План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН
план-конспект на тему

Никитенко Ирина Анатольевна

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.

Задачи:

  • закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;

  • учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод  о характерных особенностях гласных;

  • развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; навыки слухового и зрительного внимания;

  • формировать способность объективно оценивать свою работу

  • расширять словарь притяжательными прилагательными по лексической теме «Деревья»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx657.16 КБ

Предварительный просмотр:

План -конспект открытого логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН

(урок обобщение)

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.

Задачи:

  • закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод  о характерных особенностях гласных;
  • развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; навыки слухового и зрительного внимания;
  • формировать способность объективно оценивать свою работу
  • расширять словарь притяжательными прилагательными по лексической теме «Деревья»

Оборудование: презентация, логопед вееры, карточки- задания, листы самооценки на каждого ребенка,

Ход:

1 Орг момент. Сядет первым тот, чье полное имя начинается на гласную.

 2. Повторение, активизация знаний.

  • Посмотрите на картинки, здесь спрятались буквы. Отгадайте, какие это буквы? Что мы можем сказать о них?

Кто уже догадался с какими звуками  мы будем работать? Тема нашего урока «Гласные 1 и 2 ряда».

  • Озвучивание задач урока.

Так как дети часто неправильно пишут гласные, путают их, то мы вспомним с вами,  какие гласные бывают и для чего они нужны. А также вы сегодня сами будете оценивать свою работу на уроке. У вас лежат листы самооценки. Будете ставить +, если выполнили задание,  и -, если нет. В конце урока подсчитаем +.

  • Беседа о гласных, их сравнение.

Итак, какие гласные бывают? Чем они похожи? Чем отличаются? А как вы думаете, что это за йотированные гласные, кто знает почему они так называются? Всегда ли гласные 2 ряда имеют функцию смягчения?

 

3 Развитие слухового внимания, восприятия и фонематического слуха.

 Сейчас мы проверим, кто правильно повторит все слоги с гласными.

  • РА-РЯ-РЮ-РЁ                        ДЫ-ДЯ-ДО-ДЮ

БИ-БА-БУ-БЁ                        ГА-ГЁ-ГУ-ГЕ

СО-СЯ-СЕ-СЮ                МА-МО-МЮ-МЫ

ТУ-ТЁ-ТЫ-ТЮ                ВИ-ВУ-ВЁ-ВЯ

ПРУ-ПРЯ-ПРО-ПРИ        ТРЫ-ТРА-ТРЁ-ТРЮ

Оцените себя, если правильно сказали с первого раза +, если нет –

  • Следующее задание с веерами. Я говорю гласную первого ряда, а вы покажете пару этой гласной со второго ряда.

А –Ы-О-Э-У-О-А-Ы-Э

 Усложняем: я говорю слог, а вы показываете пару из гласных 2 ряда

МА-ДО-РЭ-СЫ-ХО-ТУ-ШИ-ЖУ

(для подсказки на доске таблица)

  • Работа с карточками (на доске тоже эти предложения)

Вставьте нужное слово в предложение.

Петя …. портфель.  (нос, нёс)

В сильный мороз береги …. .

        Люда, подойди ….        (суда, сюда)

        В порт вернулись … .

Сын ….., как мама …… .         (гладит, глядит)

Юра был …., что попал в первый …. . (ряд, рад)

(проверка на доске)

Почему же важно не путать гласные 1-го и 2-го  ряда?

4. Индивидуальная работа.

Составь словосочетания по образцу. Подчеркни гласную 2 ряда двумя чертами только в том случае, если она смягчает согласную.

Кора у берёзы – берёзовая кора                ствол у ели - …

Кора у осины - …                                        листья у дуба - ….

Ствол у сосны - …                                        ветки у ольхи - …

Листья каштана- …                                        ветки у тополя - ….

Оцените выполнение этого задания.

Физминутка Правой рукой ловим слоги с гласными 1-го ряда, левой-гласные 2-го ряда.

