Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
статья по теме

Миронова Татьяна Михайловна

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey._doklad.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

 С МОРДОВСКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Речь – важное средство самовыражения ребенка. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Именно в этот период развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.

В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества стала весьма актуальной темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Важными источниками развития речевого творчества являются  фольклорные произведения. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в дошкольном воспитании является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Поэтому в качестве литературного материала в работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте используем мордовские народные сказки. Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас.  

Мордовские народные сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В старшей группе детям читаем волшебные сказки: «Виреня», «Лыковый кошель», «Медведь-песельник», «Черная корова», «Три брата», «Куйгорож», «Ведява».

Работа с мордовской народной сказкой носит поэтапный характер:

1. Подготовка к восприятию произведения устного народного творчества.

 Чтобы подготовить детей к восприятию мордовской сказки, необходимо провести беседу; рассмотреть иллюстрации с изображениями героев сказки; показать предметы, о которых упоминается в сказке, и объяснить их назначение. В мордовских народных сказках встречается  много незнакомых слов: это и названия предметов национальной одежды мордовского народа (сюлгамо – застежка и нагрудное украшение мордовских женщин; пулай – поясное украшение мордовских женщин; руця – верхняя рубашка и др.), и  мифологические персонажи (Ведява – русалка, богиня воды и деторождения; Вирява – богиня леса и плодородия; Паксява – хозяйка поля; Юртава –  покровителница двора, хозяйства;  Варда – злое сказочное существо, ведьма; Куйгорож – мордовский гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой; Варма – ветер и др.)  

2. Знакомство со сказкой.

Основными методами знакомства со сказкой являются:

- чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);

- рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование);

-  инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением).

3. Беседа по сказке.

После прочтения сказки задается ряд вопросов по ее содержанию и форме: «Что вы прослушали? Как вы догадались, что это сказка? О чем рассказывается в этой сказке? Как сказка начинается? Как сказка заканчивается? Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? Какие слова и выражения в сказке вам понравились и запомнились? Объясните, что они означают».

С целью актуализации читательского опыта, можно предложить детям провести параллели между мордовскими и русскими сказками (например, мордовская сказка «Три брата» и русская народная сказка «Сивка-бурка») и ответить на следующие вопросы: «Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?».

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности. В ходе занятий по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

4. Придумывание продолжения к сказке или другого конца сказки.

5. Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов с последующим обсуждением иллюстраций и поделок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр).

Итак, в процессе ознакомления с мордовской народной сказкой у детей старшего дошкольного возраста развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Конечно, знакомство с мордовской сказкой не ограничивается только непосредственно организованной деятельностью.  Вся работа с детьми по данной теме была представлена перед родителями, коллегами в различных формах. Это консультации, беседы, мастер-классы, открытые показы, мультимедийные презентации, стендовые доклады, литературные викторины, поэтические гостиные.

Для родителей были проведены беседы «Читаем каждый день», «Положи твое сердце у чтения», «Обогащаем словарь детей». Консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы». Настоящим фольклорным праздником для детей и родителей стала литературная гостиная «В гостях у Вирявы».

Вышесказанное еще раз убеждает нас в том, что обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...

Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...

Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...

Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Девушка-березка» (по мотивам мордовской народной сказки)

Даный конспект НОД позволит продолжать знакомство с нравственными категориями:  добро, зло; формировать интерес и эмоциональное отношение мордовскому фольклору....

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Презентация на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного во...