Статья по теме: Мастерстиво и технологии педагогического общения
статья на тему

Щербакова Марина Николаевна

разрешение педагогических конфликтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikty.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕРСТВО И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (КОНФЛИКТЫ)

В диалектической философии конфликтом называют наличие всякого рода противоречий. Столкновение двух духовных миров неизбежно в силу их автономности, неповторимости внутреннего мира каждого субъекта. А коль скоро это так, то важно не только умение избегать конфликтов, но и умение их продуктивно, адекватно и оперативно разрешить.

Для этого необходимо учитывать два важных факта. Во-первых, конфликт – явление многоликое. Оно обладает рядом характеристик, знание которых помогает решить его с пользой для развития личности. Во-вторых, конфликт – явление динамичное, а значит, имеет ряд стадий развития.

Несмотря на существующее разнообразие, все конфликты можно делить на группы. Они могут быть: бытовыми, административными, профессиональными, идеологическими, психологическими, амбиционными, этическими. Конфликт, не имеющий предмета столкновения, называется «пустым». (Я против, потому что мне так хочется,  или мне плохо)  Например: ребенок вертится на уроке, на замечания не реагирует, учитель нервничает, возникает конфликт.

Бытовые конфликты – ребенок отказывается убирать класс, забыл сменную обувь.

Административный конфликт – объект столкновения – полномочия субъектов. Например: недовольство администрации, как выполняют свои обязанности кто-то из подчиненных. Недовольство учителя, как выполнено домашнее задание учеником.

В качестве объекта профессиональных конфликтов выступает профессиональная (педагогическая) деятельность. Такие конфликты возникают между представителями одной и той же профессиональной сферы. Например: спор учителей о необходимости применения наглядного материала, о применение той или иной системы оценок, о строгости или доброте по отношению к ученику.

Идеологический конфликт – различное отношение к одному и тому же явлению ценностного плана. Например: разногласия уступать место старшим.

Объектом психологических конфликтов – являются особые свойства и качества личности: уровень тревожности, тип темперамента и т.д. Например: учитель ставит в угол ученика за то, что он вертится на уроке. А ребенок может плохо себя чувствует, устал и т.д.

Конфликты, в которых объектом является репутация, называются амбиционными. Например: более опытные учителя часто полагают, что молодые учителя «не имеют права» спорить с их точкой зрения, т.к не имеют достаточно большого опыта работы.

Этические конфликты – объектом служат нормы поведения. Например: ученик пришел пересдавать предмет в спортивной форме. Учительница его не допускает. Он пытается объяснить причину появления в таком виде: была генеральная уборка. Однако, учитель настаивает на своем. Возникает конфликт.

Способность выделять данные характеристики конфликта дает возможность педагогу выбрать наиболее адекватный способ его разрешения.

Разрешить конфликт – профессионально грамотно – это значит найти такой способ его разрешения, который бы учитывал автономию двух миров и взаимно обогащал бы обоих субъектов конфликта.

Существует множество отличающихся по форме способов разрешения конфликтов. По мере усиления своего воздействия их можно расположить в следующем порядке: юмор, признание достоинств противоположной стороны, компромисс, третейский суд, анализ, ультиматум.

Юмор. В нем не должно быть сарказма и иронии. Механизм действия прост – приподняться над ситуацией и найти в ней смешной элемент. Например: дети не пошли на урок……. Сидят в классе. учитель сам пришел, сказав: «Вы, наверное забыли, что у вас урок…… Проведем его здесь, а в следующий раз урок…… пройдет в кабинете…… Природа помогает нам жить, любовь – выжить, а юмор пережить.

Признание достоинств партнера по общению. Оно заключается в выделении положительных черт противника. Этот способ помогает снять психологическое напряжение и чаще всего используется в сочетании с другими способами разрешения конфликта.

Более сильным способом разрешения конфликта является компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

Третейский суд как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы». Важно, чтобы третейский суд был авторитетен для обеих конфликтующих сторон. Например: родители недовольны оценками, которые ставит учитель. Учитель может показать нормативные документы или пригласить своего коллегу. Механизм, по которому работает данный способ – это доверие авторитету.

