материал для олимпиады по русскому языку
олимпиадные задания на тему

Черепанова Наталья Васильевна

      Олимпиадные задания, используемые во время проведения недели по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_russkogo_yazyka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Отборочный тур

  1. Подчеркни слова, в которых только твердые согласные звуки:

Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.

  1. Найди и подчеркни существительные мужского рода:

Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.

  1. Замени выражения одним глаголом:

Клевать носом - …

Зарубить на носу - …

Чесать языком - …

Дать стрекоча - …

Ломать голову - …

  1. Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Необходимо использовать все буквы:

Лик + пена =

Иск + том =

Кожа + ворон =

  1. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:

                 Я … утра … лесу гуляю,

                 … росы я весь промок.

                  Но зато теперь я знаю

                  … березку и … мох,

                  … малину, ежевику,

                  … ежа и ежиху,

                  … которой … ежат

                  Все иголочки дрожат.

  1. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:

Лес - …

Горе - …

Мороз - …

Сообщение - …

Невиданный - …

  1. Поставь знак ударения в словах:

Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свекла.

  1. Замени данные словосочетания близким по значению глаголом:

Задирать нос - …

Бить баклуши - …

Считать ворон - …

  1. В каждой группе слов найти «лишнее», подчеркни его:

Молоко, бревно, пальто, число, весло.

Клевета, забота, весна, победа, истина.

Звук, жест, долг, глаз, рукав.

Они, мы, сани, вы, ты.

Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

  1. Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь».

  1. Подбери антонимы к словам:

Мягкий -  …, натуральный - …, снаружи - …

  1. Выпиши словосочетания, где глагол употреблен в переносном значении:

Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подает надежды, сердце шепчет, подает пальто, проглотил язык, солнце светит.

  1. От данных существительных образуй глаголы:

Звон - …, звук - …, зелень - …, блеск - …, свет - …, корм - …, крик - …, рассказ - … .

  1. Прочитай. Спиши предложения в порядке усиления движения от самого медленного до самого быстрого. Подчеркни глаголы:

Путник шагает. Лошадь бежит. Черепаха ползет. Машина едет. Поезд мчится.

  1. Подбери слова, близкие по смыслу (синонимы):

Худой - …, бросать - …, воин - …, опрятный - …

  1. Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги:

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

  1. Прочитай слова. Подчеркни те, которые нельзя переносить:

Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, лес, семья, герб.

  1. Придумай клички животным:

Собака …, корова …, кошка …, конь …, попугай …, воробей …

  1. Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. Подчеркни глаголы.

Бабушка.

      Мою бабушку зовут вера Петровна она живет в москве на улице русакова. Я часто бываю у Бабушки мы любим ходить в парк Сокольники.

  1. У К.И.Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы по истории о речи маленьких детей. Ознакомься с некоторыми из них, укажи ошибки, запиши правильный вариант.

- Стрелка на часах ходнула разок.

- Ой, как больнуло живот!

- Я только немножко откуснул от пирожка.

- Какое червячное яблоко!

- Какой песок песучий!

- Зубовный врач.

- Пугательные глазки.

- Смотри, какая жукачечка ползет!

- Лес заблудительный.

   21. В песне А.Дулова «Поселок дачный» есть строчки:

          К чему скитаться разно?

          Обнимемся в пути.

          Теперь еще не поздно

          На палубу взойти.

Что означает слово «розно»? (по морям, подолгу, поодиночке, понемногу, по заграницам)

22.Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении?

Циган купил красофки?

     23. Какие варианты из перечисленных можно поставить вместо многоточия в данной фразе?

           Результаты моих первых работ были …, чем сейчас.

           Слабее, более слабее, слабже, более слабыми.

     24. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Оrbit. Помоги ему выбрать правильный вариант:

           Жевачка, жувачка, живачка, жвачка, жывачка.

     25. Какие из данных слов обозначают группу людей?

           Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча.

     

Блицтурнир

  1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 7 дней?

  1. Какие буквы в русском языке не обозначают звук?

  1. Какая бывает речь?

  1. Чем кончается лето и начинается осень?

  1. Названия каких двух месяцев оканчивается на букву «Т»?

  1. Какое имя девочки получится, если написать тридцать «Я»?

  1. Какие слова можно получить, если в слове «торт» заменить первую букву?

  1. Запишите название к сказке:

Сказала лиса кролику: «Зачем ты, кролик, роешь такие узкие норы?» «Затем, чтобы ты, лисонька, не пришла ко мне в гости», - отвечает кролик.

  1. Прочитайте. В каждой строке найдите лишнее слово:

Поет, дремлет, ветер, играет.

Придет, топор, сядет, роет.

Шишка, долбит, плавает, ныряет.

Убирает, обедает, рисует, зарядка.

  1. Выполни математические действия и запиши слово:

ЧЕТ + ИР – ТИР + Т + ВЕРТЬ =

1 класс

   

  1. Подчеркни слова, в которых только твердые согласные звуки:

Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.

  1. Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги.

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

  1. Прочитай слова. Подчеркни те слова, которые нельзя переносить.

Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, лес, семья, герб.

  1. Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. Подчеркни глаголы.

