Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»
план-конспект по теме

Григорьева Ирина Вячеславовна

 

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни в природе, закрепить знания о них. Также к занятию прилагается презентация, которая знакомит детей с увлекательными сведениями из жизни дикого животного, рассказывает о внешнем виде и его повадках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Цель: воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни в природе. Закрепить знания о них.

Задачи:

  1. закрепить знания о диком животном  - медведе;
  2. продолжить работу по обогащению лексики;
  3. учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной и  выразительной интонацией;
  4. продолжить формировать навыки выразительного чтения стихов, учить их наизусть;
  5. упражнять в образовании родственных слов;
  6. закрепление навыков звуко - слогового анализа слов;
  7. развивать память, мышление, воображение.

Ход занятия:

Организационный момент:

Презентация 1. Слайд №1

Логопед:        Прозвенел звонок для нас

                        Все зашли спокойно в класс.

                        Встали все у парт красиво,

                        Поздоровались учтиво.

                        Тихо сели, спинки прямо.

                        Вижу класс наш хоть куда,

                        Мы начнём урок, друзья. [5]                 

 

Артикуляционная гимнастика.

Презентация 1. Слайд №2

Логопед:  - Ребята, я вам сейчас буду рассказывать сказку, а вы слушайте и одновременно выполняйте движения. Сказка называется «Невоспитанный мышонок» [6,7]

   

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

  1. «Почистим зубки». Рисунок 1[3] 

причесался.

  1. «Расческа». Рисунок 2[3]

Видит, зайчик на качелях качается.

  1. «Качели». Рисунок 3[3]

Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»

    Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

  1. «Язык-силач». Рисунок 4[3]

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила.       Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

  1. «Бублик». Рисунок 5[3]

Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

   А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

  1. «Горка». Рисунок 6[3]

   Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

  1. «Заборчик». Рисунок 7[3]

    Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

    Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.

  1. «Паровозик свистит». Рисунок 8[3]

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго (по ходу сказки демонстрируются картинки – символы).

Логопед: -  Вот какая поучительная и добрая сказка. Нужно всегда быть вежливым и доброжелательным, не забывать говорить «Здравствуйте» и «До свидания»,  «Доброе утро» и «Добрый вечер» …

Логопед: -  Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, кого вы видите (животные)

                     - А на какие две группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)

                     - Где живут дикие животные?

                     - А где живут домашние?

                     - У каждого животного, как и у человека, есть свой дом. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Есть у каждого свой дом»[2].  Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить его, договаривая слова по смыслу. Презентация 1.(Слайды № 3,4, 5, 6)

Это Шарик, умный пёс.                

Шарик ночью службу нёс.

И решил поспать с утра

Ждёт собаку  ……. (конура)

Дятлу крикнули грачи:

Дятел, дятел, не стучи!

Я стучу не вам назло,

Белкам делаю  …… (дупло)                                                          

Бурый мишка, милый мой,

Спать не холодно зимой?

- Я же спал не на дороге,

Я же спал в своей  ……(берлоге)                  

Сверху пискнула синица:

- Ты куда бежишь, лисица?

Солнце село, спать пора,

Хорошо, что есть  …..(нора)                  

Физкультминутка.

«Обезьянки»

Презентация 1.Слайд № 7

Словарная работа.

Логопед:  - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Отгадайте слово, которое здесь зашифровано[4]. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

- Какое слово вы составили? (медведь)

- Кто такой медведь? (это хищное дикое животное, которое живёт в лесу)

- Давайте запишем это слово в тетрадь и сделаем его анализ.

Логопед: - Молодцы! Вот сегодня, ребята, мы с вами поговорим об этом удивительном животном, узнаем о нём много интересного и поучительного.

Презентация 2.

(Просмотр презентации)

Логопед: - Вот как много интересного мы узнали о медведе.

Физкультминутка

 «Медвежата».

Презентация 1. Слайд №8                          

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.                      

Вот так! Вот так!

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Во так! Вот так!

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так! Вот так!

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали.

Вот так! Вот так!

Дружно лапы поднимали.

Работа с карточками.

Логопед: - Сделайте звукобуквенный анализ каждого слова.

Медвежонок, медведица, медведушка, медведище, медвежий.

Выделение родственных слов к слову «медведь».

Логопед: - Посмотрите на доску и прочитайте слова. Найдите родственные слова к слову «медведь».

медпункт                   медуза

медвежонок              медведушка

медведица                 мёд

медленно                   медаль

Логопед: - Что общего в этих словах?

                 - А теперь выйдите и уберите лишние слова. Объясните свой выбор.

Итог урока.

Логопед: - Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, очень внимательно слушали.

                    - О каком же животном мы с вами говорили сегодня?

                    - Давайте подведём итог нашего урока, а подведём мы его, рассказав стихотворение «Лакомка - медведь»[1].

Играет летний ветер

Верхушками берёз.

Забрался на рассвете

Медведь в густой овёс.

Он любит угоститься

Метёлкам овса.

Звенят над полем птицы,

Блестит в траве роса.

Он спуститься в долину,

Где зверобой цветёт,

Душистую малину

Положит мишка в рот.

А если мимоходом

Пчелиный мёд найдёт –

Полакомится мёдом –

Топтыгин любит мёд!

Лентяй не запасает

Грибов и ягод впрок,

К зиме он нагуляет

Под шубою жирок.

Забудет все тревоги,

И там где бурелом,

Уляжется в берлоге

Под сваленным стволом.

Логопед: - Молодцы! Я ставлю вам всем хорошие оценки и дарю каждому раскраску с изображением медведя, которую вы должны будете раскрасить. А на следующем занятии вы принесёте их и мы с вами увидим, кто как раскрасил.

                     - До свидания!

Использованная литература:

  1. Шорыгина Т.А.

 Какие звери в лесу?!: книга для воспитателей, гувернеров и родителей / М.: «Издательство    ГНОМ и Д», 2008. – 96 с. – (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

  1. Слюсарь К.Н.

Логоритмические занятия с детьми 3-6 лет / М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 80 с.

  1. Репина З.А., Буйко В.И.

«Уроки логопедии» / Екатеринбург: «Издательство ЛИТУР», 2000 – 208 с.

  1.  Бакулина Г.А.

 Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2,  3 класс / М.: «Издательство Владос», 2004 – 215 с.

  1. http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  2. http://logoped-center.com 
  3. http://www.logoped-sfera.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы

В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации  антинаркотической направленности...

Презентация к уроку биологии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Корова - домашнее и сельскохозяйственное животное"

Представлена презентация, которая используется при проведении урока биологии в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. В презентации 17 слайдов, множество иллюстраций....

Презентация к уроку географии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Кенгуру - сумчатое животное Австралии"

Представлена учебная презентация, которую можно использовать на уроках окружающего мира, уроках биологии и природоведения, а также на уроках географии при изучении живлтного мира Австралии....

Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"

Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.Применение норм оценки з...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...