Коррекционное занятие для учащихся 8-го класса "Измени характер. Стань лучше"
методическая разработка (8 класс) на тему

Девятова Анна Разимовна

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, которым мало уделяется родительского внимания. В семьях нет традиции душевно разговаривать с детьми. И, как следствие, они не научены адекватно реагировать на житейские ситуации, взаимодействовать с учителями и одноклассниками. Они не умеют анализировать свое эмоциональное состояние, не умеют управлять своим поведением. Затронутая тема “Характера” должна была, по моему замыслу, обратить их мысли на исследование себя, своего характера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное реабилитационное бюджетное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

центр психолого-медико-социального сопровождения «Инсайт»

города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район

Республики Башкортостан

Всероссийский конкурс «Учитель года

по версии сайта www.mldv.ru -2015»

Номинация: «Мой открытый урок»

Тема занятия: «Измени характер. Стань лучше»

Методическая разработка занятия

для учащихся 8-го класса

В рамках конкурса: «Реализация научно-исследовательских проектов

в совместной деятельности учителя и ученика»

Девятова Анна Разимовна

                                                                              Социальный педагог

МОРБУ ЦПМСС «Инсайт»

2015 г.

г. Ишимбай

Занятие для учащихся 8-го класса «Измени характер. Стань лучше»

Цели: Расширить знания о характере человека, в общем, и о своем характере в частности; познакомить учащихся с положительными и отрицательными чертами характера, мотивировать школьников к использованию знаний в собственной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
  • способствовать осознанию собственных черт характера.

Развивающие:

  • развитие навыков самоанализа и самовоспитания;
  • сплачивать коллектив;
  • формирование и развитие толерантности, ответственности;
  • развитие культуры общения.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;
  • формирование иерархии ценностей.

Ожидаемые результаты:

Знают: свои положительные и отрицательные черты характера.

Могут: анализировать и соотносить  свои черты характера и поступки.

  1. Умеют: воспитывать в себе новые положительные черты характера необходимые для преодоления трудностей, возникающих в процессе общения и обучения.

Аннотация.

      Как известно, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, зависит от условий жизни и социального окружения. Важную роль в становлении характера играет школа.

Школьник сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Выбранная тема занятия “Измени характер. Стань лучше” должна, по моему замыслу, обратить мысли обучающихся на исследование себя, своего характера, поступков. Как известно, подросток еще не обладает сформированным, как у взрослого, мировоззрением. Он носит в себе лишь зародыш будущей личности, которая вызревает в нем, опираясь на влияние мировоззрений окружающих взрослых. И в потоке абстрактных чужих идей учащимся предложена структура, опора для самоанализа.

Как говорили древние люди, характер - это печать человека, “отпечаток”, приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания. Характер человека проявляется в его поведении, в действиях и поступках в обществе. Совместная проектная деятельность в процессе занятия помогает ученикам обучиться навыкам самоанализа, соотнесению черт характера и поступков и таким образом обучиться самовоспитанию для преодоления трудностей, возникающих в процессе общения и обучения.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, листочки для самостоятельной работы, оборудование для показа презентации, ручки.

Этапы проведения работы:

1-й этап. Подготовительный этап:

  • Выявление педагогом проблем в школьном коллективе.
  • Определение темы занятия

2-й этап. Разработка проектного задания в рамках выбранной темы занятия.

Задачи:

  • Определение актуальности проблемы, поставленной темой занятия, уточнение целей.
  • Определение круга изучаемых вопросов
  • Определение источников информации и выбор критериев оценки результатов.

Выбор соавтора для разработки проектного задания.

Ученик получает задание, определяет информацию, обсуждает задание с педагогом и намечает план его выполнения.

Педагог мотивирует учащегося, объясняет цели, оговаривает сроки выполнения

Микроисследование ученика – выявление мнений по следующим вопросам:

  1. вопрос: Что такое сильный характер?        

Проведение беседы с педагогами, с одноклассниками, с родителями, работа в библиотеке с литературой (помощь и консультация библиотекаря)

По следующим вопросам – самостоятельная работа:

2 вопрос: Кого можно назвать человеком с сильным характером?

3 вопрос: Как выработать у себя сильный характер?

3-й этап: Проведение занятия  

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Сегодня мы с вами посвятим наше занятие исследованию, изучению нашего характера.

II. Приветствие.

Педагог: “Любую встречу мы всегда начинаем с приветствия. Для того чтобы наше общение прошло в дружеской атмосфере, мы должны друг друга поприветствовать и поближе познакомиться.

Упражнение «Я — хороший, ты — хороший»

Цель упражнения: удовлетворение потребности в самопринятии, развитие доверия и поддержки внутри группы.

