Игры для детей дошкольников по развитию речи.
картотека по теме

Игры для детей дошкольноо возраста. Помогут детям расширить словарный запас. Закрепить правильное употребление грамматических конструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznye_slova.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Разные слова.

Эта игра на развитие речи детей дошкольного возраста,  позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию речи, наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

 

Вариант 1. «Подбор прилагательных» 

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

 

Вариант 2. «Что бывает?»

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл  слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

 

Вариант 3. «Узнавание» 

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

 

Вариант 4. «Цепочка слов»

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».

    Кошка бывает какая?

    Пушистая, ласковая, разноцветная...

    Что еще бывает разноцветным?

    Радуга, платье, телевизор...

    Каким еще может быть платье?

    Шелковым, новым, прямым...

    Что еще может быть прямым?

    Линия, дорога, взгляд... и т. д.

 

Вариант 5. «Кто что делает»

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами). В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

          а) Для игры необходим набор предметных карточек.  Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»

Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»

          б)  Со старшими дошкольниками и школьниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

        в) Игру можно усложнить за счет жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

         г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

 

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку.

Вариант 6. «Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Добавление

Это игровое упражнение на развитие речи в дошкольном возрасте имеет несколько вариантов разной степени сложности. Дети младшего возраста привлекаются к договариванию слов во фразах и предложениях, а старшие — самостоятельно осуществляют лексический отбор.


Вариант 1. «Пропущенные слова». Вы произносите предложение, а ребенок  вставляет пропущенное слово. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала ...»; «Кошка поймала в саду ...»; «Шерсть у кошки ..., коготки ...»; «Дождик прошел, и из-за туч показалось ...»; «Дворник взял метлу, он будет ...»; «Пришел почтальон, он принес ...». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.

 

Вариант 2. «Распространение предложений». Детям предлагают закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут ... (куда? зачем?)», «Садовник поливает ... (что? где? когда? зачем?) и т. п. В дальнейшем распространение осуществляется детьми самостоятельно, без помощи ориентирующих вопросов.

 

Вариант 3. «Добавление придаточных предложений». Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям. Например, взрослый говорит: «Сегодня надо затопить печь, потому что ...»; «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что ...»; «Мама сказала дочке, что ...»; «Мы завтра пойдем в лес, если ...».

 

Вариант 4. «Синонимические ряды». Перед тем как начать игру, вместе с детьми выясните значение, сходство и отличие по содержанию слов, которые предполагается использовать. Например, что обозначают, чем похожи и отличаются следующие слова: «бор — лес — роща»; «дом — терем — дворец»; «большой — огромный — громадный» и т. п. После этого вместе придумайте и назовите слова, обозначающие разные названия леса, жилищ, величины, и объясните их содержание. Так в словарный запас ребят войдут слова, имеющие тонкие оттенки значений.

В следующий раз попытайтесь охарактеризовать более сложные слова, например «шорох — лепет — шелест — шум», и предложите детям подумать, каким словом лучше передать тревогу человека, вслушивающегося в тишину ночного леса. (Скорее всего, ребята выберут слово «шорох».) Какое слово, «лепет» или «шелест», точнее передает разговор листьев утром, в первых лучах ласкового солнца? А для тихого, печального вечера подойдет «шорох» или «шелест»? Перед близкой грозой, под бурным ветром листья «шумят» или «шелестят»? Тут важное значение имеет не только различие в смысловых оттенках слов, но и в их звучании. Например, слово «шорох» таит в себе возможность передавать состояние тревоги (столкновение шипящего «ш» и глухого «х» с резким «р»), а слово «лепет» — что-то нежное, мягкое, ласковое, заключенное в звучании мягких «л» и «п» перед гласным «е».

Подобным образом можно помочь детям осознать и то, как выражают отношение различные суффиксы и приставки (не называя детям этих терминов). Например, словесный ряд: борода — бородушка — бородка — бородища. Как назвать бороду Деда Мороза, который приносит новогодние подарки? А бороду нечесаного и страшноватого Лешего? А как лучше сказать про нарядного петуха? А про доктора Айболита? В дальнейшем, когда подобные задания не будут вызывать у детей затруднений, можно варьировать содержание заданий.

 

Вариант 5. «Иносказание». Игроки загадывают слово, к которому можно подобрать несколько синонимов. Каждый игрок предлагает водящему свой вариант предложения, в котором вместо задуманного слова используется его синоним. По этим предложениям нужно догадаться, какое слово загадано. Например, задумано слово «холодный». Варианты предложений, придуманных детьми, могут быть такими: «Сегодня прохладный день»; «В стакане ледяной сок» и т. п. Если водящий затрудняется назвать исходное слово, оно либо называется, и совместно обсуждаются причины, приведшие к неудаче, либо слово меняется и загадывается другое.

Что от чего

В этой игре на развитие речи ребенок отыскивает и называет предмет, сначала на основе нескольких, предъявляемых им частей, а затем по одной из них. Например, циферблат, стрелки, маятник — часы; ствол, ветви, сучья, листья — дерево. Постепенно переходят к словесному варианту игры: по названию одной из частей дети отыскивают предметы, находящиеся в непосредственном окружении, а в дальнейшем и вне его, то есть опираясь на предшествующий опыт. В итоге ребятишки приходят к выводу о том, что один элемент может быть частью различных объектов. Например, листок — у книги, дерева, тетрадки; ручка — у бокала, кувшина, двери, человека и пр.

 

С возрастом усложняются и правила игры. Теперь детям можно предлагать пары слов (например, дом — крыша; лес — магазин; воспитатель — мама; ложка — вилка; хлеб — крошка; шуба — шапка; лиса — нора; роза — шипы; дерево — земля и т. п.), а они устанавливают между ними связь — является ли один из названных объектов частью другого, или нет? Дети могут просто отвечать «да» и «нет» или полностью аргументировать свой ответ. Интересно проходит эта игра, если детей несколько, они  делятся на пары и придумывают название какого-либо предмета. Если в образовавшейся паре один из объектов будет «независимым», то есть не являющимся частью предмета, придуманного партнером, то дети имеют возможность разбить свою пару и образовать новую, присоединившись к тому ребенку, название предмета которого будет для него зависимым, значимым. Когда взаимосвязь найдена, дети могут взяться за руки — это и будет сигналом к завершению задания.

На что похоже

Эта игра во всем ее видовом разнообразии является великолепным средством развития речи детей 3 лет и старше, а так же развивает  воображение ребенка

Правила игры очень просты и доступны детям любого возраста. На начальном этапе ознакомления детей с содержанием этой игры необходим наглядный игровой материал: разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, апельсин, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т. п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте. Правила игры достаточно просты — нужно ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).

 

Вариант 1. «Угадай-ка». В качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры и диаметра), зерна или сухие плоды растений, ниточки (длиной 2— 5 см), мелкие камешки. Организация игры: 10—12 предметов из исходного игрового набора кучкой бросают с небольшой высоты на стол или лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» и назвать получившееся изображение.

 

Вариант 2. «Буквы и цифры». Правила игры заключаются в следующем: детям предлагают рассмотреть цифры или буквы, изображенные во весь альбомный лист, и назвать предметы, образы, явления, на которые они похожи. Численность детских ассоциаций на одно изображение возрастает от занятия к занятию. Количество предлагаемых знаков нужно увеличивать постепенно. Можно предлагать детям не только называть возникающие по сходству образы, но и зарисовывать их. Дети с удовольствием придумывают рассказы и истории, опираясь на образные изображения знаков. Подобные игры служат великолепным и вполне доступным каждому ребенку средством освоения различных видов речи.


Вариант 3. «Дорисуй». Ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом. В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий и их переплетений.

Сравнение

Это упражнение для развития детской речи способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание (часто дети замечают даже случайные и несущественные мелочи: царапину, пятно на предмете, и все это служит поводом к высказыванию), формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.

 

Вариант 1. «Летает — не летает». Эта игра хорошо знакома как взрослым, так и детям. Она проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку), сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает — не плавает», «рисует — не рисует», «движется — не движется», «тянется — не растягивается», «растет — не растет» и т. п.

Лучше всего это игру проводить в движении — поднимать руки или ловить мяч. Если дети при ответах допускают много ошибок, то игру нужно организовать как практический эксперимент по выявлению тех или иных свойств, качеств предметов — опускать разные предметы в воду, пробовать ими рисовать, растягивать их и т. п.

Вариант 2. «Общее и особенное». Детям предъявляют два объекта (или предметные карточки) и предлагают объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывает тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

В дальнейшем количество сравниваемых предметов постепенно увеличивается. Реальные предметы могут быть заменены словесным обозначением, особенно в тех случаях, когда сравниваемые объекты не имеют материальной формы. Сравнивать между собой можно и однотипные действия, выполняемые различными объектами, явления и процессы.

