семинар-практикум
консультация на тему

Володченкова Светлана Витальевна

памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx69.57 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«ОТ ИГРЫ К ПИСЬМУ»

2012 – 2013 учебный год

             Учитель – логопед: ВОЛОДЧЕНКОВА  С.В

Задачи:

- повышение логопедической грамотности родителей;

- привлечение родителей к коррекционному процессу;

- повышение уровня осведомленности родителей о коррекционной работе.

Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого слухового восприятия и произвольного внимания.

Работа по подготовке к письму должна начаться задолго до поступления в школу. Слабую руку младшего школьника  можно и необходимо развивать.

Работа по развитию мелкой моторики начинается со знакомства с пальчиками.

Для развития тактильно-кинестетических ощущений предлагаются игры с песком.

Например: “Я пеку, пеку, пеку”, “Найди предмет”, “Оставь след”, “Рисунки на песке”… Дети с удовольствием погружают руки в песок, перетирают его между ладонями, сжимают, просеивают, оставляют отпечатки ладоней, геометрических форм, сооружают целые города, рисуют, пишут буквы на нем. Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Игры с водой. Дети обожают плескаться в воде. Ведь она такая приятная, текучая, прозрачная. Дети с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, создают волны, смотрят на свое отражение в воде, пускают пузыри. Игры с крупой, мелкими камешками, орехами. Например: “Помоги Золушке перебрать крупу”, “Собери маме бусы”, “Угадай на ощупь”, “Выложи узор”, “Волшебный орешек”, “Журавль”…

Кроме того ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, манипулировать предметами различной фактуры (мех, кожа, бархат, шерсть, дерево, фольга…).

Для достаточно сложнокоординированных действий пальчиками вводятся упражнения, как сжимание и разжимание кулачков, растирание, встряхивание ладоней, вращение кистями, движения пальцами. Предлагаются шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер. Когда ребенок пойдет в школу, умение манипулировать предметами позволит сосредоточиться ему на своем занятии, а не на том, как же удержать ручку или карандаш.

Вашими помощниками могут стать обыкновенные счетные палочки, карандаши, спички, соломинки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии. Предлагаем ряд игр и несколько вариантов рисунков. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п.

Предлагаем ряд игр и несколько вариантов рисунков.

  • “Сделай, как я”
  • “Ежик-растеряшка”
  • “Разложи по цвету”
  • “Играем в геометрию”
  • “Выложи узор”
  • “Внимательные глазки”
  • “Ловкие пальчики”…

Особою роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток.

Прищепки – очень любопытная игра, и хорошая гимнастика для ручек. Самая простая игра – это надевание прищепок на веревку.

Для развития подвижности кистей рук предлагаются следующие упражнения: “Мостик”, “Домик”, “Клубочки”, “Гнездышко”, “Солдатик”, “Зайка”… При выполнении упражнений необходимо добиваться точности переключения положений рук в пространстве. Складывание фигурок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.

Пальчиковые игры в дошкольном возрасте занимают важное место в формировании мелкой моторики. Пальчиковые игры – это инсценировка историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”. Все пальчиковые игры просты в выполнении, их регулярное повторение способствует развитию внимания, памяти, оказывает благотворное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом следует уделять особое внимание. Ребенок вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст.

Большой пальчик сливы тряс,
Второй их собирает,
Третий носит про запас.
Четвертый высыпает.
Самый маленький – шалун.
Все, все, все съедает.

Еще одна важная форма работы – графические упражнения. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, что поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, глазомер. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают чувствовать границы фигуры.

Затем учим ребенка рисовать “по дорожке”. Веселая игра “Дорожки” заинтересует ребенка, если взрослые подскажут ему интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты, по которым пройдется детский пальчик или карандаш от начального пункта к конечному. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия проводимая ребенком, не должна “выскакивать” за края “дорожки”, быть прерывистой и проходить по середине. Игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научит ориентироваться на листе бумаги, подготовит руку к обучению письму, разовьет аккуратность, графические умения, глазомер.

