Педагогика сотрудничества – одна из технологий личностно - ориентированного обучения.
методическая разработка на тему

Карпович Надежда Геннадьевна

Личностно- ориентированная технология  реализуется организацией учебно – воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.        Формирование сотрудничества процесс длительный и постепенный. Принято различать две формы учебного сотрудничества: «учитель – ученик», и «ученик- ученик( ученики)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

                            Педагогика сотрудничества.

           Педагогика сотрудничества – это одна из технологий личностно- ориентированного обучения.

          Личностно- ориентированная технология  реализуется организацией учебно – воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.

         Учебное сотрудничество- это умение договариваться , распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

        Формирование сотрудничества процесс длительный и постепенный

Принято различать две формы учебного сотрудничества: «учитель – ученик», и «ученик- ученик( ученики)».

         Главным аспектом в системе отношений сотрудничества являются отношения «учитель-ученик». Педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Трудно рассчитывать на проявление тяги к учению или проявление интереса к предмету учащихся коррекционной школы. Но мы должны найти способы вовлечения их в процесс обучения и совместный труд учителя и ученика, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед. «...Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, - писал В. А. Сухомлинский, - надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Поощрение успехов и интереса учеников способствует развитию их уверенности в свои способности и стимулирует стремление к новым знаниям.

          Прежде чем приступить к формированию сотрудничества «учитель- ученик», я   предлагаю проблемную ситуацию с недостающими условиями

 Для того, чтобы её решить, ученик должен запросить необходимую информацию у учителя, но как правило умственно отсталые дети не испытывают  в этом особой потребности; они действуют наугад. Необходимо подвести учащихся к тому , что в том виде, в котором задача поставлена перед учениками, она не имеет решения. Чтобы её решить, нужно сначала задать детям вопрос или вопросы, а в дальнейшем ученики должны  научиться строить логическую цепочку рассуждений, хотя бы в элементарной форме.

            Для у/о детей такая работа в силу особенностей их познавательной деятельности ( низкой критичности и мышления, недостаточной активности, ограниченности представлений об окружающей действительности) представляет сложности, но не является абсолютно  невыполнимой..

Кроме задач с недостающими условиями  могут быть использованы и другие задания,

задания направленные на различение ориентировки ученика на задачу и действия учителя. Задачи не имеющие решения.

          Задания связанные с различением житейской и научной логики.  При анализе грамматических  и орфографических ошибок  дети склонны опираться на имеющийся у них личный опыт и житейские представления.

          На уроках необходимо также формировать другой вид сотрудничества

«ученик- ученик (ученики). Цель: формирование навыка контроля   ( само- и взаимоконтроля), что подразумевает различение учебного сотрудничества

учеников в парах и малых группах. Практикуется взаимопроверка домашних заданий. Дети находят и исправляют допущенные их товарищами ошибки. Возможно и выставление оценок, если дети знакомы с критериями оценки.

          Другой вариант сотрудничества детей на уроке является работа в группах, в которую входит от трёх до пяти учеников. Состав не должен быть постоянным, хотя для того., чтобы учащиеся научились сообща выполнять работу, решать (решать учебные задачи), им необходимо решать определённое количество заданий в одном составе, после чего он меняется. Дети в одной группе должны иметь разный уровень психического развития и обученности.

          Организация групповой работы требует внесения изменений. Связанных с расстановкой парт в классе, чтобы во время совместной работы дети смотрели друг на друга, а не на учителя, пользоваться одним учебником.

           Прежде чем дети приступят к выполнению задания , педагогу следует чётко сформулировать  и поставить перед ними цель. Однако , как и в работе отдельных пар, главное не в достижении нужного результата, а способе его получения, умении школьников сотрудничать и  общаться .

 При обсуждении  итогов работы групп следует отметить вклад каждого ребёнка, даже если он был совсем незначительным.

           Технология сотрудничества невозможна без привлечения родителей. Когда дети видят, что их родители участвуют  в работе школы и класса, у них возрастает чувство собственной значимости.

Когда родители  становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативная технология

Личностно-ориентированная технология дает максимальное развитие индивидуальных позновательных способностей ребенка...

Технология личностно-ориентированного обучения. Модульное обучение

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен ...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков, но образовательный процесс должен быть построен с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических...