Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект по теме

Выскребенцева Ольга Николаевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Царство животных»

Возраст детей: старший дошкольный, 6 лет

Цель: закрепление знаний о царстве животных

Задачи:

  1. закрепить знания детей о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные);
  2. учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
  3. активизировать память и внимание детей;
  4. развивать творческое воображение, фантазию, мыслительную деятельность, связную речь, навыки учебной деятельности.
  5. воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

Тип занятия:закрепление знаний, умений и навыков

Вид занятия:занятие по ознакомлению с окружающим с элементами ТРИЗ и РТВ

Методы: активные методы обучения, методы-технологии ТРИЗ - РТВ

Материалы и оборудование:письмо;клубок ниток; силуэтные изображения животных и аналогичное контурное изображение; изображение электрички с четырьмя вагонами; предметные картинки: звери (медведь, белка, еж, лиса),птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые (муравей, муха, бабочка, комар), земноводные (лягушка, уж, черепаха, улитка), рыба (окунь); части тела всех вышеуказанных существ (голова, туловище, лапы, хвост);листы ватмана, фломастеры; сигнальные карточки, призы; магнитофон, запись песни «Голубой вагон»и Б. Гребенщикова «Под небом голубым».

Межпредметные связи: окружающий мир, литература

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы

Е. Чарушина, К. Ушинского, Л. Толстого, русских народных сказок; проведение дидактических игр «Кто что делает, кто что ест», «Кто лишний»; загадывание загадок, беседы по теме.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Решение ситуационных задач

Педагог: Здравствуйте, ребята.Проходите, проходите. Я вам сейчас что-то расскажу.

Сегодня, когда я зашла в кабинет, вдруг от ветра открылась форточка, и в комнату влетеловот это письмо.Вот, видите, на нём большими буквами написано «SOS». Это значит, что у кого-то случилось несчастье, и он просит о помощи. Давайте прочитаем его и подумаем, чем мы сможем помочь.

Педагог читает текст письма: «Помогите, помогите. У нас случилась беда. Злая волшебница перемешала животных и хочет их всех поссорить. Если их не разделить, то в лесу, на лугу, в речках и озёрах будет твориться безобразие и животные все исчезнут. Поторопитесь, пожалуйста».

Педагог: Что же делать?

Дети: Надо помочь животным, так как может пострадать и наша природа. Нам нужно отправиться в путешествие.

Педагог:А вы хотите отправиться в путешествие? А вот и клубочек, не зря он здесь.

Инициация.

Время: 2-3 минуты

Метод: «Паутина дружбы»

Цель: создание атмосферы дружелюбия, позитивного эмоционального фона занятия, установка на взаимодействие.

Проведение: педагог вместе с детьми стоит в кругу. Он держит «волшебный клубок» и говорит:

- Сегодня мы отправимся с вами в новое путешествие, в котором нас будет сопровождать наш верный клубочек. Он укажет нам путь, поможет в трудную минуту. Для начала давайте покажем клубочку наше желание двигаться дальше, узнать новое. Но для этого нам нужно хорошее настроение, которое мы должны передать другому.

Педагог говорит о своём настроении и передаёт клубочек обучающемуся, который делает то же самое и передаёт следующему. Клубочек передаётся так, чтобы между педагогом и детьми образовалась «паутина». Когда клубочек возвращается к педагогу, он говорит:

- Посмотрите, ребята, как тесно мы связаны друг с другом. Мы – единое целое! Мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща, поддерживая и помогая друг другу.

- Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!

Звучит музыка (песня «Голубой вагон»)

Педагог:А на каком транспорте можно путешествовать? Я предлагаю отправиться на этом виде транспорта. Вы непротив?

(На магнитной доске - изображение электропоезда с четырьмя вагонами).

-Как он называется? (Электропоезд)

-Вспомните, пожалуйста, какие правила, мы будем соблюдать в путешествии?

1)Уметь договариваться.

2) Работать сообща.

3)Слушать друг друга

4) Радоваться успеху товарища.

