Упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения
картотека на тему

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. 

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_disleksii.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, способствующие
развитию скорости и качества чтения

Упражнения на внимание

Вычеркни все буквы, которые повторяются.


Ы Р М Т А О Н И Р П Т М Р А Н В Л О С Д
П Б Е О М Н М И А П Е Ч Т М Л А Р Ч М Б А О С И С Б И Ю А О Р Ч

Исправь ошибку.


Рог до ушей – хоть завязки пришей.
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Один в золе не воин.
Трус кормит, а лень портит.
Не делай муки из слона.
Сашу маслом не испортишь.
Крутится как булка в колесе.
Яйца куницу не учат.
Не пой другому яму, сам упадёшь.
Кошке игрушки, мошке слёзки.
Куда иголка, туда и нотка.

Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.
Ф Ы В А И В А Н Г О Р _______________________
С А Ш А И Т Ю Б Л Т________________________
О Н Т А Н Я М А К Н О________________________

Прочитай слова, подчеркни среди них такие, которые можно читать наоборот.
РЕКА КАЗАК СУМКА РЮКЗАК ШАЛАШ БЕРЁЗА

Читай чётко, без ошибок.


волкмартфантсветстихтрос
гербметрвестьслонсломтрон
зонтсерпгостьслогсмехтрус
кустторткостьследснятьткань
кадртанкчастьслепсветтвой
листтигрсестьспортрапхвост

Упражнения, формирующие умение слушать и говорить.
1. Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов.
• Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – дети запоминают его, затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.


Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу.
Оля читает бабушке.
Оля читает.


Переставь слова в предложении.

• Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.


Сегодня утром Маша пошла в школу.
Маша сегодня утром пошла в школу.
Утром сегодня пошла Маша в школу.
Пошла Маша сегодня утром в школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.

- Из молока получают масло и сыр.
- Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы.
- Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц.
- В тундре волки и олени живут рядом.
- Под старой берёзкой Алёша увидел маленького птенчика.

Измени одно слово.
• Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в
нём только одно слово, например:
Дети пришли из школы.
Ребята пришли из школы.
Мальчики пришли из школы.
Ученики пришли из школы.


Дети вышли из школы.
Дети пришли из театра.

- Валя гостила под Москвой.
- В кустах весело пел чиж.
- Стоит яркий солнечный день.
- Утята прыгнули в воду и поплыли.

Дополни предложение.
Мы играем.
Мы играем в футбол.
Мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

- Серёжа учит.
- Папа привёз.
- Птичка прилетела.
- Кот мяукал.
- Заяц убегал.

Слушай. Называй как можно больше слов.
Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.
Летит –_____________________________________________
Растёт –____________________________________________
Поёт –______________________________________________
Ползёт –____________________________________________
Ссорится –__________________________________________
Работает –__________________________________________
Сверкает –__________________________________________

Упражнения, способствующие развитию чёткости произношения.

• Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, пословиц.


Проворонила ворона воронёнка.
Мама мыла Милу мылом.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Клава у Клары играла на рояле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по чтению Пути повышения качества чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Чтение - сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения. В статье рассматривабся практические упражнения  по работе над чтением с детьми с нарушением интеллекта....

Конспект урока "Физические качества. Упражнения на скорость". 2 класс

Учебный предмет : физическая культураКласс : 2 «А»Тема : физические качества. Упражнения на скоростьТип урока : комбинированныйЦель урока : объяснить об основных физических качествах человека; понимат...

Влияние ФК и конкретных упражнений на скорость востановления учащихся с нарушением осанки в условиях школьного урока.

Лечебная физкультуры (ЛФК) – это та самая палочка-выручалочка, о которой мы вспоминаем (или, чаще, нам напоминают) уже в период лечения или реабилитации, хотя о волшебном ее действии следует помнить в...

Общешкольное родительское собрание на тему "Качество чтения, качество жизни"

В докладе идёт речь о роли чтения в жизни современного школьника. Как родители могут помочь в выборе книги и многое другое......

Упражнений для улучшения качества чтения учащихся

Упражнений для улучшения качества чтения учащихся начальных классов, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленный ОНР, ЗПР...

Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения

рассмотрены различные виды упражнений для коррекции дислексии и формирования навыка чтения...