Вдохнули, мальчики выдыхают гласные 1-го ряда, девочки-гласные 2-го ряда.

5.Работа в парах. 

  • Отгадайте слово по первым буквам (ребус), запишите и составьте его схему.
  • Прочитать слова. Выписать тот слог, который указан в скобках, записать слово. И вы узнаете что я думаю о вашей работе на уроке. 1ряд –первую строчку, 2-вторую.

1) МОДА (1), ЛОДКА  (1), ЦЫГАН (1)

2) УМНЫЙ (1), КАНИКУЛЫ(2), ЦЫПОЧКИ (1)

Запишите слово, в котором гласная смягчает согласную. Какое это слово? Какая гласная?

  6. Расшифруйте текст. Вместо значков вставьте соответствующие буквы.

Ё - ʘ        ,  Е - □, Ю-☼, Я -☺, И -▲

На  ул▲ц□  ос□нь.  Ду☼т     холодны□   в□тры.   Соб▲ра☼тс☺   в ста▲  п□р□лʘтны□  пт▲цы. Пом□н☺ла цв□т л▲ства на д□р□вь☺х.

 Каких гласных вставили  больше всего. Что можно о них рассказать?

7. Итог. Чтобы проверить свои знания о гласных 1 и 2 ряда выполните тест. Ставьте номер задания и номер ответа.

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чашка                3) Юля

2) пять                4) чайка

2. В каком слове произносятся только твердые согласные звуки?

1) пение                3)вагон

2)прямо                4) колесо

3)В каком слове произносятся только мягкие звуки?

 1)сентябрь        3) русский

2) сеять                4) яркий

Если ответили правильно на 3 вопроса -5 баллов,

на 2- 4 балла,

на 1- 3 балла.

Итак. Почему важно не путать гласные между собой? Подсчитайте +. Какую отметку себе поставите? Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Бланк самооценки

Фамилия, имя

Задание

балл

  1. Повторить слоги

  1. вставить слово

  1. составь словосочетание

  1. угадай слово

  1. расшифруй текст

итого

Тест

Бланк самооценки

Фамилия, имя

Задание

балл

1Повторить слоги

2вставить слово

3составь словосочетание

  1. угадай слово

  1. расшифруй текст

итого

Тест

2. Вставьте нужное слово в предложение.

Петя     ….       портфель.  (нос, нёс)

В сильный мороз береги …. .

        Люда, подойди    ….           (суда, сюда)

        В порт вернулись    …       .

Сын    …..     ,      как мама ……       .     (гладит, глядит)

Юра был     ….,      что попал в первый ….        . (ряд, рад)

2. Вставьте нужное слово в предложение.

Петя     ….       портфель.  (нос, нёс)

В сильный мороз береги …. .

        Люда, подойди    ….           (суда, сюда)

        В порт вернулись    …       .

Сын    …..     ,      как мама ……       .     (гладит, глядит)

Юра был     ….,      что попал в первый ….        . (ряд, рад)

2. Вставьте нужное слово в предложение.

Петя     ….       портфель.  (нос, нёс)

В сильный мороз береги …. .

        Люда, подойди    ….           (суда, сюда)

        В порт вернулись    …       .

Сын    …..     ,      как мама ……       .     (гладит, глядит)

Юра был     ….,      что попал в первый ….        . (ряд, рад)

3.Составь словосочетания по образцу.

 Подчеркни гласную 2 ряда двумя чертами только в том случае, если она смягчает согласную.

Кора у берёзы – берёзовая кора                ствол у ели - …

Кора у осины - …                                        листья у дуба - ….

Ствол у сосны - …                                        ветки у ольхи - …

Листья каштана- …                                        ветки у тополя - ….

3.Составь словосочетания по образцу.

 Подчеркни гласную 2 ряда двумя чертами только в том случае, если она смягчает согласную.

Кора у берёзы – берёзовая кора                ствол у ели - …

Кора у осины - …                                        листья у дуба - ….

