Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями
статья ( класс) по теме

Осипова Ольга Юрьевна

В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Осипова О.Ю.

Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями

В соответствии с новыми Федеральными государственными стандартами слабослышащие дети со множественными нарушениями развития обучаются по программе 2.3 с возможностью её индивидуализации. Под индивидуализацией понимается создание СИПРа - специальной индивидуальной программы развития, реализующей образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения с учётом его психофизиологических потребностей на определённой ступени образования.

В качестве примера рассмотрим создание СИПРа для обучающегося 1 класса. По рекомендации ШПМПК в конце 2014-2015 учебного года обучающийся 1 класса был направлен на повторную центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК).

В ходе комиссии было сделано заключение о том, что ребёнок относится к категории обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных условий получения образования, ему было рекомендовано повторное обучение в 1 классе по адаптированной образовательной программе с созданием условий для детей с ОВЗ со сложным дефектом.

В 2015-2016 учебном году в рамках Закона об образовании и Федеральных государственных стандартов была составлена индивидуальная программа развития данного обучающегося.

Структура СИПРа 

Титульный лист, на котором указывается ФИО и дата рождения ученика, год обучения в ОУ, составители программы.

Пояснительная записка в которой указывается основание составления программы. Она включает в себя:

  1. Цель –  формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами трудовой деятельности.  

      2. Задачи ( с учётом рекомендации ЦПМПК):

  - обучение по индивидуальному плану с учётом особенностей психофизического развития, познавательных процессов, работоспособности и темпов психической деятельности;

- в связи с затруднением восприятия вербальной информации и использования слуховых возможностей, использование при работе специальных методов и приёмов обучения детей с нарушением слуха (глухих): языка жестов, бисенсорных способов передачи информации;

- по мере развития слухового восприятия использование при обучении методов для слабослышащих детей;

- психолого-педагогическое сопровождение с осуществлением дифференцированного подхода к развитию ребёнка;

- занятия с педагогом-психологом по формированию сенсорно-перцептивной деятельности;

- предоставление услуг ассистента (помощника) для оказания необходимой помощи.

3. Учебный план школьника, а также нагрузку по внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область. Учебный план слабослышащего обучающегося со множественными нарушениями совпадает с учебным планом класса.

4.  Характеристика ученика. В этом пункте отмечаются личные сведения ребёнка, уровень усвоения программ по всем предметам и динамика развития на момент создания СИПРа. В нашем случае указывается уровень успеваемости ученика за прошлый учебный год, сформулированы выводы о незначительной динамике в развитии ребёнка, даны рекомендации психолого-педагогического сопровождения с осуществлением дифференцированного подхода к развитию ребёнка и занятия с педагогом-психологом по формированию сенсорно-перцептивной деятельности. Таким образом, характеристика обучающегося указывает на необходимость создания индивидуальной программы.

5. Подходы реализации индивидуальной образовательной программы;

6. Результат обучения по «Программе»;

7. Наиболее значимые принципы обучения;

8. Формы обучения 

Фронтальные уроки в классе в сопровождении помощника (ассистента);

Индивидуальные занятия с ассистентом под руководством учителя;

Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи;

Индивидуальные занятия с педагогом психологом по развитию познавательной сферы.

9. Уровни осуществления деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

- самостоятельная деятельность учащегося.

Далее в документе прописывается характеристика учебных предметов с указанием целей и задач, решаемых при реализации составленных на основании СИПРа рабочих программ. Помимо учебных предметов указывается психолого-педагогическая работа (на что она направлена и что включает), организационные формы коррекционно-развивающей работы с указанием целей и задач, продолжительностью занятий и указанием педагога, который будет проводить работу.

Далее в программе прописывается режим и условия её реализации, в которых указывается соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях в данном классе, а также индивидуальные рекомендации для обучающегося по СИПРу. Так, при составлении индивидуальной программы развития, мы рекомендуем  при повышенной утомляемости, отсутствии внимания, снижении работоспособности, а также при проявлениях раздражительности,  или отказе от работы на уроке паузы психологической и физической разгрузки за пределами класса, вплоть до прогулки на свежем воздухе.  

-   При стойком снижении  работоспособности  (отсутствие продуктивной деятельности в течении 2-х дней подряд) родителям использовать дополнительный день отдыха в течение рабочей недели, сокращать время пребывания в интернате, а также  наблюдение и своевременное лечение  у специалиста.

-  Возможность гибкой  корректировки  программы в течение учебного года с учетом изменений в образовательных потребностях, в  состоянии здоровья обучающегося – по совместному решению педагогов, работающих с ребенком и родителей.

УМК – формируется и прописывается в соответствии с программой обучения ребёнка.

Специальная индивидуальная программа развития составляется с учётом пожеланий родителей, которые должны прочитать документ и по согласованию с педагогами поставить свою подпись.

Программа разработана по согласованию с родителями обучающегося:

Далее в СИПРе прописывается программа по всем предметам.

Составителями данной программы, как было указано выше, являются все участники педагогического процесса, которые будут работать с ребёнком – учителя-предметники или классный руководитель в начальной школе, учитель-дефектолог, или учитель-логопед, педагог-психолог.

Таким образом, главная цель специальной индивидуальной программы развития – создать оптимальные условия для социально-личностного, познавательного, речевого и эстетического развития ребёнка с учётом его психофизических особенностей.

На основании СИПРа и учебной программы создаются рабочие программы по всем предметам. При их составлении главной целью является создание максимальных возможностей обучения ребёнка в классе. Для достижения этой цели основной задачей является соотнести темы и количество часов в рабочих программах класса и программах обучающегося по СИПРу. То есть темы и часы в программах будут совпадать, а деятельность обучающихся, речевой материал и требования к уровню усвоения программ у класса и обучающегося по СИПРу будут разные. Также в разделе «деятельность обучающегося» прописывается вид деятельности ребёнка(самостоятельная деятельность, совместно с ассистентом учителя).

Тема урока

Характеристика деятельности

обучающихся класса

Речевой материал

Характеристика деятельности обучающегося по СИПРу

Речевой материал

Домашние животные

Называть домашних животных, показывать их на картинке, соотносить картинки с речевыми табличками, обобщать понятие,

сравнивать домашних животных с дикими,

знать голоса домашних животных,

составлять простые предложения по картинкам, описывать животных с опорой на таблички с речевым материалом.

Это кошка. Это собака. Это корова. Это лошадь. Это коза. Кошка, собака, корова, лошадь, коза – это домашние животные. Они живут рядом с человеком. Корова мычит. Собака лает. Кошка мяукает. Лошадь ржёт.

Соотносить картинку с табличкой и с жестом с помощью учителя (ассистента учителя), устно-дактильно проговаривать названия животных. Осваивать обобщающее понятие «домашние животные». Показывать домашних животных на картинках.

Это кошка. Это собака. Это корова. Это лошадь. Кто это? – Это… Где корова? – Тут. Что это? Прочитай. Это дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта речевого развития ребёнка с множественными нарушениями

Определение уровня речевого развития детей с умственной отсталостью и сочетанными нарушениями, проживающих в детских домах-интернатах. Один из разделов карты индивидуального сопровождения ребёнка....

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...

Актуальность проблемы обучения и образования детей с умеренными, тяжелыми нарушениями и множественными нарушениями развития.

1. Дети со сложным дефектом. Сравнение систем специального образования в Европе и России.2. Статистика среди детей с ОВЗ по России.3. Минобразования России – изменения в системе специального образован...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.

Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они  (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня  общеобр...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...