Музыка в жизни детей с проблемами развития речи
план-конспект по теме

Новицкая Оксана Николаевна

Цель занятий с использованием музыкотерапии

Содержание и построение занятия

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

Музыка в жизни детей с проблемами  развития речи

        О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции.

В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла достойное место.

        Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого

профиля.

        В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались.

        Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям, которым еще нет и года.

        Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.

        Цель занятий с использованием музыкотерапии:

*создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей);

*стимуляция двигательных функций;

*развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей;

*растормаживание речевой функции.

        Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей,  мелкой моторики и артикуляционной моторики.

        Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

         В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

        Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания).

        С детьми дошкольного возраста она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.

        Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть

громким и в то же время чрезмерно тихим.

        Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте

требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными

педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека.

        Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

        Музыкотерапия включает:

прослушивание музыкальных произведений;

пение песен;

ритмические движения под музыку;

сочетание музыки и изодеятельности.

        Опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

1)  использовать для прослушивания можно только то произведение, которое

нравится абсолютно всем детям;

2)  лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не

должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;

3)  продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

        С первых шагов малыши с удовольствием начинают танцевать, двигаться в такт музыки, притопывать, прихлопывать.

        Музыкальное занятие - это не просто последовательность упражнений, это каждый раз цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом.

        Построение занятия зависит от того, какие дети в нем участвуют,  и какие проблемы должны решаться на данном этапе. Например, если

в группе есть ребенок со страхами или нарушением общения, которого нужно вовлечь в общее действие, занятие начинается со спокойной, нерезкой музыки, дети слушают, плавно переходя от одной игры к другой. Постепенно интенсивность действия нарастает, дети активнее включаются в занятие (поют, играют на музыкальных инструментах). Некоторые элементы должны обязательно присутствовать на каждом занятии: это движение под разную музыку, чтобы ребенок вошел в мир музыки, услышал ее и при этом понял или вспомнил, что разной музыке соответствуют разные типы движения (под марш дети ходят, под вальс кружатся и т.д.). После этого дети садятся полукругом около пианино и поют, некоторые песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах. На некоторых этапах пение полезно начинать с распевания. Важно также позволить детям отдаться во власть ритма, например, при игре на шумовых инструментах (маракасах, трещотках).

        Кульминационная часть занятия - хороводные танцы. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые "отрешенные" дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребенок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные. Заканчивается занятие снова спокойной музыкой или игрой.

        В этой ритмической организации занятия и состоит главная роль «музыкотерапевта».

        На занятиях исполняются разные хороводные танцы. Существенными чертами этих танцев является то, что все видят всех, что есть моменты, когда все держатся за руки, что в тексте песен есть повторяющиеся части.

Мелодия должна быть увлекающей, но достаточно плавной.

     

        Педагог, занимающийся с ребенком, обязательно должен учитывать, что

стимуляция речи ведет к общей стимуляции активности (т.к. произвольный

контроль у ребенка в это время еще не сформирован). Поэтому такие занятия

сильно возбуждают и растормаживают ребенка и могут давать нежелательный эффект.

         Если ребенок от занятий очень возбуждается и возбуждение преобладает над появившейся речевой продукцией, нужно на некоторое время оставить его в покое. Это значит, что ребенок продолжает ходить на музыкальные занятия, но педагог временно прекращает целенаправленно стимулировать его речь. Через некоторое время, когда возбуждение уменьшится, работу по стимуляции речи можно возобновить.

                         Заключение                         

        Музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует:

1  - улучшению общего эмоционального состояния детей;

2  - улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность,

ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

3  - коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

4  -общей стимуляции речевой функции;

5  - нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм,

выразительность интонации).

1. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике // Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

2. Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития // Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. Рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей, 1994.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. –М.: «Гном-Пресс», 1999.

4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. –М.: Книголюб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция развития детей с нарушениями речи на уроках музыки

Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», на сегодняшний день является актуальной. В работе учителя...

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить  детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности...

МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА: «КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».

«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ». Количество детей с дефектами речи   возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки»...

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»...

МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОВЗЦелевые ориентиры в музыкальной реабилитации для дошкольников с ОВЗ:1- Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания песен имузыкальных пьес в ис...

Музыка в жизни детей с ОВЗ.

Музыка в жизни детей с ОВЗ.Если у нас здоровый ребенок, мы все время бежим за ним. Он развивается сам, а мы только догоняем и подстраиваемся к новому этапу его развития. Если же у ребенка нарушения, т...

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия у детей с нарушениями речи решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....