Workshop_for_Parents_from_the_game_to_the_letter1


«Помоги зайке добраться до морковки»

Workshop_for_Parents_from_the_game_to_the_letter2


«Нарисуй ниточки к воздушным шарикам.»

Workshop_for_Parents_from_the_game_to_the_letter3


«Кто быстрее дойдет до дома?»

Workshop_for_Parents_from_the_game_to_the_letter4


«Веселые цыплята.»

Workshop_for_Parents_from_the_game_to_the_letter5


«Нарисуй водичку для рыбки.»

Workshop_for_Parents_from_the_game_to_the_letter6


«Дорисуй веревочку грузовику.»

Сначала  ребенка обучают выполнять рисунок по клеткам. Начинать упражнения можно с соединения двух вертикально расположенных точек (расстояние две клетки). Затем изображают горизонтальные линии той же длины. Далее учат соединять две точки, расположенные внутри клетки (вертикальными и горизонтальными линиями). После того, как ребенок освоил соединение точек длинными и короткими линиями в вертикальном и горизонтальном направлении предлагается рисовать другие фигуры. Сначала элементы изображаются по точкам, а затем без них. Далее формируют умение чертить наклонные линии. Рисование округлых линий следует начинать по точкам и готовым контурам. Сначала рисуют полуовалы (верхние и нижние). Далее учим рисовать волнистые линии по клеткам, круги и овалы разной величины. Затем переходим к рисованию фигур по клеткам, с использованием всех линий и соединений. Графические упражнения выполняются дозировано, не более двух строк за один прием. После их выполнения рекомендуется поиграть с пальчиками, давая им отдохнуть.

Workshop_for_Parents_from_the_game_to_the_letter7


«Рисование фигур по клеткам.»

При подготовке руки к письму необходимо обращать внимание при выполнении ребенком графических работ на правильное положение тетради и карандаша. Следует помнить, что неправильное положение карандаша вызывает сильное напряжение мышц, от чего рука устает, а скорость и графическое качество работы ухудшается.

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

Данная последовательность графических упражнений подготовит руку ребенка к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, сформирует элементарные знания и умения единого орфографического режима, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений  у  младших школьников при обучении грамоте. Причиной этого может быть педагогическая запущенность, отсутствие желания и привычки заниматься, сниженное внимание, трудности в поведении ребенка. Но, как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа.

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.

Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы,  это звуко-буквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов на звуки (анализ), и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.

Согласно аналитико-синтетическому методу обучения ребенок сначала осваивает навык анализа речи, а затем навык синтеза речевых единиц. То есть, для того чтобы грамотно писать и читать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка после того, как он учиться сливать, объединять звуки в слоги и слова.

Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь, звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза. В настоящее время у большого процента дошкольников наблюдаются фонематические нарушения. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда и родителей – оказать детям максимальную помощь.

Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.

- Для ребенка, который не умеет читать, слово состоит из звуков (а не из букв).

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим, читаем. В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребенку трудностей. При звуковом анализе слово представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук /а/, а в слове сад последний звук /т/.

- Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласные звуки произносятся без преграды, в схеме обозначаются красным цветом. В русском языке 10 гласных букв, а главных звуков всего 6 /а, о, у, и, ы, э/. Буквы я, е, ё, ю обозначают два звука, называются йотированными. На начальных этапах формирования звукового анализа детям не следует предлагать слова, содержащие йотированные гласные. (Приложение 1).

- Согласные звуки произносятся с преградой. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Твердые согласные /п, к, т/ обозначаются в схеме синим цветом, мягкие согласные /п’, к’, т’/ обозначаются зеленым цветом. Большинство согласных звуков имеют пару по твердости – мягкости. Но есть согласные звуки, которые такой пары не имеют. Всегда твердые согласные - /ш, ж, ц/, всегда мягкие - /ч, щ, й/. (Приложение 1).

В памятке для родителей приведен алгоритм звукового анализа слов. Важно соблюдать порядок анализируемых слов. Нужно помнить, что далеко не все слова можно предлагать ребёнку для выполнения звукового анализа. В памятке даётся чёткая последовательность предъявляемых слов: слова из двух звуков (ау, ох), слова из трех звуков (рак, кит), слова из двух слогов (часы, мама), слова из одного слога со стечением согласных (стол, волк), слова из двух слогов (сумка), слова из трех слогов (собака).

