом, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей позволяет мобилизовать их потенциал, расширяет и дополняет сферу психолого-педагогических мероприятий, направленных на детей с нарушениями речи, способствует выстраиванию четкой и эффективной модели взаимодействия ОУ с семьей ребенка. Это, в свою очередь, наиболее соответствует целям и задачам коррекционно-педагогического воздействия в отношении детей с нарушениями речевого развития.

эффективность коррекции и развития личности каждого ребёнка дошкольного возраста, его мыслительной и речевой деятельности, сенсомоторной сферы, в целом—достижение социальной адаптации возможно при наличии взаимодействия необходимых квалифицированных специалистов, родителей, создании необходимых психолого-педагогических условий, учитывающих особые образовательные потребности детей.

Постоянный же рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает профилактическое и диагностико-коррекционное направление деятельности образовательных учреждений в ряду наиболее значимых и приоритетных. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует поиск новых педагогических идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно - развивающей работы, ее методы и содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

Родителям,воспитывающих детей с нарушением интеллекта.

В сатье даются рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта с детьми...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи

Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание....

Лекция для родителей по повышению уровня психолого-педагогической культуры

Лекторий для родителей подростковЦель: повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей.Задачи:Ответить на вопрос родителей: «Какой период подросткового возраста самый трудный в...

Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР

В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.Ключевые слова: ...