К анализу как способу разрешения конфликта обычно прибегают, если все предыдущие способы не соответствуют социально-психологической природе конфликта или же они не сработали. Важнейшим условием анализа является то, что проводить его следует на нейтральной территории, иначе одна из конфликтующих сторон получает преимущество (эффект психологической защищенности). Анализ позволяет выявить глубинные причины конфликта даже в самых сложных ситуациях. Однако, анализ требует много времени.

Ультиматум, т.е предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.(Если вы не……., то я вынуждена буду….. далее следует перечень санкций). Санкции должны быть обязательно выполнены. Например: Ученик потерял книгу из библиотеки. Библиотекарь  лишает права пользования библиотекой в течение 3-х месяцев. Но это необходимо выполнить.

Конфликт начинается с конфликтной ситуации – это сложившиеся особым образом обстоятельства, сталкивающие противоположные интересы субъектов и являющиеся предпосылкой для развития конфликта. Конфликтная ситуация может перейти в инцидент. Именно на данной стадии происходит непосредственное столкновение интересов, обострение противоречий. Например: ученик не хочет пересесть за другую парту. Учитель отказывается дальше вести урок. Возник инцидент, который перешел в конфликт.

Четкое представление всех этапов конфликта помогает «снятию» его. «Снять конфликт» - значит, видя конфликтную ситуацию и гипотетически предполагая ход развития конфликта, изменить обстоятельства и тем самым предотвратить конфликт или изменить его течение, направить усилия, которые уже не поставят субъектов в ситуацию столкновения.

Как избежать ненужных конфликтов.

  1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
  2. Прежде, чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия.
  3. Попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами.
  4. Не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками.
  5. Заставьте себя молчать, когда Вас задевают в мелкой ссоре.
  6. Умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно.
  7. Признавайте достоинства окружающих во весь голос и тогда врагов станет меньше.
  8. Если Вы чувствуйте, что неправы, признайте это сразу.

Правила поведения для конфликтных людей.

  1. Не стремитесь доминировать во что бы это не стало.
  2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  3. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  4. Критикуйте, но не критиканствуйте.
  5. Чаще улыбайтесь.
  6. Сказать правду тоже надо уметь.
  7. Будьте независимы, но не самоуверенны.
  8. Не превращайте настойчивость в назойливость.
  9. Не ждите справедливости к себе, если сами несправедливы.
  10. Не переоценивайте свои способности и возможности.
  11. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  12. Проявляйте выдержку и настойчивость в любой ситуации.
  13. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы технологии педагогического общения по Н.Е. Щурковой.

Краткое описание основ технологии педобщения по Н.Е.Щурковой. Общение на уроке и во внеурочной деятельности....

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ.

АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ. ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКОГО ДОМА. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ....

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Педагогическое общение.

Проблема педагогического общения отражена в таких понятиях, как «взаимодействие», «коммуникация» и «общение».Понятие «общения» является разновидностью взаимодействия, а взаимодействие обозначает систе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Мастерство и культура педагогического общения"

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному ...

Консультация для воспитателей Технологии педагогического общения воспитателей с родителями.

Консультация для воспитателейТехнологии педагогического общения воспитателей с родителями.ВоспитательМБОУ «СОШ № 3 г. Беслана»Габоева Марианна Анатольевна. Принципами взаимодейст...

Статья на тему: «Применение инновационной технологии ТРИЗ в школьном пространстве на уроках изобразительного искусства и технологии»

На уроках технологии и изобразительного искусства довольно часто можно использовать ТРИЗ технологию. В примении данной технологии чувствуется некая свобода в создании новых форм, новых действий, приня...

Статья на тему "Современный учитель технологии. Моя педагогическая философия"

В чем заключается сущность работы учителя? Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Как учить? Чего мы хотим от современного образования?  Я часто задумываю...