Логоритмическое занятие в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста
план-конспект на тему

Логоритмическое занятие в логопедической группе

детей старшего дошкольного возраста

«Двенадцать месяцев»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_integr_s_muz.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 Логоритмическое занятие в логопедической группе

детей старшего дошкольного возраста

«Двенадцать месяцев»

Учитель-логопед: Павлюченко Н. В.

Музыкальный руководитель: Эпова О. В.

Цель. Преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

Задачи.    

  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи.
  • Развивать и закреплять умение координировать слово с движением.
  • Учить детей петь выразительно, чисто интонируя мелодию, четко проговаривать слова, совершенствовать умение удержать дыхание до конца фразы.
  • Формировать навык в образовании слов-антонимов.
  • Закреплять понятие о родственных словах.

                                                                 Ход занятия

                    Дети подскоками забегают в зал, встают в круг.

Логопед. Ребята, какое время года у нас сейчас?

                Почему?

                Какой праздник отмечаем зимой?

                 Какие чудеса происходят в новый год? (Дед Мороз приносит подарки детям)

                Еще Дед Мороз принес нам сказку о братьях-месяцах. Сколько всего месяцев в году? (12)

                Идут они все друг за другом и никогда не встречаются.

                Мы сейчас вспомним, как их зовут

                                                   «Двенадцать месяцев»    

А сейчас запоминай:                                Дети грозят пальцем.

Это март, апрель и май,—                       По очереди загибают пальцы на одной руке.

Три сыночка-месяца                                Поднимают вверх три пальца.

У весны кудесницы.

Шаловливы и ловки                                 Хлопают в ладоши.

Лета красного сынки:                              

Вот июнь, июль, за ним                           Отводят в сторону сначала одну руку,  

                                                                  потом  другую.

Август рыбку ловит им.                           Прижимают ладони друг к другу и качают

                                                                    ими из стороны в сторону («рыбка»).

Вот прошли весна и лето.                         «Проходятся» пальчиками по бедрам и

                                                                    коленкам.

Осень в золото одета—                            Ставят руки на пояс и поворачивают из

                                                                    стороны  в сторону.  

На дворе сентябрь, октябрь.                  Отводят в сторону сначала одну руку      

                                                                   затем  другую.

С дождиком всегда ноябрь.                     Стучат указательным пальцем одной руки  

                                                                    по  ладони другой («дождик»). 

У зимы же, посмотри,                              Вытягивают обе руки вперед.

Дети есть—их тоже три:                          Поднимают три пальца.

Декабрь, январь и февраль                      Загибают по очереди пальцы.

Одели всё в снежную шаль.                    Поднимают руки и постепенно опускают

                                                                   их, делая мягкие движения кистями рук.

—Молодцы! Ребята, чтобы попасть нам в сказку, нужно пробраться через волшебный тоннель, там немного темновато, но кто не побоится и преодолеет свой страх, того ждут удивительные приключения вместе с героями сказки. Все готовы?

Автор. Рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все  двенадцать месяцев сразу.

   В одной деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем не могла ей угодить. Однажды в январе приказала злая мачеха сходить падчерице в лес и набрать подснежников — ведь завтра у любимой доченьки день рождения.

   Делать нечего. Взяла дочка корзину, встала на лыжи (без них-то и до лесу не добраться, все дороги замело) и поехала в лес.

 

                                                         Попевка      «На лыжах»

         Выпал снег, первый снег,                               Дети опускают руки вниз, делая

                                                                                   плавные движения кистями        

                                                                                  («идет снег»).

         Всюду шум, всюду смех.                               Хлопают ритмический рисунок.

         Я встаю на лыжню,                                 делают скользящие движения ладоней   

         Всех сейчас обгоню.                                      друг о друга.

(Дети исполняют ритмический рисунок звучащими жестами: восьмые—хлопки в ладоши, четверти по коленям.)

 Автор. Зашла падчерица в самую чащу леса. Вся замерзла, греет своим дыханием руки.

                                                    Логопедическая гимнастика

  1. «Греем руки». Вытянуть губы вперед «трубочкой» и продолжительно дуть на ладони.
  2. «Греем нос». Губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
  3. «Греем щеки». Ребенок в спокойном темпе по очереди надувает правую и левую щеку, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Автор. Темно в лесу. Вдруг видит девочка: вдали мелькает огонек. Пошла она на этот огонек.

—Ребята, чтобы нам к нему пробраться, нужно справиться с заданиями.

     

                                               Игра «Что лишнее?»

        С опорой на картинки: шуба, кофта, варежки, валенки, зонт.

На слух: мороз, дождь, снег, сугроб, метель.

