РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 9 КЛАССА
рабочая программа (9 класс) на тему

Паршина Татьяна Михайловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕКОМЕНДОВАНА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._rabochaya_programma_vospit.deyatelnosti.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

2.2        ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

   СОГЛАСОВАНО:       

Заместитель директора

по воспитательной работе

_____________ В.Ф.Бравков                                          

_____________ 2015г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО  воспитателей

Протокол № 1.от25.08.2015г 

Руководитель МО

_______________ Т.М. Паршина

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор образовательной организации

______________ В.И. Часнык

_______________  2015г.

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

воспитательной деятельности

ДЛЯ    9 «А»   КЛАССА

НА  2015 -2016  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Рабочая программа воспитательной деятельности  для   9   класса составлена на основе Адаптированной образовательной программы  ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида» на 2014-2018 уч. года и  в соответствии с педагогической технологией коллектива авторов: директора АНМЦ «Развитие и коррекция» ,к.п.н. Е.Д. Худенко ; ведущего  сотрудника семьи и воспитания  РАО, доцента к.п.н. – Г.Ф. Гаврилычевой; учителя- дефектолога  детского дома – школы № 26 «Дом детства»  (г. Москвы)- Е.Ю. Селивановой; учителя-дефектолога специальной(коррекционной) школы-интерната №101(г.Москва) – В.В. Титовой, допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва, издательство «АРКТИ», 2006г.

Разработчик программы:

Паршина Татьяна Михайловна,

воспитатель образовательной организации, воспитатель первой квалификационной категории.

Педстаж – 17 лет.

                                                   

                                                       с. Александровское, 2015                  

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Пояснительная записка

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по воспитательной   деятельности.

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы воспитательной деятельности для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья  в  9 "а" классе.

2.   Особенности организации воспитательной деятельности обучающихся с   ограниченными возможностями здоровья в 9 классе.

2.1.  Основное содержание программы воспитательной работы.

3.  Планируемые результаты освоения рабочей программы воспитательной деятельности обучающимися с   ограниченными возможностями здоровья в 9 классе.

3.1   Анализ учебно- воспитательной работы за прошедший  учебный год.

3.2   Общешкольная тема; направление МО воспитателей; тема самообразования

3.3  Характеристика класса

3.4  Ожидаемые результаты по направлениям воспитательной работы

3.5  Условия реализации рабочей программы

4.  Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по воспитательной работе в 9 классе.

5.   Годовое планирование воспитательной работы

5.1. Режим дня

5.2. Расписание уроков

5.3. Социальный паспорт

5.4  Педагогическое руководство детским самоуправлением

5.5  План работы по предметным  неделям

5.6  Взаимосвязь с коллективом общеобразовательной организации

5.7  Тематическое планирование спортивных часов

5.8   План работы по безопасности

5.9   План работы по профилактике

6.     Тематическое планирование воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.

7.     Работа с родителями.

 8.     Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, воспитанника

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по воспитательной деятельности:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

2. Конституция Российской Федерации (1993 года).

        3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской      Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015г

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

6. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897).

7.Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

     8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

     9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

11. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

13. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

14. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

16. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

17.  Программы по воспитательной работе в соответствии с педагогической технологией коллектива авторов: директора АНМЦ «Развитие и коррекция» ,к.п.н. Е.Д. Худенко ; ведущего сотрудника семьи и воспитания  РАО, доцента к.п.н. –Г.Ф. Гаврилычевой; учителя – дефектолога  детского дома - школы№ 26 «Дом детства» (г. Москвы) - Е.Ю. Селивановой; учителя-дефектолога специальной(коррекционной ) школы-интерната №101(г.Москва) – В.В. Титовой, допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва, издательство «АРКТИ», 2006г. (2-е издание);на основе программы духовно - нравственного развития, воспитания  в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 21.2012 года

18. Программа развития государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат №10» «Школа социализации» на период  2013 год - 2018 год

 

     1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы воспитательной деятельности для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья  в  9"а" классе.