Инструкция: Проведем мы знакомство необычно. Ребята, по очереди называете имя соседа, говорите приятные приветственные слова, улыбайтесь. Чтобы выполнить задание, необходимо ответить на вопрос: что он (она) любит больше всего делать?

Например, Андрей – активный, Настя – нежная, хочет научиться кататься на коньках. (Ребята приветствуют друг друга)

III. Занятие.

Педагог: Сейчас я прошу вас, ребята, вместе со мной прочитать стихотворение Э. Асадова “Трусиха”. Вам необходимо понять, о чем пойдет речь, и ответить на следующие вопросы: что мы узнали о героях рассказа, какие они? Каковы их особенности? Что помогло вам понять это?

Показ слайдов: Слайд 1 - Слайд 8 (совместное чтение стихотворения, обсуждение)

Педагог: Все это характер. Слайд 9. Именно характер станет сегодня предметом нашего исследования. Мы с Вами определим, каким бывает характер, как люди друг от друга отличаются и почему. И сегодня мы проведем тестирование, с помощью которого вы определите некоторые свойства своего характера.

Начнем с того, что дадим определение самому этому термину.  (Учащиеся предлагают варианты ответа) Слайд 10, Слайд 11

Педагог: Можно ли сказать, что человек уже рождается с характером? Как вы полагаете, изменяется ли характер у человека в течение жизни? (Дети отвечают)

Педагог:  Давайте познакомимся с многообразием черт характера”. Слайд 12

Педагог:  Сейчас вы поработаете группой. Перед вами карточка с перечнем черт характера (приложение 1) и карточка с таблицей (приложение 2). 

Задание: Необходимо вписать черты характера в таблицу и распределить по колонкам (карточка с приложением 2). Пояснить.

Педагог: Ребята, а что такое сила характера? (Ответы ребят) Ее еще называют – сила воли – это лишь одна из многочисленных черт характера, она достойна, чтобы у нее тоже было определение. Слайд 13

 Защита проектного задания (Приложение 3). Обсуждение.

Педагог: А сейчас давайте немного отдохнем и ПОУЧИМСЯ ДЫШАТЬ ЧЕРЕЗ ПАЛЕЦ. Слайд 14 

Педагог: Ребята, давайте проверим вашу силу воли (раздать карточки приложение 4). Совместное подведение итогов: Слайд 15–17. Обсуждение.

Упражнение «Кто твой друг»

Педагог: Ребята, сейчас приложите свою ладошку к чистому листу и обведите ее по контуру. В каждом обведенном пальчике напишите ту черту характера, которой должен обладать ваш друг. (Учащиеся выполняют задание) Обсуждение упражнения.

Упражнение “Скажи о себе”.

Педагог раздает карточки. Работа индивидуальная. (Приложение 5) Слайд 18

Задание: Прочитайте список свойств человека; найдите то, что вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности). Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию). Затем дети называют свою выбранную положительную черту. Когда ребенок ее произносит, все остальные аплодируют.

Педагог: Что вы чувствовали, когда вам аплодировали?

Обсуждение: Кому удалось подчеркнуть отрицательные черты? Сложно это было сделать?   А почему мы в кругу поделились хорошими качествами, а не плохими? Как мы себя чувствуем, когда нас осуждают или относятся грубо, жестоко?  А что чувствуют люди, когда мы демонстрируем им свои плохие черты: сплетничаем, грубим, бьем, игнорируем? (Ребята отвечают)

Упражнение «Станем лучше»

Педагог: “ Поработаем с “солнышками”. (Приложение 6)

Задание: В середину веселого солнышка напишите ту положительную черту характера, которую хотели бы приобрести, в грустном солнышке укажите  отрицательную черту, от которой вы бы хотели избавиться. Обсуждение упражнения

Педагог: Сегодня ребята мы провели с вами большую работу. В завершении я хочу рассказать вам притчу. Слайд 19- Слайд 23

Слайд 24 Подведение итогов.

Вопросы для обсуждения: Какова была тема сегодняшней беседы?

Что нового ты узнал сегодня? Может ли человек сам изменить свой характер?

Что нужно для этого? Слайд 25  Что заставило тебя задуматься? (Ребята отвечают)



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для учащихся 7-12 классов "Спешите делать добро"

Тема: «Коррекция и развитие нравственных качеств, как важнейший фактор становления личности».Цели:-       Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания, доброты...

Об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР.

Цели занятий - индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала....

коррекционное занятие для учащихся 3 класса "Развитие зрительного восприятия"

КОУ Омской области «Шербакульская специальная (коррекционна) общеобразовательная школа – инетрнат VIII вида»         Занятие по психомоторике и сенсо...

Занятие на тему "Измени характер. Стань лучше"

Расширить знания о характере человека, в общем, и о своем характере в частности можно с помощью этого занятия....

"Измени характер - стань лучше."

Формирование личности ребенка....