                               Игра «Родственные слова»

Зима, зимушка, зимовать, зимний, зимовьё.

Мороз, заморозки, морозец, морозко, морозный (день), заморозить.

Снег, снежок, снежинки, снежки, снегопад, снеговик, Снегурочка, снежный (ком).

—Молодцы!

Автор: Вышла девочка на полянку. А там сидят братья-месяцы: три старика, три пожилых человека, три молодых и три мальчика. (Иллюстрация вывешивается на мольберт, у которого горит костер.) Самый высокий, самый бородатый старик спросил у падчерицы, зачем пришла она к новогоднему костру, около которого раз в году все месяцы встречаются. Рассказала девочка, что мачеха послала ее в лес за подснежниками и не велела без них домой возвращаться. Пожалели ее месяцы. Решили уступить место месяцу марту на час. Сначала стукнул своим посохом месяц январь:

                                     Не трещите, морозы,

                                     В заповедном бору,

                                     У сосны, у березы

                                     Не грызите кору!

                                                 

                                                  Полно вам вороньё

                                                  Замораживать,

                                                  Человечье жильё

                                                   Выхолаживать!  

                                                                  С. Маршак

Автор: Тихо стало в лесу. Падчерица ладошки свои растерла и сразу согрелась. Тут стукнул посохом февраль и загудел:

 

                                        — Ветры, бури, ураганы,

                                                  Дуйте, что есть мочи!

                                                  Вихри, вьюги и бураны,

                                                  Разыграйтесь к ночи!

                                                                      С. Маршак

Автор: Зашумел в ветвях ветер, закружились мокрые хлопья.

               «Танец снежинок» (под песню «Снежная сказка)

Автор: Взял мальчик март посох и ударил им о землю, звонко закричал во весь мальчишеский голос:

                                                  Снег теперь уже не тот—

                                                  Потемнел он в поле.

                                                  На озерах треснул лед,

                                                  Будто раскололи.

                                                  Пробирается медведь

                                                  Сквозь лесной валежник,

                                                  Стали птицы песни петь,

                                                  И расцвел подснежник.

                                                                             С. Маршак

                                                                 

Автор: под ногами у девочки мягкая весенняя земля. Кругом каплет, журчит, течет. А под ногами подснежников видимо-невидимо. Побежала падчерица собирать цветы.

—Поможем ей?     

                          Упражнение на развитие чувства ритма  

                            «По лесочку мы гуляем и цветочки собираем»

—Молодцы! Мы помогли падчерице. А какая она?

                                                                 А какая дочь?

                      Игра «Наоборот»

                      Дочь                                       Падчерица

                     Грубая                                    Вежливая

                   Ленивая                                     Трудолюбивая

                   Злая                                           Добрая

                   Жадная                                       Щедрая

                   Наглая                                        Скромная

Автор: Поблагодарила девочка братьев-месяцев. Январь стукнул посохом и построил для нее ледяной мосток до самого дома.

   Вернулась падчерица домой, отдала подснежники, а мачеха с дочкой снова недовольны им грибов, да ягод подавай. Решили сами отправиться в лес. Пришли к костру, и давай требовать: «Ну-ка, давайте нам подарки: июнь-месяц пусть землянику даст, июль—огурцов, август—яблок да груш, сентябрь—орехов спелых. Хотим орехов погрызть.»

                                       Скороговорка «Орешки»

(поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным, мизинцем)

                                       

                                       Решки, решки,

                                          Щелкаем орешки,

                                          Щелкаем орешки,

                                          Сидя на тележке.

Автор: Но не тут-то было, рассердился январь, стукнул волшебным посохом и сказал: «Ищите лета зимой!» Поднялась тут метель, закружила мачеху с дочкой, ударил холод лютый и превратил их в ледяные глыбы.

—Я вам предлагаю сделать для падчерицы подарок.

    (рисование манной крупой снежинок)

—В какой сказке мы побывали?

—Вот и все ребята, нам пора возвращаться.

   

           

              Интегрированное занятие

            По мотивам сказки С. Я. Маршака

                         (логоритмика)

                                                               Учитель-логопед:

                                                   Павлюченко Н. В.

                                                          Музыкальный рук-ль:

                                        Эпова О. В.

г. Тулун 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....

Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

   Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объ...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".

ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...

Конспект логоритмического занятия Домашние животные для детей старшего дошкольного возраста

В занятии логопедические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Занятие рекомендовано учителям-логопедам и музыкальным руководителям....

Значение психологического уголка в группе детей старшего дошкольного возраста»

Значение психологического уголка в группе детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы жи...

Конспект логопедического занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Праздник "День Победы"

Конспект логопедического занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Праздник "День Победы"...