Игра в коррекции психического развития ребенка
презентация по психологии по теме

Рассмотрены основные задачи коррекции развития, индикаторы неблагополучного развития, коррекционный эффект игры, основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры, игровые методы работы психолога, результативность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРА В КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА психолог: Горащенкова Л.М.

Слайд 2

Основные задачи коррекции психического развития Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для личностного и интеллектуального развития ребенка Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития

Слайд 3

Индикаторы неблагополучного развития Нарушение коммуникации в системе «ребенок-взрослый», «ребенок – сверстники», утрата взаимопонимания. Низкий уровень социальных достижений, значительно расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка. Поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований.

Слайд 4

Индикаторы неблагополучного развития Переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия. Наличие экстримальных кризисных жизненных ситуаций. Аномальные кризисы развития.

Слайд 5

Цели коррекционные 1. Оптимизация социальной ситуации развития 2. Развитие видов деятельности ребенка 3. Формирование возрастно-психологических новообразований

Слайд 6

ИГРА Игра как "развернутая, внешне ориентировочная деятельность, предмет которой — содержание человеческих (социальных) отношений" Д.Б. Эльконин

Слайд 7

ИГРА Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения.

Слайд 8

Коррекционный эффект игры. Усвоение и интериоризация открывавамых ребенком в процессе игровых занятий норм, правил и ограничений, регулирующих социальные отношения, а также новых смыслов, значений, способов деятельности и схем ориентировки проблемной ситуации обеспечивает коррекционный эффект игры.

Слайд 9

Коррекционный эффект игры Отражение и вербализация взрослым чувств ребенка в соответствии с принципом "конгруэнтной коммуникации" объективирует эти чувства для ребенка, позволяет ему осознать их и через это осознание выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций и событий. Другими словами, позволяет ребенку сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа ее разрешения.

Слайд 10

Коррекционный эффект игры Вместе с тем. отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные значимые для него межличностные отношения, делает возможным прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, а, возможно, и обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности .

Слайд 11

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях.

Слайд 12

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры Осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

Слайд 13

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры Формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

Слайд 14

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

Слайд 15

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания благодаря вербализации, и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений.

Слайд 16

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате .

Слайд 17

Основные игровые методы работы психолога Проектная игра «Мы строим город» Игры с песком Проектная игра «Маски-шоу» Проектная игра «День рождения бумажного человечка» Деловые игры

Слайд 18

Результативность: Снятие агрессивности при работе с песком и пластилином на момент «здесь и сейчас» у аутичных детей, у агрессивных детей. Формируется умение договариваться, планировать свою деятельность. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему социально приемлимые допустимые формы.

Слайд 19

Результативность: Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. При проведении коррекционной работы отслеживалось эмоциональное состояние детей по цветовому тесту М. Люшера до занятия и после занятия, где рассматривались такие показатели: работоспособность, показатель тревоги и интенсивности тревоги, показатель компенсации. Анализируя данные наблюдения, можно отметить, что у 95 % детей было выражено позитивное отношение к занятиям, в последствии у них улучшились отношения в классе со сверстниками и учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета по выявлению уровня психического развития ребенка

Эта анкета поможет выявить уровень психического развития ребенка перед поступлением в школу и в период адаптации первого класса....

Статья на тему "Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями "

Данная статья поможет начинающему педагогу организовать правильно досуг ребенка с нарушением слуха...

Рабочая программа по коррекции психического развития учащихся 4 класса.

Программа предназначена для учащихся 4 класса, школы 7 вида. Рабочая программа расчитана на занятия с детьми 2 раза в неделю....

Материнская депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Без сомнений, сам...

Онтогенестический подход к коррекции психического развития ребенка

Психический онтогенез характеризуется существованием так называемых «сензитивных периодов».  Если какой – либо из компонентов нового «союза» не сформировался в должной степени, то система все рав...