Ствол у сосны - …                                        ветки у ольхи - …

Листья каштана- …                                        ветки у тополя - ….

3.Составь словосочетания по образцу.

 Подчеркни гласную 2 ряда двумя чертами только в том случае, если она смягчает согласную.

Кора у берёзы – берёзовая кора                ствол у ели - …

Кора у осины - …                                        листья у дуба - ….

Ствол у сосны - …                                        ветки у ольхи - …

Листья каштана- …                                        ветки у тополя - ….

3.Составь словосочетания по образцу.

 Подчеркни гласную 2 ряда двумя чертами только в том случае, если она смягчает согласную.

Кора у берёзы – берёзовая кора                ствол у ели - …

Кора у осины - …                                        листья у дуба - ….

Ствол у сосны - …                                        ветки у ольхи - …

Листья каштана- …                                        ветки у тополя - ….

  5. Расшифруйте текст. Вместо значков вставьте соответствующие буквы.

Ё - ʘ        ,  Е - □, Ю-☼, Я -☺, И -▲

На  ул▲ц□  ос□нь.  Ду☼т     холодны□   в□тры.   Соб▲ра☼тс☺   в ста▲  п□р□лʘтны□  пт▲цы. Пом□н☺ла цв□т л▲ства на д□р□вь☺х.

  5. Расшифруйте текст. Вместо значков вставьте соответствующие буквы.

Ё - ʘ        ,  Е - □, Ю-☼, Я -☺, И -▲

На  ул▲ц□  ос□нь.  Ду☼т     холодны□   в□тры.   Соб▲ра☼тс☺   в ста▲  п□р□лʘтны□  пт▲цы. Пом□н☺ла цв□т л▲ства на д□р□вь☺х.

  5. Расшифруйте текст. Вместо значков вставьте соответствующие буквы.

Ё - ʘ        ,  Е - □, Ю-☼, Я -☺, И -▲

На  ул▲ц□  ос□нь.  Ду☼т     холодны□   в□тры.   Соб▲ра☼тс☺   в ста▲  п□р□лʘтны□  пт▲цы. Пом□н☺ла цв□т л▲ства на д□р□вь☺х.

Тест:

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чашка                3) Юля

2) пять                4) чайка

2. В каком слове произносятся только твердые согласные звуки?

1) пение                3)вагон

2)прямо                4) колесо

3)В каком слове произносятся только мягкие звуки?

 1)сентябрь        3) русский

2) сеять                4) яркий

Если ответили правильно на 3 вопроса -5 баллов, на 2- 4 балла, на 1- 3 балла.

Тест:

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чашка                3) Юля

2) пять                4) чайка

2. В каком слове произносятся только твердые согласные звуки?

1) пение                3)вагон

2)прямо                4) колесо

3)В каком слове произносятся только мягкие звуки?

 1)сентябрь        3) русский

2) сеять                4) яркий

Если ответили правильно на 3 вопроса -5 баллов, на 2- 4 балла, на 1- 3 балла.

План-конспект открытого

логопедического занятия

с группой учащихся 4 кл,

 имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН

Провела учитель-логопед Никитенко И.А

МБОУ г Иркутска СОШ № 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Конспект логопедического группового занятия с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушения письма.

Тема урока: Правописание слов с корнями  – мер -, -мир-.Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем. Научиться определять безударную гласную в корне слова. Выделять род...

Календарно-тематическое планирование с группой учащихся 2-го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи.

Календарно тематическое планирование для группы учащихся 2 -го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения,обусловленное общим недоразвитием речи....

Конструкт логопедического занятия для учащихся 2-3 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленных ОНР. Тема "Синонимы"

Конструкт логопедического занятия по теме "Синонимы" составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...

Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Тренировочные упражнения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...

Пропедевтика нарушений письма и чтения, обусловленных общим недоразвитием речи.

Аннотация      Рабочая программа «ПРОПЕДЕВТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» 1 КЛАСС, ОНР/НвОНР на 2018-2019 учебный год.В сис...