Детям сложно усвоить такие понятия как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры. Для детей дошкольного возраста игра имеет большое значение. Использование в учебном процессе игр и создание игровых ситуаций приводит к тому, что ребенок незаметно для себя, без особого напряжения приобретает определенные знания, умения, навыки.

Например, для того, чтобы научить ребенка определять наличие либо отсутствие звука в слове, можно использовать игры-звукоподражания. (Летят жуки и жужжат: жжж. Спой песенку жука. Улетели жуки, а их песенка осталась: жжж. Песенка жука осталась в слове жук. Послушай, как я спою эту песенку: жжжук. Спой песенку жука в других словах: жжжираф, лыжжжи, и др.)

Задача взрослых – сделать переход детей от игровой деятельности к учебной плавным и адекватным, чтобы радость игры перешла в радость учения.

В памятке для родителей представлены этапы формирования навыка звукового анализа и синтеза, а также дидактические игры, которые помогут ребенку успешно освоить все этапы. (Приложение 2).

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.

В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю

гласных звуков всего 6 : А, О, У, И, Ы, Э.

Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:

- в начале слова (яма /йама/)

- после гласных звуков (маяк /майак/)

- после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)

я = й+а, ю = й+у, е =й+э , ё = й+о

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.

Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары:

например, [Б]– [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`], П]– [П`], [Р] – [Р`], [З] – [З`], и др.

Не имеют парных звуков:

Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].

Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].

Согласный и гласный звуки образуют слог: АМ, СА, ОК, НЫ.

Последовательность звукового анализа

1. Произнеси слово и послушай его.

2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?

3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

6. Обозначь выделенный звук фишкой.

7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.

8. Произнеси слово по фишкам.

Слова для звукового анализа

  1. Ум, ус, ах, ох.
  2. Рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
  3. Аист, утка, овцы, ива, уши.
  4. Мама, рама, ваза, гуси, шуба, мыло, ножи, часы.
  5. Стол, слон, кран, грач, стул, шкаф, план, плот, врач, волк, торт, март, зонт, куст, лист.
  6. Сумка, кошка, палка, лампа, мишка, мышка.
  7. Корова, лопата, солома, ворона, сорока, Марина, собака, Никита.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Этапы формирования звукового анализа и синтеза

  1. Определение наличия звука в слове
  1. Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …
  2. Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло)
  1. Вычленение звука в начале слова
  1. Я знаю 5 слов на звук «С»: слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет – четыре, санки – пять.
  2. Буква потерялась. .ыба (рыба), .от (кот), .кно (окно)
  3. Подарки на день рождения. Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «Н»
  1. Вычленение звука в конце слова
  1. Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?
  2. Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…
  1. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные
  1. Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло), а Мише на мягкий «Мь» (мяч)
  2. Назови мягкую пару.
  1. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам
  1. Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…
  2. Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками
  1. Определение количества слогов в слове
  1. Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносит слово по слогам, отбивая слоги мячом.
  2. Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры
  1. Полный звуковой анализ и синтез слов
  1. Составить слово из первых звуков других слов. Губы, Нос, Обруч, Мох - ГНОМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: «Взаимное расположение прямой и окружности».

Цель:  закрепить умение определять взаимное расположение прямой и плоскости, проверить навыки решения задач, воспитывать чувство коллективизма.  ...

Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"

Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: до...

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Семинар-практикум "Слагаемые педагогического мастерства учителя ФК"

Ежегодно проводится 6-часовой семинар-практикум, где учителя становятся учениками....

Семинар-практикум для родителей Мой весёлый звонкий мяч….

На своих занятиях для разнообразия деятельности детей широко используются разнообразные игры с мячом. Различные речевые логопедические упражнения можно сочетать с игровыми действиями. Одновременно вып...

Сценарий к семинару- практикуму по Духовному краеведению Подмосковья. « Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси»

Сценарий к семинару- практикуму « Изучение жизни святых на уроках «Духовное краеведение Подмосковья». Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси» в рамках Седьмых областных Рождественских образо...