Все наоборот

Игры подобного типа развивают воображение, активизируют мыслительную деятельность, экспериментирование, способствуют развитию устной речи. Дело в том, что объединение противоположно заданных функций или свойств в одном предмете является ни чем иным как проблемной ситуацией, в основе которой всегда лежит противоречие. С противоречиями каждый из нас сталкивается практически каждый день, но не всегда мы можем и умеем принять правильное решение и от этого достаточно страдаем — ведь проблемы имеют свойство накапливаться и оказывать разрушительное действие на человеческий организм. С детьми дело обстоит несколько проще — они, в силу своей психологической природы, не боятся противоречий, так как не всегда видят, чувствуют их. С возрастом эта особенность проходит, но, однако, пользы от этого мало.

 

Научить ребенка разрешать противоречия — значит помочь ему стать творческой личностью, приучить не пасовать перед трудностями, обогатить его жизненный и познавательный опыт. Суть противоречия состоит в том, что для решения не всегда имеются готовые образцы и, следовательно, необходимы некоторая смекалка, сообразительность, простор воображения для того, чтобы справиться с проблемной ситуацией. Издавна известно, что в творчестве нет канонов, норм и стандартов, поэтому ответы и действия ребенка ни в коем случае не могут оцениваться с точки зрения правильности и соответствия исходной заданности конечного результата. Каждая проблемная ситуация всегда по-своему уникальна, и ее разрешение происходит только на основе творческого преобразования собственного, индивидуально-неповторимого опыта.

 

Вариант 1. «Антонимы» 

Детям называют любое слово, а они говорят совершенно противоположное (мокрый — сухой, умный — глупый, жадный — щедрый, вязать — распускать, ходить — стоять и т. п.).

Задания и правила игры постепенно усложняются. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойство, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: карандаш (оставляет след) — резинка(стирает); ножницы (разъединяют) — клей(соединяет); стена (не пропускает свет) — окно(прозрачное); Гулливер (ходит большими шагами) — Мальчик-с-пальчик(маленькими шажочками); вода (мочит) — ветер (сушит); Буратино (веселый) — Пьеро (грустный), или Мальвина (послушная), или Тортилла (мудрая); Баба-Яга(злая) — Василиса (добрая); белая бумага — черная доска; гладкий лед — каменистая тропа; шумная толпа — тихая музыка; мягкая вата — твердый кирпич и т. д.

Интересным бывает предложить детям не только подобрать антоним, но и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам, как мама, сын, собака, гром, праздник, дождь, ветер, страх, радуга, землетрясение и т. п.

Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие снизу, из-под земли? От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом. А как укрыться от дождя наоборот? А может быть, это твердый дождь?

 

Вариант 2. «Антонимы-синонимы» 

Отличие от первого варианта состоит в том, что к названному слову одновременно подбирают и антоним, и синоним. Например, исходное слово «беда».

—  Радость (это  антоним к  слову  «беда»).

—  Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним исходному).

—  Счастье (антоним для предыдущего и синоним для слова «радость»),

—  Печаль (антоним предыдущего,  синоним  1-го и  3-го слова).

—  Удача  (антоним  предыдущего  и  синоним  2-го,   4-го)  и  т. д.   (Не забывайте,  что  первое слово  —   «беда».)

 

Вариант 3. «Небоскреб» 

Здесь для анализа используется какой-либо многоэлементный объект — лес, детский сад, семья, магазин и пр., а цепь рассуждений детей развертывается вширь и вглубь, как этажи небоскреба, дополняя друг друга и составляя единое целое — монолит. Вычленение составляющих исходного объекта, освоение и усвоение закономерности связей и зависимостей способствует формированию у детей основ естественно-научного мышления.

Дети, обозначив как можно больше составляющих исходного объекта,придумывают объект,противоположный ему. Например, в качестве основы рассматривается лес, который состоит из растений, животных, птиц, насекомых, которым, в свою очередь, соответствует определенный образ жизни (способ питания, передвижения и т. п.) и предназначение (роль, функция). Тогда «лес наоборот» может выглядеть следующим образом: деревья могут расти вверх корнями, листвой питаться травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы; или: низкие деревья прячутся в высокой траве, птицы переползают с травинки на травинку и ловят пролетающих мимо гусениц. В последующем дети характеризуют обратные действия различных процессов: снег тает наоборот, ветер дует наоборот, человек растет не вверх, а наоборот (чем хорошо? чем плохо?) и т. п.