 

        Воспитательная работа на 2015-2016 учебный год является составной частью системы воспитательной работы в образовательной организации и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        В образовательной организации главным фактором является создание гуманной среды, выполняющей, прежде всего, коррекционно - развивающую функцию, способствующую становлению социального опыта, становлению личности обучающегося.

        Рабочая программа воспитательной деятельности составлена с учётом требований к становлению духовно - нравственной личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий им достичь того уровня оптимального развития личности, которые необходимы  для социальной адаптации в обществе.

        С введением новых ФГОС  воспитательная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья строится по следующим направлениям развития  личности:        

        в области формирования общекультурного развития (эстетическое воспитание; знакомство с истоками национальной культуры; творческое воображение);

        в области формирования социальной культуры (основы профессионального самоопределения и экономического просвещения; трудовое воспитание);

        в области формирования нравственного развития (личностное развитие; основы гражданского и патриотического воспитания);

        в области формирования спортивно – оздоровительного направления ( основы здоровья, физическое развитие)

        Организация внеклассных занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса.

         Адресат: рабочая программа воспитательной деятельности предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9  класса   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вид

         Срок реализации настоящей программы - 1 учебный год.

         Соответствие Государственному образовательному стандарту: 

         Рабочая программа воспитательной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования,  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся(вариант С).

         Цель: Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе.

         Задачи: 

      1.Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого обучающегося  с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

      2.Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей             личные интересы с общественными

      3.Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.

      4.Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа

      5.   Определение ценностных ориентиров личности воспитанников.

      6. Формирование основ нравственно- правового поведения "моральный кодекс"

      7. Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.

      8.Формирование основ элементарной экономической грамотности в ведении домашнего хозяйства, планирование и разумное использование денежных средств

       9.  Формирование профессиональных интересов с учетом своих возможностей.

      10. Содействие в профессиональном ориентирование каждого воспитанника.

      11. Формирование мотивации учебной деятельности: учиться необходимо для жизни.

      12. Знакомство со спецификой различных профессий.

         Данная программа призвана «навести мосты» между самоценностью обучающихся и своевременной социализацией, между их внутренним миром и внешним – с его нормами и требованиями

            Основополагающие принципы.

     1.Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Программа развития обучающихся, воспитанников образовательной организации направлена на создание единого образовательного пространства, способствующего переходу на качественно новое образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

     2.Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

      3.Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются  действенными средствами нравственного воспитания ребёнка

     4.Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную, не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди.

     5.Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание обучающихся включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности школьников. Разнообразная деятельность обучающихся должна раскрывать перед  ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства дети нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают  чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией

      6.Принципы  коррекционно-развивающего  воспитания:

      - динамичность восприятия;

      - продуктивной обработки информации;

      - развития и коррекции высших психических функций;

       - мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на самоподготовке, обеспечивающей эффективность работы

        класса, обучающегося, воспитанника.

2. Особенности организации воспитательной деятельности обучающихся, воспитанников с   ограниченными возможностями здоровья в 9 классе

 2.1  Основное содержание программы воспитательной работы.

  1.Социально-личностное воспитание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Цель: Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, обогащение опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей.

Задачи: 

- развитие духовно – нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;

-создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных      способностей каждого обучающегося, воспитанника с учетом интересов и имеющегося жизненного опыта;

- определение целостных ориентиров личности воспитанников;

- формирование основ нравственно – правового поведения «моральный кодекс»;

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

                                                                                                                                                                                                                                                     

2. Основы гражданского и патриотического воспитания:

Цель:. Формирование нравственных качеств, устойчивого положительного опыта гражданского поведения у обучающихся,воспитанников усвоение основ самосознания гражданина Российской Федерации.

Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности

3. Эстетическое воспитание; знакомство с истоками национальной культуры; творческое воображение:

Цель: Формирование эстетической культуры, становление эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Задачи:

-  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-    продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной  духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

- создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития

индивидуальных    особенностей каждого обучающегося, воспитанника с учетом интересов и имеющегося жизненного опыта.

4. Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения; трудовое воспитание:

Цель: Формирование норм общественного поведения, позволяющих активно участвовать в труде и общественной жизни производства, коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.

