СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИИ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ
классный час (7 класс) на тему

Молявкина Татьяна Яковлевна

    Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10  VIII вида

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ  БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИИ НАРОДОВ  НАШЕЙ  СТРАНЫ

                                                                                                        Классный руководитель

                                                                                                                  Молявкина Т.Я.

Социализация и развитие творческих способностей обучающихся через познание быта, культуры, традиций народов нашей страны.

    Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества.

     Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы – обеспечение успешной социализации ребенка.

     Л.С. Выготский отмечает «социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».

     Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

     Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накоплений человечеством опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет использовать определенные жизненно-важные социальные роли, идет социальное формирование личности.

     Значимость этой проблемы обусловлена тем, что обучающиеся  специальной коррекционной школы испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Познавательные возможности в сравнении с нормально развивающими сверстниками , не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром данной категорией.

     В процессе социализации и развития творческих способностей обучающихся играет значимую роль внеклассная и внеурочная деятельность. Во внеклассной работе педагог относительно свободен в выборе содержания, создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей воспитанников с нарушением интеллекта за счет использования более разнообразных форм работы (игры, драматизация, изготовление поделок, подготовка декораций и т.д.), знакомство с культурой, традициями народов через чтение книг и т.д.)

     И.Г. Ерменко отмечал, что «умственная недостаточность является серьезным препятствием для построения внеклассной работы на принципах самостоятельности, добровольности и самодеятельности». Преодоление трудностей вовлечения обучающихся специальной (коррекционной) школы во внеклассную работу опирается на его же собственные силы и возможности. Добровольный характер внеклассной работы дает возможность организовать деятельность обучающихся не только по интересам, но и с учетом их познавательных возможностей, инициативы и самостоятельности.

     Такой подход создает благоприятные условия для преодоления у обучающихся с нарушением интеллекта пассивной жизненной позиции для развития творческих способностей, безболезненной социализации.

     Подготовить обучающихся к самостоятельной жизни – очень важная и необходимая задача, которую я стараюсь решать как классный руководитель и руководитель кукольного кружка «Солнышко», которым я руководила 10 лет.

     Деятельность кружка началась с того, что я вместе с детьми обсудила план работы кружка, наметили сроки изготовления кукол би-ба-бо , для будущих постановок изготовили декорации.

     В процессе создания кукол из папье-маше, и изготовления для них одежды, раскрашивания поделок дети испытывали радость творчества. Они как к своему творению – детищу относились бережно. Работы были выполнены аккуратно. Каждая кукла имела свою особенность. Даже были даны имена, прозвища, ласковые клички для животных. Каждая кукла оживала в руках детей, когда они ее озвучивали.

     Эта кропотливая и творческая работа сплотила ребят. Они стали  относиться друг к другу более внимательнее. Каждый пытался  чем-то помочь друг другу.

     Дети знакомились с особенностями национального костюма татарского и русского народа, т.к. сами шили одежду в стиле национальных традиций. Радовались успеху, а когда куклы были готовы устраивали чаепитие, где были представлены национальные блюда (выпечка) татар – чак-чак, баурсак и русские блины. Дети делились рецептами блюд, так дома изготавливали их вместе с родителями.

     Первая постановка, первый успех вдохновили детей на дальнейшую творческую работу. Кукольный кружок существует 10 лет. За это время было поставлено множество постановок на разные злободневные темы: «Все пороки от безделья», «Не рой другим яму – сам туда попадешь», Как аукнется, так и откликнется», «Экологическая сказка», «Как медведь трубку нашел», «Скажем -нет порокам» и т.д. Заняли 2 место в городском конкурсе «Театр здоровья».

     Постановки, сценарии составлялись совместно. Дети придумывали сказки, истории, а я старалась незаметно для них направлять их в нужное русло, корректируя и дополняя.

     Каждую роль разучивали вместе, обсуждая, как она лучше бы прозвучала.  Узнавая о жизни и быте народов нашей страны в разные времена через чтение книг, легенд, о традициях предков, национальных праздниках, фольклоре, сказках – дети становились на шаг ближе к той взрослой жизни, в которой им предстоит жить.

     Как классный руководитель 6б класса, я привлекла внимание детей к национальным традициям трудового воспитания у татарского и русского народов. Познакомила с историей татарских праздников: Сабантуй,  Джиен, Науруз  и русских праздников Масленица, Троица. Как перекликаются праздники по значимости, прославление людей труда, добра, справедливости – тех  ценностей, которые сопровождают человека по жизни, высмеивание пороков – лень, ложь, клевета.

    Был проведен праздник Масленица. Дети охотно участвовали в соре информации о празднике, разучивали стихи и песни, исполняли частушки, подбирали загадки, пословицы, поговорки, национальные игры, хороводы, связанные с жизнью и бытом наших народов, обыгрывали сценки. Выпекали блины, готовили чай, по традициям народов, пили чай из самовара.

     Исполняя национальные хороводы, пляски, песни – дети проникнулись чувством уважения к народам нашей страны. У детей возникло желание продолжить изучать традиции народов.

В творческую работу по подготовке и проведению праздника включились все обучающиеся 6а и 6б классов. Индивидуально для каждого воспитанника подбиралось задание, роль, по силам и возможностям. Не было безучастных ребят. Все хотели быть задействованы, быть полезным. Совместно изготовили чучело «Зимы-Маромы» из соломы. Готовили рисунки по теме, оформляли зал, стол с угощением, соревновались в приготовлении блинного теста, делились рецептами.

     Само мероприятие прошло весело, живо, эмоционально. Дети вжились в образы, исполняли песни, танцы, частушки, игры, в духе традиций русского народа.

     Практика моей работы показала, что рациональная организация деятельности способствует более глубокому и всестороннему развитию обучающихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития обучающихся, раскрыть творческие способности каждого, подготовленными людьми вступить в самостоятельную жизнь.

     Научить ребенка видеть, оценивать окружающую действительность, научится оценивать себя в этом мире, развивать личностные качества, видеть частое и общее в поведении человека. Приобретая знания, умения, навыки, познание собственное «я» через общественно полезные виды деятельности, развивая личностные творческие способности. Эти задачи я стараюсь решить ежедневно, работая с детьми  с нарушением интеллектуального развития.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Норвегия,КУЛЬТУРА ,ТРАДИЦИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ž1)Введениеž2)Флагž3)Гербž4)Историяž5)Обычаиž6)Кухняž7)Напиткиž8)Праздникиž9)Развлечения...

Организация мероприятий, связанных с изучением истории, культуры, традиций казачества, в МОУ Кировская СОШ, Алтайского района.

Енисейское казачество сыграло огромную роль в присоединении территории южной Сибири к Российскому государству в 17 – 18 веках. Наш Алтайский район Хакасии свое название получил от села Алтай, чт...

Моя малая Родина: культура,традиции, этнос

Навеки связан я с тобою, Бахилово моё!...

Фестиваль национальных культур "Традиции гостеприимства"

Вариант проведения Фестиваля национальных культур...

Методическая публикация в сборнике «Диалог языков и культур: традиции и перспективы» 2012 г.

тема публикации - «Участие в международном проекте FORTTICE как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся над иностранным языком с использованием ИКТ»...

Мусульмане культура традиции

Презентация Мусульмане культура традиции...

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"...