 

Вариант 4. «Задом наперед» 

Для игры подбирают несколько пар изображений: гриб маленький — гриб большой; бабушка вяжет носки — носки связаны; девочка спит — девочка играет в куклы и т. п. Игровая задача состоит в придумывании двух рассказов, историй по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке (при этом второй рассказ ребенка должен быть действительно обратным первому, а не его повторением или продолжением). Например, у ребенка две картинки, на одной из которых изображено гнездо с яйцом, на другой — летящая птица. В этой последовательности мини-рассказ будет звучать приблизительно так: «В гнезде лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать». Если картинки поменять местами, то и рассказ, соответственно, несколько изменится: «Летела птичка, увидела на дереве удобное место для домика. Свила она гнездо, снесла яичко и стала своих деток высиживать».

Вариант 5. «История, рассказанная с окончания»

Это более сложный вариант игры, и, следовательно, первые рассказы будут составлены вами с участием ребенка, с постепенным переходом к самостоятельному  повествованию. Для того чтобы рассказывание истории в обратной последовательности не вызвало у ребенка слишком больших затруднений, можно использовать вопросы-опору, отражающие повествование прямого рассказа, по которым рассказывание новой истории осуществляется, начиная с последнего. Например:

1  (4). Что подарили Варе?

2  (3). Каким был подарок?

3  (2). Что с ним сделала Варя, как играла?

4  (1). Что сказала мама?

Рассказ будет звучать примерно так:

«Убирай свои карандаши, — сказала мама, — пора спать». Варя раскрасила траву, дерево и крышу дома. Стала Варя рисовать новыми карандашами. Карандаши были яркими и красивыми. Варе подарили коробку цветных карандашей.

 

Вариант 6. «Отрицание» 

Эта игра стимулирует речевую свободу ребенка, учит его исследовать возможности слов, овладевать ими, осваивать и применять неизвестные ранее склонения, смыслы и оттенки слов. Если к слову добавить частицу "нет" или приставку "анти", то предмет обыденный, не заслуживающий особого внимания, вдруг превращается в фантастический. Например, нож — ненож, антинож. Если рассмотреть основную функцию ножа — резать, разделять, то ненож или антинож — это нечто такое, что соединяет, то есть выполняет обратную функцию. Как пользоваться таким ножом? Где и как его можно применить?

С помощью отрицательных частиц можно придумать целую страну наоборот, где все будет жить и действовать совершенно иначе.

 

Вариант 7. «Объединение» 

Ребенку предлагают называть не только противоположные свойства, но и придумывать такие предметы, объекты или явления, которые бы одновременно совмещали в себе выявленные свойства. Для начала объединяют как минимум два прямо противоположные качества, а затем их исходное количество постепенно увеличивается. Например, что может быть одновременно: холодным и горячим (ребенок, солнце, термос, печь, холодильник, чашка с чаем); черным и белым (тельняшка, телевизор, зебра); быстрым и медленным; хрупким и прочным; большим и маленьким; узким и широким; богатым и бедным; острым и тупым; высоким и низким; выше стола, но ниже шкафа; горячее батареи, но холоднее солнца; шире лопаты, но уже стола и т. д. Пары противоположных свойств (большой — маленький, быстрый — медленный, громкий — тихий, сильный — слабый, добрый — злой) ребенок может использовать и применительно к себе. Таким образом происходит воображаемая реализация собственных желаний, которые ребенок не всегда имеет возможность осуществить в действительности. Предложите ребенку выбрать из названных или придумать свою пару противоположных качеств и составить предложение, рассказ, мотивируя свой выбор характером выполняемых при этом действий, поступков. Например, ребенок объясняет: «Я хочу быть большим, чтобы уметь делать все, что делают взрослые, и хочу быть маленьким, чтобы играть с моими друзьями» и т. п.

 

Вариант 8. «Хорошо — плохо» 

Дети выявляют положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления, ситуации, поступка и пр. Например, карандаш, что в нем нравится и что нет (что хотели бы оставить в нем без изменения и что изменить)?

