Коррекция психического развития ребенка в интегрированной группе детского сада
консультация на тему

Ионова Оксана Анатольевна

Средства психического развития ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Коррекция психического развития ребенка в интегрированной группе детского сада

Известно, что группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение. В общении ребенка возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми с нарушениями развития в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь взрослым при организации коррекционной работы и создания комфортной психологической обстановки для детей.

Присутствие детей с речевыми нарушениями в группе комбинированной направленности детского сада предъявляет высокие требования к профессиональной и личностной компетенции педагогов. Педагоги должны владеть информацией об особенностях психомоторного развития данной категории детей, использовать адекватные методы и приемы взаимодействия в разных видах детской деятельности. Их помощь проблемному ребенку должна быть нацелена на активизацию внутренних ресурсов маленького человека, «пробуждение» внутреннего потенциала личности. Любое взаимодействие основывается на коммуникативной функции речи, которая выступает, с одной стороны, как условие социальных контактов, с другой стороны, как их результат.

Одно из основных требований, предъявляемых профессиональному мастерству педагога интегрированной группы, - это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность. Необходимо развивать толерантность, эмпатию у здоровых детей и формировать нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе организации жизни в интегрированной группе детского сада педагог должен продумать пути и формы включения всех детей в совместные действия. Прежде всего, это касается создания условий и способов организации сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством развития коммуникативности детей. На практике педагогами отмечается, что детям с ограниченными возможностями здоровья трудно реализовать себя и почувствовать себя значимыми в какой-то сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и его проблемного воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества способствуют росту собственной активности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Эффективным средством коррекции психического развития ребенка считается игра. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Вебб,1991, Оклендер В., 1997). Для ребёнка важен процесс игры, а не её результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Структуру детской игры составляют:

 роли, взятые на себя играющими;

 игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными);

реальные отношения между играющими.

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Арттерапия в специальном образовании преследует цель –гармонического развития ребёнка с отклонениями в развитии, расширение его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Артерапия является научным направлением. Частными задачами данного направления считаются:

  • Адаптация и использование арттерапевтических методик в системе психологической помощи детям с нарушениями в развитии (слуха, зрения, речи, ЗПР, нарушениями интеллекта)
  • Выявление особенностей и определения эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в ОУ.
  • Разработка технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в работе с детьми с нарушениями
  • Коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребёнка.

Рассматривая арттерапию, как совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяемые как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения, выделяют следующие виды арттерапии:

  • Музыкотерапия (через восприятие музыки, вокалотерапия через пение);
  • Кинезитерапия (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика – лечебное воздействие движениями);
  • Библиотекатерапия (коррекционное воздействие чтением), сказкотерапия, сочинение историй;
  • Имаготерапия («имаго» -лат. образ. Воздействие через образ театрализацию), куклотерапия, образо-ролевая драматизация, психодрама;
  • Изотерапия (рисуночная терапия) коррекционное воздействие средствами ИЗО рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с речевыми нарушениями, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков. 

Для снятия психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением элементов музыкотерапии. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установлению контакта с людьми (музыка Баха, Моцарта, Бетховена) Музыка Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему. Так же ее уравновешиванию способствует фонограмм леса, пение птиц (пьесы из цикла «Времена года» Чайковского). Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона (снятие тревожности), стимуляция двигательных функций, развитие сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений, растормаживание речевой функции.

Приобрести уверенность в себе, повысить свою самооценку, отработать навыки поведения в той или иной ситуации хорошо помогают следующие упражнения мимические упражнения. Мимика говорит без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Основные эмоции, которые можно выразить при помощи мимики: интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет и психопрофилактический характер:

благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,

активные мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию,

могут быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.

«В лесу родилась елочка»

Упражнение направлено на развитие просодической речи (тембр, выразительность интонации) и обучение ребенка передавать то или иное эмоциональное состояние при помощи речи. Кроме того, данное упражнение дает ему возможность побыть в другом образе.

Следующие упражнения помогают развитию речи ребенка.

1) «Составь загадку».

Упражнение направлено на обогащение словарного запаса ребенка, развитие логического мышления. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в них должны быть представлены все части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова. Загадки с детьми составляются разными способами – это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

2) «Да и нет не говорите, черное с белым не берите»

3) «Чистоговорки»;

В работе с родителями основное внимание уделяется как раскрытию особенностей развития личности ребенка, так и обучению родителей различным техникам, применяя которые ежедневно, они могут в домашних условиях помочь детям регулировать свое психоэмоциональное состояние и совершенствовать речь. В этом отношении очень хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Было отмечено, что работа по данной методике улучшает у дошкольников психические функции памяти, внимания, речи, мыслительных процессов, благотворно влияет на эмоциональное состояние, а также повышает усидчивость на занятиях, корректирует поведение детей, способствует тренировке легких при пневмонии, помогает людям, страдающим астмой, снижает артериальное давление, способствует восстановлению функций голосовых связок, благотворно влияет на функциональное состояние нервной системы, на тонус коры головного мозга, на общее эмоциональное состояние человека. Еще одна методика, на которую следует обратить внимание родителей – это методика нетрадиционных способов оздоровления детей Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без, принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, настроения на данный момент от их состояния здоровья.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются

- профилактика простудных заболеваний, закаливание детей;

- развитие у детей умения быть здоровыми, внимательными, чуткими;

- обучение освобождаться от стрессов, перенапряжения;

В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свой эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети успокаиваются, становятся добрее, мягче.

Предлагаем вашему вниманию элементы вышеуказанных техник и методик. Они достаточно просты в применении и родители легко могут научиться проводить данные упражнения с детьми ежедневно в домашних условиях.

Психогимнастика

Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

«Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.

«Холодно - жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

Дыхательная гимнастика

Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м - м - м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г - м - м - м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

«Полет самолета»

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Мимические упражнения.

Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем

расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в

течение одной минуты.

Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.

Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).

Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) - расслабление.

Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).

Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.

Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться

Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.

Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

Цель этих упражнений - усилить мышечное чувство лица.

Арсенал терапевтических методик разнообразен; выбор того или иного метода зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, обусловленных типом отклонения в развитии, степенью его выраженности.

Литература

Артемова Л.В. Формирование общественных черт характера в процессе взаимоотношений старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1970. №3. С. 18-19. 

 Васильева Е.Н, Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье//Шестилетние дети. Проблемы исследования. Н. Новгород, 1993. С. 98-109.

Цветкова И.В. Социализация и адаптация детей с ТНР в условиях интегрировоанной группы детского [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ds130.centerstart.ru/node/286 (Дата обращения: 22.11.2014)

Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие,- Ставрополь, 2008-240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в коррекции психического развития ребенка

Рассмотрены основные задачи коррекции развития, индикаторы неблагополучного развития, коррекционный эффект игры, основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры, игровые методы рабо...

Проект «Игротерапия в процессе интеграции детей с нарушениями развития в интегрированной группе детского сада»

Данный проект раскрывает возможности использования игротерапии для детей с нарушениями в развитии в условиях интегрированной группы детского сада...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

Онтогенестический подход к коррекции психического развития ребенка

Психический онтогенез характеризуется существованием так называемых «сензитивных периодов».  Если какой – либо из компонентов нового «союза» не сформировался в должной степени, то система все рав...

МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

В статье представлен метод комплексной сказкотерапии, используемый в рамках логопедической работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы детского сада компенсирующего вида. Данн...

Интегрированное развлечение в средней группе детского сада «В гости к Матушке Гусыне»

Интегрированное развлечение (английский язык + физкультура) закрепляет представления детей о русском фольклоре и английских народных песенках («Сказки Матушки Гусыни»), позволяет дать им с...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе детского сада с ребенком с ОВЗ «Уроки от зайчонка Феди»

Представленное занятие направлено на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций....