Коррекция нарушений развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМСС
статья по теме

Подхолюзина Надежда Николаевна

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ЦПМСС

Подхолюзина Надежда Николаевна

Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Причины неуспеваемости уходят своими корнями в дошкольный возраст.

К сожалению, в последнее время возросло количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными знаниями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамоты. Так же дефицит речевых средств создаёт проблемы при адаптации детей в начале школьного обучения. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребёнка и исправить их до начала  обучения в школе,  в старшем дошкольном возрасте.

            Были определены цели и задачи работы.

Цель: преодоление нарушений развития устной речи и профилактика нарушений развития письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • своевременное выявление у детей речевых нарушений, их причины и характер проявления;
  • коррекция нарушений  развития устной  и профилактика нарушений письменной речи обучающихся;
  • консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики и коррекционно-развивающей работы.

В 2012-2013 учебном году обследование детей в дошкольных образовательных учреждениях Куйбышевского района показало, что в подготовительных группах отклонения в речевом развитии по педагогической классификации (фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) имеют до 70% дошкольников.

На примере одной из подготовительных групп МДОУ Куйбышевского района,  можно увидеть, что процент различных нарушений речи дошкольников очень велик. Из 25 детей группы 19 (76%) имеют речевые нарушения различной этиологии (рис.1).

Рис.1. Результативность логопедического обследования детей

подготовительной группы МДОУ Куйбышевского района

Отклонения в речевом развитии детей имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков, другие, как правило, сопровождаются нарушениями как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Во многих дошкольных учреждениях нет логопедических групп или логопунктов, поэтому дошкольники с нарушениями речи  посещают частные занятия или группы, созданные при ЦПМСС. Большинство детей поступают в первый класс, так и не пройдя коррекционное обучение. В последствии они составляют группу риска неуспевающих обучающихся по многим предметам образовательной программы.

Педагогическая практика недостаточно обеспечена программными и методическими материалами, утверждёнными и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, которые необходимы для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта ЦПМСС.  Нами была составлена рабочая программа: «Преодоление нарушений развития речи детей старшего дошкольного возраста» на основе программ Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей» и  «Программа  логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

Программа рассчитана на 64 часа, логопедические занятия по программе проводятся 2-3 раза в неделю, в зависимости от имеющихся нарушений. Основными формами коррекционной работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия, которые проводятся в игровой форме. Каждое занятие посвящено звуку (или звукам) и букве (или буквам) и подчинено определенной лексической теме. Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса на протяжении всего занятия. Физминутки так же отражают звуковую или лексическую тему.

Специфика коррекционной работы по программе с детьми дошкольного возраста заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников, обогащении лексико-грамматического запаса. Дети учатся ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе.

Коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы: подготовительный, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков,  развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков подразумевает постановку нарушенных звуков, автоматизация и дифференциацию в речи. Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений профилактики дислексии и дисграфии, является развитие фонематических процессов, формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова. Широко используются на занятиях упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности, упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам, обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются работа по пополнению и активизации словаря признаков, числительных и местоимений.  Совершенствуются навыки словообразования, словоизменения, пересказа, рассказа по серии сюжетных картин, рассказа по сюжетной картине.

 Успех преодоления нарушений развития речи зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям в осознании своей роли в процессе речевого развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Таким образом, логопедическая коррекция нарушений развития речи в ЦПМСС является важным звеном в предшкольной подготовке детей, не посещающих специализированные дошкольные образовательные учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Особенность коррекции нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях край

Аннотация: В статье представлена проблема нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. В ходе диагностики ОДА у детей 6-...

Определение эффективности методики профилактики и коррекции нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей: все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов в человеческой жизни. Л.Д. Наза...