Нравится: длинный, можно пользоваться, как линейкой, указкой; деревянный — легкий, легко точится; красный — можно рисовать салют, цветы, помидор; острый — можно тонкие линии рисовать, точки.

Не нравится: деревянный — легко ломается, теряется, чтобы его изготовить надо много деревьев срубить; длинный — не помещается в пенал, мешает в кармане; острый - можно уколоться, пораниться или нечаянно сделать дырку на бумаге; красный — рисует только одним цветом, нельзя нарисовать небо, траву.

После того как дети научатся без затруднений выявлять противоречивые свойства, функции предмета, можно предложить им разрешить выявленное противоречие: карандаш должен быть острым, когда рисует, и не должен быть острым, когда рисование закончено. Как быть? Что можно придумать?

Вариант 9. «Маятник» 

В этом варианте игры для каждого выявленного свойства предмета, явления называется противоположное. Например:

—  Сегодня идет дождь, это хорошо, почему?

—  Деревья поливает, можно по лужам босиком бегать.

—  Деревья поливаются — это плохо, почему?

—  Они могут погибнуть, когда много воды.

—  Деревья погибнут - - это хорошо, почему?

—  Из бревен можно будет дом построить.

—  Строить дом — это плохо, почему?

—  Там может Баба-Яга поселиться. И т. д.

 

Вариант 10.«Чересчур» 

Этот вариант игры знакомит детей с диалектическим законом перехода количества в качество. Например:

—  Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. А если много?

—  Испортятся зубы, их надо будет лечить. Может живот заболеть.

—  Одна таблетка (в соответствии с рецептом врача) — хорошо, помогает снять боль. А когда сразу много таблеток съешь?

—  Можно стать еще больней, даже отравиться и умереть.

—  Один лист бумаги легко рвется. А когда много -- целая пачка?

—  Ее трудно порвать или совсем невозможно.

Анализировать можно и так: например, сугробы в зимнем лесу.

—  Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему?

—  Весной снег растает, будет много воды, деревья смогут впитывать влагу и быстро расти.

—  А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу?

—  Он весной может захлебнуться от воды, ведь ее будет очень много. Снег будет медленно таять, и деревья могут погибнуть.

—  Это страшно для настоящего леса,  а если лес необычный — фантастический?

—  Тогда он превратится в подводный.

—  А если снега мало?

—  Лесу будет холодно, деревья могут замерзнуть и погибнуть. Весной будет мало воды,будет засуха.

—  А если лес — одно дерево?

—  Хорошо, когда из одного дерева целый лес вырастает. У него сильные, мощные корни — им надо много веток-стволов прокормить. Вот они и растут — силы набираются. Это могут быть и разные деревья на одном могучем стволе — получается целый цветущий дерево-сад.

—  А что плохого в таком лесу? и т.д.

Рассуждалки

РАССУЖДАЛКИ:    Детям предлагают подумать и рассказать, например, какой должна быть дружба,чтобы она радовала друзей (взаимной, радостной, интересной, бескорыстной и пр.); или игра, в которую можно играть долго; или подарок, которому очень обрадуется друг и т. п.


КТО МЫ?     Мир, познаваемый малышом, сложен и многогранен. Цель этой игры как раз и состоит в том, чтобы показать неоднозначность всего, что окружает ребенка. Спросите ребят: «А вы знаете, кто вы? Как вас дома называют мама и папа? В детском саду вы кто? А в больнице? А в школе кем будете? Когда по улице идете — кто? А если в транспорте едете? В магазине как вас называют? А если я буду работать в магазине, отпускать товар, кем я буду? Кто я для своих детей? Для моих мамы и папы?» После того, как дети ответят на вопросы, подведите итог: «Оказывается, один и тот же человек в разных местах называется по-разному».


ЛАСКОВОЕ ИМЯ:    Каждому ребенку придумывают новое имя на основе использования первой буквы настоящего имени. Например: Надя — нежная, надежная, неунывающая; Саша — смелый, сильный, стойкий; Лена — ласковая, любознательная. Имя можно придумывать и на основе ассоциации с каким-либо растением, животным, явлением. Например: Зина — зорька красная; Раиса — радуга; Надя — незабудка; Катя — кошечка (она ходит тихо-тихо, ее совсем не слышно, как кошку, у которой на лапках мягкие подушечки); Коля — колокольчик; Саша — солнышко и т. п.