Моего брата зовут игорь Иванович он живет в киеве на улице горького. Я часто бываю у него мы любим ходить в парк Дубки и по музеям.

  1. Учительница попросила детей придумать слово, в котором 3 буквы и 3 звука. Первая буква Р, вторая буква – гласная, а третья – согласная, обозначающая глухой, твердый звук. В классе было пять групп детей, каждая из которых придумала свое слово. Выбери правильное.

1 группа – «рак»

2 группа – «род»

3 группа – «рот»

4 группа – «русь»

5 группа – «рябь»

      6. Ученику дали задание написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: «тот», «дед», «шалаш». Правильно ли выполнено задание?

      7. В названиях каких месяцев в русском языке произносятся мягкие звуки [р’] и [н’]?

     8. Запиши имя мальчика, в которое можно вписать какую-нибудь букву, чтобы получилось название деревянных шестов с заостренными концами, а если убрать первую букву, то получится имя девочки. Запиши эти три слова.

     9. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

           Поди туда, не знаю куда, …

           Скоро сказка сказывается, …

           Это все присказка, …

  1. Сколько букв «о» в данном предложении? А сколько звуков [о]?

Звонят во все колокола.

  1. Поставь слова во множественное число.

Человек - …, лист (бумаги) - …, лист (дерева) - …, зуб (волка) - …, зуб (пилы) - … .

     

Финальная игра

  1. Образуй множественное число от данных имен существительных:

Профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, стакан, пастбище.

  1. Разбери слова по составу:

Забежал, розочка, синеватый.

  1. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв.
  2. Запиши слова, вставляя пропущенные буквы (где это необходимо):

Серь…езный, раз…езд, об…явление, без…ответственный, с…язвить, трех…этажный.

  1. Выпиши словосочетания, где глагол употреблен в переносном значении:

Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подает надежды, сердце шепчет, подает пальто, проглотил язык, солнце светит.

  1. Напиши глаголы, противоположные по значению:

Помогать - …

Говорить - …

Надевать - …

Рисовать - …

Ненавидеть - …

Смеяться - …

Радоваться - …

  1. От данных существительных образуй глаголы:

Звон - …, звук - …, зелень - …, блеск - …, свет - …, корм - …, крик - …

  1. Напиши по два прилагательных, подходящих по смыслу существительным:

Хлеб - ---------------, -----------------.

Ландыш - -------------, -----------------.

Речка - ----------------, -----------------.

  1. Два класса объединили в один. Что произошло?

Сливание. Слитие. Слияние. Слив. Сливка.

  1. Исключи слово, которое означает не такой вид растительности, как остальные слова из списка:

Джунгли, ельник, бор, луг, дубрава.

  1. У каких из данных существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

  1. Как начинается поговорка: «… видит из далека»?

Моряк моряка, рыбак рыбака, рыбак моряка, свояк свояка, дурак дурака.

  1. Дополни фразу: «Они друг с другом …»

На равной ноге, на короткой ноге, на близкой ноге, на одной ноге, на двух ногах.

  1. Какие из перечисленных слов происходят от названий частей человеческого тела?

Подножка, подушка, подзатыльник, подворотня, поручение, намордник, на запятках, наручники, лапник, прохвост.

  1. Укажи все сочетания слов, составленные неправильно. Исправь ошибки.

Пара носок, без чулок, нет солдат, пять помидор, группа грузинов.

  1. Учитель спросил, где было Бородинское сражение.

Петя сказал: «Под Бородином». Вася: «Под Бородиным». Коля: «Под селом Бородино». Миша: «Под селом Бородиным».

Кто из ребят построил правильную фразу?

  1. У вас с другом испортились отношения. Какими словами можно описать их после этого печального события?

Натянутые, напряженные, надутые, наплевательские, нахмуренные, между нами черная кошка пробежала.

  1. Какие из перечисленных названий обуви русские по происхождению?

Босоножки, бутсы, сандалии, ботинки, чешки, валенки.

  1. Составь из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение:

Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.

Терпеть , быть, казак, атаман.

Смотреть, конь, дареный, зубы.

Вить, быть, конец, веревочка, сколько.

20. Напиши слова правильно.

Потрет, центер, транвай, конфорт, колидор, коклета.

21. К данным словам подбери синонимы:

Блестит - …, мыслит - …, бранит - …, рыдает - … .

  1. Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова:

Сено                                         Овод

Стол                                          Ежи

Зал                                             Ода

Газ                                             Вал

Гриб                                          Очки

Хор                                            Он

Бор                                             Яр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для олимпиад разного уровня

Данный материал поможет учителю подготовить учащихся по всем видам речевой деятельности к олимпиадам....

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

рабочая программа порусскому языку. 9 класс. Бунеев.

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бунеев...

КВН порусскому языку 5 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку...

материал по олимпиаде немецкий язык 5-6 классы

Материалы предназначены для проведения олимпиад по немецкому языку в 5-6 классах...

Презентация ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ

Презентация содержит комплекс опорных конспектов по русскому языку. Материал может использоваться при подготовке к ЕГЭ и на уроках русского языка....

Мониторинг УУД порусскому языку. 5 класс

Промежуточный мониторинг по русскому языку в 5 классе....