2. Основная часть

Вхождение или погружение в тему

Техника знающего незнания

Время: 3 минуты

Цели: развитие умения детей выделять области знаемого и незнаемого в изучаемом материале; подведение к осознанию, чем конкретно им полезно и для чего нужно то, что они уже знают.

Проведение: На столах лежат силуэтные изображения животных и аналогичное контурное изображение. Вы должны подобрать и наложить силуэтное изображение животных на аналогичное контурное изображение (индивидуально).

Педагог:И кто же сидит на перроне и ждет посадки? (животные)

- Как можно этих животных распределить на группы? (на зверей, птиц, насекомых, земноводных)

Формирование ожиданий воспитанников

Метод «Сегодня мы …»

Время: 2 минуты

Цель: планирование эффектов занятия, обеспечение настроя воспитанников на достижение целей.

Проведение:

- Сегодня на занятии мы рассадим всех животных по своим вагонам.Для этого каждый берет по одной картинке с изображением животного, подходит к доске и сажает его в свой вагон (в первый вагон - зверей, во второй вагон – птиц, в третий вагон - насекомых, в четвертый земноводных). После чего, садится за стол, где изображен ваш вид животного.

-Как мы видим, все разбились на (четыре) группы.

Эмоциональная разрядка

2 – 3 минуты

Метод «Зверобика»

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением учебной задачи.

Проведение:

Звучит танцевальная песня со словами. Дети повторяют слова и выполняют движения под музыку согласно тексту песни.

Проработка содержания темы

Время: 6 минут

Метод «Скажи, чем я отличаюсь»

Цели: повторение групп животных; развитие речи, творческой активности детей; развитие навыков учебной деятельности.

Проведение:

-Я теперь буду задавать вопросы каждой группе, а вы будете соблюдать правила. Капитан при ответе будет пользоваться сигнальной карточкой

Вопрос команде зверей.

-Как можно отличить зверей от других животных существ? (Четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком)

Вопрос команде птиц.

- Назовите главный отличительный признак пассажиров второго вагона.

( Две ноги, клюв, перья.)

Вопрос команде насекомых.

- Расскажите о пассажирах третьего вагона. ( Шесть лапок, ярко выраженные части тела)

К последней команде.

- Кто разместился в четвертом вагоне? Их называют земноводными, почему? ( Они могут жить и в воде, и на суше)

- Дети, а кого - то мы забыли взять на поезд? (рыбу - окунь).

- А в какой вагон можно посадить это животное?

- К земноводным. У неё ведь много общего с ними.

- Молодцы, умницы. Отмечаю каждую команду призом.

- Спасибо за помощь.

Коллективная творческая работа

Метод «Животное, которого на свете не бывает» (РТВ)

Время: 6 минут

Цель: учить составлять из частей целое, ориентируясь по характерным признакам (голова, рука);развивать фантазию, воображение, умение договариваться, работать сообща в группах.

Проведение:

- Пассажирыуже удобно расселились в вагонах.Кто же обычно ведёт электропоезд? (машинист)

- Согласна, только он должен быть необычный. Надо создать необыкновенных животных, которых никто никогда не видел. Они и будут машинистами. Я предлагаю объединить разные части известных существ в одном. Закройте глаза, я приготовлю предметы для фантазирования.

Для этого кладу на каждый стол заготовки частей тел различных животных и предлагаюпосмотреть на них, покрутить в руках, приглядеться к ним с разных сторон. Путём комбинирования частей тела создаются невероятные образы.

-Ребята, каждая команда собирает свое фантастическое животное, которое объединит в себе все имеющиеся части. Но не забывайте о том, что животные должны быть необычные. Наделите их волшебной силой и придумайте необыкновенное имя для каждого.

Отмечаю каждое животное и предлагаю взять всех машинистов в путешествие. Например: МедоМуроЛастоЗмей (туловище медведя, лапы муравья, хвост ласточки, голова змеи.)