Задачи:

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в

решении общих проблем;

- формирование толерантности, подготовка обучающихся, воспитанников к  бесконфликтному конструктивному

взаимодействию с другими людьми;

- формирование основ элементарной экономической грамотности в  ведении домашнего хозяйства, планирование и

разумное использование денежных средств;

- воспитание чувства долга, ответственности , готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;

 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование профессиональных интересов с учетом своих возможностей;

- содействие в профессиональном ориентирование каждого воспитанника;

- знакомство со спецификой различных профессий;

5. Охрана здоровья. физическое развитие

Цель: Охрана жизни и укрепление здоровья детей; создание условий, обеспечивающих физическое, личностное, интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников умеющих адаптироваться в обществе.

Задачи:

-  формировать понятие «здоровый образ жизни» и пропагандировать здоровый образ жизни

 - воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

- формировать санитарно – гигиенические навыки;

- развивать  ответственность за свое здоровье;

- формировать основы полового воспитания;

- воспитывать  привычку к здоровому образу жизни;

                 

                                    Формы работы с обучающимися:

-групповые;

-индивидуальные;

- творческие; 

-работа в парах и группах;

- коллективная работа.

-воспитательные коррекционные занятия;

-тренинги;

-беседа;

-экскурсии;

-целевые прогулки;

-конкурсы;                                                                                                                                                                                                                                            

-викторины;

-воспитательные спортивные мероприятия;

-организация выставок, поделок; 

-занятия- практикумы;

-тематические праздники и вечера;

-соревнования;   

-устный журнал;  

-уроки-презентации.          

           

                                Методы воспитания:

  - словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  - наглядные

  - практические

  - метод наблюдения;

      - программированные задания;

  - самостоятельная работа;

   - дидактические игры; ролевые игры;

    -  проектный метод.

         Специальные методы коррекционно – развивающего обучения

          (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

-метод самостоятельной обработки информации;

-специальные коррекционные упражнения;

-задания с опорой на несколько анализаторов;

-включение в занятия современных реалий развёрнутая словесная оценка   призы,      поощрения

                                     Технологии:

-мнемо-техника;

-моделирование;

-технологии разноуровнего и дифференцированного подхода

                                    Используются ТСО:                                                                                                                                                                                                                          

-интерактивная доска;

-ноутбук;

-DVD фильмы

                   Система межнаправленченческих связей:

Социально личностное развитие (уроки: СБО; чтения)

Экологическое направление (уроки: биология; география)

Трудовое направление(уроки:столярного дела; швейного дела; с/х      труда)

Гражданско - патриотическое воспитание (уроки: история; чтение)

Эстетическое воспитание (уроки: музыка; рисование)

Охрана здоровья.Физическое воспитание (уроки:физкультура; спортивные часы)

Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения (профориентационная работы)

3.Планируемые результаты освоения рабочей программы воспитательной деятельности обучающимися с   ограниченными возможностями здоровья в 9 классе.

3.1 Анализ учебно- воспитательной работы за прошедший  учебный год.

3.2 Общешкольная тема; направление МО воспитателей; тема     самообразования

 3.3Характеристика класса

3.4  Ожидаемые результаты по направлениям воспитательной работы.

Социально-личностное развитие                                                                

Воспитанники должны знать и уметь:

-Правильно вести себя в общественных местах.

-Употреблять речевые этикетные стереотипы в различных ситуациях.

-Соблюдать правила мужского и женского этикета; добиваться

 непринужденности  в соблюдении правил поведения.

-Владеть своим эмоциональным настроением

        Основы гражданского и патриотического воспитания:

 Воспитанники должны знать и уметь:

-Содержание основных правовых документов

-Уметь ориентироваться в социально-правовых вопросах и защищать свои     права.

Эстетическое воспитание; знакомство с истоками

национальной   культуры; творческое воображение:

Воспитанники должны знать:

-  Основные исторические даты и  события России.

-  Имена людей, прославивших Россию, родной край.

-  Историю Ставропольского края: села Александровского

- Осознавать ответственность родителей за своих детей.

-  Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, конструирование, моделирование, лепку, вышивку и т. д.

-  Знать различные инструменты, их возможности, уметь владеть ими.

-  Уметь планировать свою работу.

-  Освоить такие вспомогательные средства, как эскиз, набросок, схема.

        Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения; трудовое воспитание:

Воспитанники должны знать и уметь:

-Поддерживать чистоту и порядок в доме.

-Правильно ухаживать за одеждой и обувью.

-Выполнять мелкий ремонт одежды, обуви.

-Выполнять работы по обслуживающему труду.

-Уметь пользоваться бытовыми приборами.

-Уметь ухаживать за комнатными растениями и растениями в школьном саду.

-Анализировать и оценивать свои профессиональные склонности, профпригодность.

-Строить профессиональные и жизненные планы.

- Знать о профессиях, которые можно получить в школе-интернате.

Охрана здоровья. физическое развитие

Воспитанники должны знать и уметь:

-  Владеть основами знаний о здоровом образе жизни.

-  Оказать первую медицинскую помощь.

-  Заботится о своем здоровье.

-  Знать возрастные особенности организма и влияние на него алкоголя, никотина, наркотических и психотропных веществ.

-  Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.

-  Принимать активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятия.

               

  3.5      Условия реализации рабочей программы

-создать в учреждении максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания обучающегося, воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;

- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;

-усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему селу, краю, стране;

- удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании.

-укрепить связи семьи и школы в интересах развития обучающегося, воспитанника коррекции процессов его воспитания и обучения, создать систему педагогической подготовки родителей;

-создать систему повышения профессионального мастерства организаторов воспитания; внедрению в практическую деятельность современных достижений коррекционной педагогики, инновационной и экспериментальной работы в области коррекционного воспитания.

       4   Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы  воспитательной работе в 9 классе.

Тематические папки:

1. Картотека мероприятий по охране безопасности и жизнедеятельности воспитанников.

2. Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.

3. Комплекс релаксационных упражнений.

4. Пятиминутки по ПДД.

 5. Практический материал для самоподготовки.

6. Краеведение; региональный компонент.

                                       Литература:

 Карлина Р.П. (2013) « Система воспитательной работы в коррекционной школе» ;

Программа по воспитательной работе в соответствии с педагогической технологией коллектива авторов: директора АНМЦ " Развитие и коррекция", к.п.н.- Е.Д.Худенко; ведущего сотрудника Института семьи и воспитания РАО, доцента, к.п.н.- Г.Ф. Гаврилычевой; учителя- дефектолога детского дома-школы № 26 "Дом детства" (г.Москва) - Е.Ю. Селивановой; учителя- дефектолога специальной (коррекционной) школы-интерната №101(г.Москва) - В.В.Титовой, допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва, издательство "АРКТИ", 2006 г. (2-е издание);                                                                                

Дидактические игры. «Лабиринт», «Что лишнее», «Бюро находок», «Времена года», «Вмире профессий»... Е.В.Котова; С.В.Кузнецова "Развитие креативных способностей ребенка" Т.И.Подрезова Материал к занятиям по развитию речи.

                                       

Разработчик программы:                               Паршина Татьяна Михайловна

                                                                                      воспитатель                                                        

                                                   _____________  подпись

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной деятельности 10 класса

Материал для классного руководителя 10-11 класса...

Рабочая программа воспитательной деятельности «Путь к успеху» по направлению «Творчество»

является программой внеурочной деятельности воспитанников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)...

Рабочая программа воспитательной работы 2и класс

Программа воспитательной работы с обучающимися 2 специального класса (умеренная УО)...

Рабочая программа воспитательной деятельности

Программа  представляет собой разработанный курс  воспитательской деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), интернированной группы...

Рабочая программа воспитательной деятельности в младшей интернированной группе

Данная  программа  представляет собой разработанный курс воспитательской деятельности для воспитанников младшей  интернированной группы....

Рабочая программа воспитательной деятельности

Рабочая программа воспитательной деятельности с календарно-тематическим планированием...