Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
консультация на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.

Применение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся I-IX(X) классов по русскому языку и математике должно внести единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

         Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.

         Применение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся I-IX(X) классов по русскому языку и математике должно внести единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

       Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведении я текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.

     Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а течение недели – не более двух.

В специальной (коррекционной) школе проверяются  и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. Ученикам с низким уровнем интеллектуального предлагается более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЧТЕНИЮ

  1. Оценка устных ответов

       Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

       Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

        «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

        «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

       «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

       Оценка «1» за устные ответы не ставится.

  1. Оценка письменных работ учащихся

       Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

       Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

      При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

      Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания , контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

      В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на

При проведении  контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.

      Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

          В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются.

       Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика.

  1.  

         2. Чтение и развитие речи

         Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

         При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

         Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

         Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

         Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

        При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс – 10 слов; II – 15-20 слов; III – 25-30 слов; IV – 35-40 слов; V – 45-60 слов; VI – 70-80 слов; VII – IX – 90-100 слов.

        В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

        Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

  или с незначительной помощью учителя.

      V-IX классы:

       «5» ставится ученику, если он:

       - читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

       - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

       - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие тексты самостоятельно);

       - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

       - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

       - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

       «4» ставится ученику, если он:

       - читает в основном правильно, бегло;

       - допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

       - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

       - допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

       «3» ставится ученику, если он:

       - читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

       - допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

      - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

      - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

      - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

      - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

     - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

     «2» ставится ученику, если он;

     - читает по слогам;

     - допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

     - не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

    - не делит текст на части;

    - не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

    - отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

    - не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

    «1» ставится ученику, если он:

     - затрудняется в чтении текста по слогам;

     - допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

    - не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;

    - не знает наизусть стихотворения.

 

Оценка устных ответов по этике

      Отметка «5» ставится ученику, если он:

       -  дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа фактами из текста учебника, знает  и умеет применять знания, умеет самостоятельно оперировать изученными  представлениями;

       «4» ставится ученику, если он:

       - допускает 1-2 ошибки при передаче учебного материала;

       - допускает неточности в выделении основной мысли рассказа или части текста, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

       

      «3» ставится ученику, если он:

      - при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, знает даты и факты, может их применять;

     - понимает и передаёт учебный материал после обсуждения или под руководством учителя;

 

 

     «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

     «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитыват...

Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы

В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации  антинаркотической направленности...

Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"

Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Об оценке знаний, умений, навыков учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Оценка ЗУН учащихся специальной (коррекционной) школы   VIII вида по учебному предмету "Математика"...