Использование информационных технологий в условиях коррекционной школы VIII вида
статья на тему

Колотеева Валерия Алексеевна

Статья предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий  в условиях коррекционной школы VIII вида

Колотеева В.А. учитель, ГБС(К)ОУ школа №565 Кировского р-на Санкт-Петербурга

Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса заключается в применении учителями информационных технологий.

В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Вопросы педагогической эффективности использования информационных технологий в обучении сегодня как никогда актуальны. Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом.

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах. Используя информационные технологии в решении развивающих задач специального обучения ко всему прочему необходимо ещё учитывать особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями обучения.

Ограниченные возможности умственно отсталых учащихся в восприятии, запоминании, осмыслении и воспроизведении учебного материала ставят перед учителем коррекционной школы задачу поиска таких средств, методов и форм преподавания, которые помогали бы преодолевать эти проблемы.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Значительно нарушенным оказывается восприятие. Его темп  снижен, поэтому умственно отсталым детям требуется значительно больше времени на усвоение учебного материала. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, но ещё более недоразвита бывает его произвольная сторона. Для усвоения учебного материала требуется волевое напряжение, к которому умственно отсталые дети оказываются неспособны.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение, имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.

Восприятие и память являются базовыми процессами для мышления - главного инструмента познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Все эти операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки, возникают трудности при выделении главного. Из-за несовершенства анализа затруднены синтез знаний и формирование понятий. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.

Развитие абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, научного воображения совершается как единый сложный процесс в ходе обучения умственно отсталых детей на всех уроках. Учитель специальной (коррекционной) школы обязан учитывать особенности психической деятельности своих учеников и в соответствии с этим строить работу на уроке. Очень важно правильно организовать восприятие учебного материала, так как восприятие является фундаментов всех остальных психических процессов. Умственно отсталые дети плохо понимают отвлечённые словесные объяснения, поэтому при изучении нового материала важно сочетать словесное объяснение с предъявлением наглядных пособий.

С помощью использования информационных технологий учащиеся с отклонениями в умственном развитии достигают следующих результатов:

- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;

- тренируется внимание и память;

- активно пополняется словарный запас;

- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;

- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

- развиваются воображение и творческие способности;

- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.

Одним из вариантов применения информационных технологий на уроках в коррекционной школы является использование интерактивных досок. Для того чтобы процесс образования имел успешный результат, очень важно чтобы в обучении были задействованы все основные сенсорные системы человека - визуальная, слуховая и кинестетическая. Особое значение психологи придают кинестетической системе, т.к. именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Глубокое обучение возможно только при взаимодействии кинестетического восприятия и моторики. И здесь на помощь приходят интерактивные доски.

Интерактивная доска в коррекционной школе в значительной степени воспринимается как интересная игрушка: удобны сенсорные интерактивные доски, позволяющие просто прикоснуться к картинкам на доске, чтобы сделать выбор и ответить на вопрос или решить несложную задачу.

Используя интерактивную доску на уроке, преподаватели могут сделать свои занятия более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп. С интерактивной доской занятия становятся интереснее и увлекательнее. Даже те ученики, которые с неохотой идут на урок, моментально вовлекаются в учебный процесс. Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы ученика одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

Сочетание различных видов работы на уроках с использованием ИКТ является важным элементом повышения мотивации учащихся, помогает сохранять их интерес к предмету в течение всего периода обучения. При наличии новейших технических средств педагогу легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Преимущество уроков с использованием информационных технологий заключается в том, что с их помощью можно решить ряд актуальных проблем, стоящих перед школой. К ним, прежде всего, относятся:

1. Повышение интереса и мотивации учащихся к обучению.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

3. Повышение качества учебно-воспитательного процесса, приведение его к современному уровню научно-технического прогресса.

4. Реализация идей индивидуального дифференцированного подхода в процессе обучения.

5. Оказание помощи в решении ряда задач развития личности, ее компетентности, способности к саморегуляции, творчеству.

6.Открытие совершенно новых возможностей по сравнению с традиционными средствами обучения.

Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, но дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос.

Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке в коррекционной школе достигается, как правило, в следующих случаях:

  • более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения.
  • использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели,  эксперимента и использование возможности их повторения.

Использование информационных технологий на уроках предоставляет учителю неограниченные возможности в осуществлении одного из ведущих принципов коррекционной педагогики – принципа наглядности обучения. Выполненные при помощи компьютерных программ модели, фильмы, слайды позволяют учителю достигать высокой степени вариативности подачи учебного материала. Записанные в электронном виде уроки являются качественным, готовым материалом для постоянного использования в образовательном процессе.

Литература:

  1. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.
  2. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И.  Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005.
  3. Комарова И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2.
  4. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М., 2004.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)
  7. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.
  8. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Доклад: «Организация Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению в условиях коррекционной школы VIII вида.»

Доклад подготовлен для выступления  на методическом семинаре для специалистов коррекционных школ  и раскрывает нормативно-правовую базу  подготовки, организации и проведения государстве...

Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».

В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....

Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...

Публикация "Технологии наглядного обучения навыкам самообслуживания детей со сложным дефектом в условиях коррекционной школы VIII вида"

Публикуемый материал содержит описание опыта работы учителя по формированию навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе использования технологии наглядного ...

«Особенности применения информационных технологий в коррекционной школе VIII вида»

В современном обществе уровень информации характеризует уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного ...