Тематическое планирование логопедической работы с группой обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
календарно-тематическое планирование ( класс) по теме

Данное тематическое планирование составлено на основе рекомендаций известных специалистов (Л.Н. Ефименкова, Е.В. Мазанова, Г.Г. Мисаренко) с учётом сложной форме дисграфии (аграмматическая, элементы акустической и оптической дисграфии), выявленной у обучающихся 7класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_7kl._osnovnoy.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое  планирование  логопедической работы с   группой обучающихся   7  класса специальной (коррекционной) школы VIII вида при сложной форме дисграфии

(аграмматическая, элементы акустической и оптической дисграфии)

п/п

Темы и содержание занятий

Кол-во час

Речевой и программный материал

Нормализация учебной деятельности

1

Логопедическое обследование учащихся. Выявление  нарушений устной и письменной речи. Комплектование логопедических групп

1

Исследование импрессивной речи и лексико-грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи

Исследование неречевых процессов

Уточнение пространственно-временных представлений Понятия: времена года, год, сутки, вчера, завтра, раньше, позже, прошлый, будущий,

сначала, потом,

реже, чаще…

Формирование приемов учебной деятельности

Развитие понятийного мышления, скорости мышления

Развитие внимания

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания

Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений

Развитие зрительно-моторных координаций

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

Усиление концентрации слухового внимания

 

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

Упражнения, направленные на тренировку скорости распределения внимания

Развитие слуховой пространственной памяти

Развитие слуховой памяти

Развитие зрительной памяти

Развитие зрительного и слухового внимания

Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям; в ориентировке на листе бумаги

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

Формирование   приемов                самоконтроля

   

Развитие словесно-логического мышления

Развитие мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их

Развитие логического мышления: работа с пословицами и поговорками

 

Развитие временно-пространственных представлений

Понимание значения пространственных предлогов

Развитие линейной памяти на материале глагольных слов: пошел – смотрел -    смеялся -рассказал

Развитие логического мышления

Формирование причинно-следственных связей

Формирование приемов самоконтроля

Коррекционные упражнения, направленные на развитие абстрактного мышления

2

Речь и предложение. Интонацион-ные границы предложения.

Границы предложения на письме

1

Различение предложений по интонации

3

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

1

Предложения нераспространен-ные и распространенные. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предло-жения                    

Формирование звуковой стороны речи и фонематических процессов

4

Звуки и буквы. Звуки речи по способу образования: гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.

1

Алфавит. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных». Деление слов на слоги. Правила переноса                    

5

Употребление гласных после шипящих.

1

Правописание «жи–ши» Правописание  «ча–ща», «чу–щу»  

6

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв  О – а  слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. Развитие зрительной  дифференциации строчных букв «о – а»

7

Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда

1

Уточнение и сравнение твердых и мягких согласных по артикуляции и звучанию. Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных

8

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных

2

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных

9

Дифференциация Ь-показателя мягкости согласных и разделительного Ь

1

Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Перенос слов с разделительным   Ь и с Ь 

Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное

сходство

10

Парные звонкие и глухие согласные

Дифференциация звуков     [Б – П], [Д–Т], [Г – К – Х], [В–Ф], [З – С],   [Ж–Ш] -в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах (пара согласных определяется по итогам обследования письма)

5

Установление сходства и различия парных  согласных звуков. Уточнение артикуляции и звучания согласных звуков в слогах, словах, предложениях. Работа со словами-паронимами. Правописание «жи-ши»

11

Дифференциация    [Ч – Щ - Т’ – Ц ] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3

Уточнение артикуляции и звучания согласных звуков в слогах, словах, предложениях. Выделение звуков в разных позициях

Дифференциация оптически  сходных букв

12

Дифференциация букв б–д в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3

Совершенствование графичес-ких умений и навыков. Соотнесение буквы со звуком и символом. Работа над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости

13

Дифференциация букв п–т в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3

Развитие зрительно-моторных координаций. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами

Слово. Словосочетание. Предложение

14

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

1

Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Омонимы (слова-«близнецы»)

15

Слово. Однокоренные слова

1

Знакомство с однокоренными словами

16

Родственные слова

1

Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию

17

Корень слова

1

Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов

18

Сложные слова

1

Знакомство со сложным способом словообразования. Развитие умения образовывать  сложные слова

19

Приставка

1

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении  приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений.

20

Словообразование. Образование слов при помощи приставок

1

 Образование слова префиксальным способом. Подбор  различных приставок к словам, обозначающим действия предметов.  Работа с антонимами

21

Суффикс  

1

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов

22

Образование слов при помощи суффиксов

1

Закрепление знания о правописании суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и т.д.

23

Состав слова

1

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Закрепление знаний о частях слова. Закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов и приставок

24

Морфологический состав слова

1

Тренировка в морфологическом разборе слов. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Устранения аграмматизма в устной речи

25

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Определение ударного гласного в слове

1

Обогащение словаря. Слова-омографы.  Работа над слого- ритмическим оформлением слова

26

Безударные гласные в корне слова

3

Выделение безударных гласных в словах. Обогащение словаря. Подбор родственных слов.

27

Предлоги.

Предлоги В – НА,  НА – НАД

1

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Закрепление знания о правописании предлогов. Устранения аграмматизма в устной речи

28

Предлоги В – ИЗ,  В – У

1

Дифференциация предлогов и приставок. Синонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

29

Предлоги  К – ОТ,  ОТ – ИЗ   

1

Закрепление знания о предлогах. Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

30

Предлоги С – СО

1

Развитие

временно-пространственных

представлений. Согласование слов в словосочетании и предложении

31

Имя существительное. Образование множественного числа существительных

1

Знакомство с понятием числа. Восстановление предложений с пропущенными существительными

32

Практическое употребление существительных в форме именительного падежа множественного числа

1

Знакомство с существитель-ными единственного и множественного числа. Тренировка в словоизменении существительных. Устранение аграмматизма в устной речи

33

Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода

1

Словоизменение существительных по родам. Согласование местоимений ОН, ОНА, ОНО с существительными

34

Предложение.  Практическое употребление существительных в форме единственного и множествен-ного числа именительного падежа

1

Закрепление знания о границах          предложения. Развитие связной речи

35

Предложение.  Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именитель-ного и винительного падежей

1

Дифференциация вопросов КОГО? КТО? В предложениях. Распространение предложений

36

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей

1

Дифференциация вопросов винительного и родительного падежей между собой. Устранение аграмматизма в устной речи

37

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа

1

 Работа с деформированными предложениями

38

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа

1

Устранение аграмматизма в устной речи. Обогащение словаря

39

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа

1

Дифференциация употребления существительных в форме винительного и предложного падежей с предлогами В – НА,  

 В – ВО.  Правописание предлогов со словами

40

Практическое употребление                             существительных разного рода

1

Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода

41

Практическое употребление                             существительных в различных косвенных падежах

1

Обогащение словаря. Устранение аграмматизма в устной речи

42

Слова, обозначающие признаки предмета. Постановка вопросов к ним

1

Развитие словаря        признаков.

Подбор слов-признаков с помощью вопросов какой? какая? какое? какие?

43

Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы

1

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами  

44

Согласование прилагательных с существительными в числе

1

Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях

45

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными

1

Чтение предложений, насыщенных прилагательными в сочетании с существительными

46

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

1

Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи

47

Слова, обозначающие действие предмета

1

Образование приставочных глаголов. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма

48

Слова-действия

1

Развитие навыков согласования и управления. Устранение аграмматизма в устной речи

49

Словоизменение. Настоящее время глагола

1

Выделение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам: что делает? что делают? Обогащение словаря предметов, признаков и действий

50

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

1

Словообразование. Образование приставочных глаголов. Подбор антонимов к словам-действиям

51

Пересказ текста по опорным глаголам

1

Упражнение в постановке вопросов. Установление грамматических связей  между словами в предложении

52

Восстановление деформированных предложений

1

Установление порядка слов и грамматических связей в предложении. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи.

53

Итоги коррекционной работы за год. Проведение итоговых проверочных работ

1

Количественный и качественный анализ ошибок. Оценка результативности работы с учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".

Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....

Урок математики "Преобразование чисел, полученных при измерении" 7класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Урок математики с использованием упражнений на коррекцию мышления на основе упражнений в установлении....

"Историческая мозаика". Урок истории в 7классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Повторительно-обобщающий урок по теме: "История нашей страны древнейшего периода"....

Опыт работы по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 37

Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реально...

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...