Метод «Оживить лабиринт»

Время:7-9 минут

Цель: учить понимать, различать и изображать при помощи линии разные формы, пририсовав к ним всякие детали, фигурки и ещё что-нибудь.

Проведение: дети разделены на группы. У каждой группыбольшой лист бумаги.

Педагог:- Фломастером попробуйте заполнить весь лист различными линиями. Цвет линий можно выбрать свободно, какой вам захочется. Линия может двигаться по листу в самых разных направлениях. Перед вами возникает целая система линий. Мир линий и пересечений, который похож на лабиринт. После того, как вы их нарисуете, посмотрите внимательно, там, где линии пересекаются, образуются разные формы. «Оживите» лабиринт, пририсовав к этим формам всякие детали, фигурки и ещё что-нибудь, чтобы получились необычные животные.

Педагог: - Ну, ребята, удивили вы меня.

Педагог задаёт вопросы.

  1. Как вы назвали животное?
  2. Какое оно (доброе, злое, сильное, ласковое и т.д.)?
  3. Чем питается?
  4. Какой волшебной силой обладает?
  5. Как и когда спит, или не спит вообще?

Звучит один куплет песни Б. Гребенщикова «Под небом голубым»:

Под небом голубым есть город золотой

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад, где травы и цветы,

Гуляют там животные невиданной красы.

Дидактическая игра «Остановка «Сплюшкино»»

Время: 2 минуты

- Здесь выходят пассажиры, которые зимой впадают в спячку, а весной пробуждаются. Предлагаю командам ответить на вопросы.

-Кто должен выйти из первого вагона? ( Медведь, еж).

- Из второго? ( Никто.) Почему? (Они не впадают в спячку)

- Из третьего? ( Все.)

- Из четвертого? (Лягушка, уж, черепаха). Отмечаю каждую группу призами. - Молодцы, великолепно.

Педагог:Путешествие продолжается. Обратите внимание на оставшихся в

электричке пассажиров.Команды, внимание!

- Назовите тех, чье название состоит

  1. из двух слогов и докажите:( Бел – ка, ли - са, скво-рец, чай-ка).
  2. из трёх слогов (Лас-точ-ка, у-лит-ка)
  3. из одной слога. (Грач.)

- Как можно по - другому доказать? (протопать, простучать, пропрыгать)

- Что объединяет пассажиров второго вагона?

- Перелетные птицы.

- Я назову звук, а вы и найдите его в названии оставшихся пассажиров и

определите место этого звука в слове (начало, конец, середина).

3.Заключительная часть.

Опрос – квиз

Время: 2 минуты

Педагог: О каких животных мы сегодня говорили? Какую пользу они приносят?

- Понравилось ли вам наше путешествие я узнаю, если вы продолжите предложение:

Сегодня мне было интересно….

Мне понравилось….

Я узнал(а)….

Мне было трудно…

У нас получилось интересное путешествие благодаря вам, и мы помогли животным разделиться на группы.Тем самым мы спасли нашу природу, которая не может благоухать без насекомых, птиц, зверей и земноводных.

Вы все очень дружные и умные. Я вами горжусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Веселые стихи Бориса Заходера»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Веселые стихи Бориса Заходера»...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Зов джунглей"

Спортивно-познавательный, музыкальный праздник  для детей старших групп.Цель:Прививать интерес к занятиям физической культурой и спортом посредством различных форм двигательной активности.Задачи:...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по лексической теме: "К нам пришла Весна-красна!"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по лексической теме «К нам пришла Весна - красна!»Автор: Слинкина Лариса Анатольевна, учитель-логопед Г...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Мы за безопасный Интернет!"

Материал, размещенный в конспекте, способствует процессу обучения дошкольников основам безопасной работы в Интернете....

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Теремок"

Дети знакомятся с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством....

Конспект НОД по ФЭМП "Золотая Рыбка в гостях у ребят» для детей старшего дошкольного возраста для детей с ОВЗ

Цель:  выявить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года по формированию математических представлений у дошкольников с ОВЗ....