Сообщение "Трудовое воспитание в коррекционной школе"
материал на тему
Формирование трудовых навыков, привычки к длительным трудовым усилиям, коррекция самостоятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_7_klass.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье наших воспитанников относится к наиболее значимым социальным ценностям и является универсальным индикатором, отражающим степень воспитанности учащихся, развитие личности. Необходимо с особым вниманием относится к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни детей – сирот с ограниченными возможностями здоровья, пробудить в них желание заботиться о своем здоровье, так как ценность здоровья не является для них основной жизненной мотивацией.
При формировании ценности здоровья, его сохранения и укрепления необходимо руководствоваться следующей логикой решения задач:
1. Изучение проблемы (анализ состояния проблемы ценностного отношения к здоровью)
2. Разработка путей решения проблемы.
3.Применения методических рекомендаций по формированию ценности здоровья. Его сохранения и укрепления.
4.Формирование культуры здоровья воспитанников.
5.Применения в своей работе современных здоровьесберегающих технологий.
Ценностное отношение к собственному здоровью у учащихся характеризуется наличием противоречия между декларированием ценностей здоровья и реальным здоровьесохранным поведением.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей всех возрастов. Отмечается эмоционального и личностного развития учащихся , растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством причин, а также образом жизни.
Общепризнано, что здоровье является базовой потребностью человека. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
Говоря о здоровье ребенка. Важно учитывать то , что оно имеет четыре составляющих:
- физическое – создает основу для осанки, координации движений, роста, веса, подвижности;
- соматическое – обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов;
- психическое – обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к самому себе и к окружающим;
- духовное – включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную состовляющую его жизни.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал:»Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности воспитанников зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом. Физическое развития и укрепления здоровья детей является главной заботой всего педагогического коллектива специального коррекционного образовательного учреждения .
Проблема физического воспитания и формирования здорового образа жизни может решаться с разных позиций посредством:
- просветительной деятельности;
- изучения особенности своего организма;
- изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;
- формирование позиции признание ценности здоровья и чувства ответственности за него.
В каждой возрастной группе должны формироваться представления, умения и навыки на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий.
Успешное решение всех поставленных задач воспитания детей с проблемами в развитии возможно только при условии знания воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, закономерности их развития. Состояние здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья требует особенно внимательного отношения организации их внешкольной жизни: разумного сочетания труда и отдыха, методическим требованиям, эмоциональному климату в группе. На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Поэтому в специальных коррекционных школах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, важно научить детей осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Работа по этому направлению должна включать в себя : диагностику, физическое здоровье, нравственное воспитание и формирование здорового образа жизни. Основные пути реализации данного раздела воспитания являются следующие:
- изучение состояния здоровья воспитанников;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие двигательных способностей;
- расширение кругозора;
- воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
- организация физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Воспитатель должен ориентироваться не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы поведений, реализация усвоенных знаний и представлений в реальном поведении. Особое внимание следует уделять способам закрепления изучаемого материала . Воспитанникам необходимо предлагать вариантивные задания, нацеленные на расширение и обогащение сформированных представлений о здоровом образе жизни, отраженных в различных видах деятельности. В более старших классах учащимся возможно предлагать выполнить творческие задания. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из Учебно-воспитательной системы в повседневную жизнь.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. В старших классах делается акцент на самостоятельное экспериментирования и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Каждое занятие должно содержать познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушением интеллекта, и сочетаться с практическими заданиями (тренингами, оздоровительными минутками и пр.), необходимыми для развития навыка ребенка.
В начальных классах содержание занятий желательно наполнять игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить детей соблюдать культурно-гигиенические навыки, надо чтобы уже с младшего школьного возраста дети учились любви к себе , к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно здоров.
Занятия по данной теме требует творческого подхода со стороны воспитателя. Они могут разных видов: беседа. Дидактическая игра, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают в себя вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами укрепляющими и разрушающими здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. Оздоровительные минутки должны включать в себя не только выполнения комплекса физических упражнений, но и упражнения на релаксацию. Задача оздоровительных минуток заключается в том, чтобы не только дать определенные знания, но и сформировать умение и навыки . необходимые каждому воспитаннику для укрепления своего здоровья, снятие усталости, обретения спокойствия.
Все занятия важно строить так, чтобы воспитанники получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования. Воспитателю необходимо помнить также, что невозможно воспитать без личного примера. Только
личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым и раздраженным, нельзя говорить о правильном питании и в то же время вскакивать из-за стола, есть стоя. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в тоже время употреблять их самому в пищу. В конечном итоге все занятия должны приносить детям радость, чувство удоволетворения, понимания значимости изучения данного направления. Изучение по профилактики вредных привычек и формирования здорового образа жизни начинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...
"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"
Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...
Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»
Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....
«Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы»
Оглавление 1. Пояснительная записка………………………………………………….стр22. Целепологания………………………………………………………….стр33....
"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА "Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе"
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...