Объяснялки

Эта игра имеет несколько разновидностей, ход которых всегда сопровождает особое эмоциональное состояние детей — ребенок «вживается» в роль взрослого и сам разъясняет, уточняет, делится своими знаниями, а значит полон уверенности и чувства собственного достоинства. Но говорит он не «так, как надо», не по схеме, а так, как сам это понимает. Объяснять окружающим сущность предметного мира ребенку очень интересно, но вот активных слушателей из числа взрослых у него, как правило, бывает слишком мало. Да и удивить их достаточно сложно — ведь взрослые и знают, и умеют многое. Хотя нам стоит поучиться у малыша и внимательности, и точности, и образности.

Объяснять значение того или иного слова, понятия, назначение (функцию) предмета ребенок будет с удовольствием и более уверенно лишь в том случае, когда в этом возникает непосредственная потребность, создать которую не составляет большого труда, включив в деятельность реальный или игровой персонаж, заинтересованный в подробном объяснении.

Взрослый вполне может «временно» стать инопланетянином или Незнайкой, который хочет все знать и уметь, или лесным, сказочным жителем, которому многое в городе в диковинку, ведь он это видит впервые в жизни.

Вариант 1. «Прямая трактовка». Здесь предполагается полное объяснение понятий. Вот так дети объясняют значение некоторых:

Музей — это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.

Облако — это такой пушистый, мягкий воздух, похожий на подушку, которая часто меняет свою форму. Это часть неба, которую ночью трудно увидеть, если нет звезд и луны, но можно догадаться, что она есть наверху.


В дальнейшем детей привлекают к интерпретации различных поступков и их результатов. Такая практика не только расширяет речевой диапазон ребенка, но и позволяет ему осмысливать поведение окружающих и свое собственное, обогащает опыт социального взаимодействия, способствует формированию реалистической самооценки. В качестве аналитического материала сначала используют литературные произведения (М. Горький
«Воробьишко», В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово» и др.), а затем переходят к объяснению качеств, эмоциональных состояний человека, его поступков, с которыми дети сталкиваются непосредственно в реальной жизни.


Вариант 2. «Скрытая трактовка». Это своеобразные загадки-рассуждения детей, которые бывают достаточно необычны, оригинальны, но, в любом случае, они, во-первых, служат показателем развития мышления ребенка (его смысловой стороны), а во-вторых, требуют от взрослого «перестройки» собственного мышления, чтобы понять логику рассуждений малыша и увидеть мир его глазами. Попробуйте вот по таким коротким репликам-рассуждениям детей сразу догадаться, «что бы это значило»:

—  у всех одна;

—  у каждого своя.

Затрудняетесь? Тогда попытайтесь увязать ваше предположение со следующими дополнениями:

—  это родитель детей;

—  у нее бывает по два сына или дочки.

Догадались?! Конечно же, это самый близкий и любимый человек на свете — мама.

А вот так дети объясняют, что такое «детский сад»:

—  туда ходят маленькие дети;

—  такой домик, где дети работают дольше, чем взрослые;

—  там можно играть, рисовать и обязательно слушаться, кушать и спать.


Вариант 3. «Воспроизведение». Детям называют слово и предлагают охарактеризовать его (т. е. рассказать, что они знают о нем). Например, солнце — теплое, садится, греет землю, лучистое; кошка — мягкая, пушистая, с коготками, усатая, разноцветная. Общее количество впервые предъявляемых слов — около 10, в дальнейшем их число возрастает постепенно (но не более 20). После того как каждое из них будет объяснено, раскрыто ребенком, ему предлагают вспомнить или нарисовать все названные взрослым слова. Исходный набор и детские характеристики, данные каждому слову, могут быть использованы и в качестве опоры для составления рассказов.


Вариант 4. «Немое кино». Дети делятся на две группы: одни -комментаторы, другие - судьи. Основная задача игры состоит в том, что дети-комментаторы объясняют значение каких-либо слов (например, утюг, цепь, бочонок, балалайка, винтовая лестница и пр.) используя при этом как можно меньше жестов; а дети-судьи оценивают их ответы, фиксируя ошибки и отступления от правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в жизни детей с проблемами развития речи

Цель занятий с использованием музыкотерапииСодержание и построение занятия...

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Игры и игровые пособия в развитии речи детей

Все пособия, представленные в презентации, созданы  для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на логопедических занятиях. С помощью игровых средств создаетс...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"

Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....

Доклад"Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."

Доклад "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."...