Пути развития коммуникативных умений детей с особенностями в развитии
консультация ( класс) по теме

Козлова Ксения Михайловна

В документе описываются особенности коммуникации младших школьников с сочетанными нарушениями развития, даются рекомендации по развитию коммуникативных умений детей этой категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути развития коммуникативных умений детей с особенностями в развитии

Слово «коммуникация» происходит от лат. «communico» – делаю общим, связываю, общаюсь. С точки зрения Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и других отечественных психологов, коммуникация  – это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность. 

Общение занимает особое положение в процессе формирования личности, оно является одним из главных видов деятельности. В детском возрасте развитие психики происходит через общение ребенка со взрослым, который является носителем общественно-исторического опыта человечества. Именно формирование и развитие коммуникативных умений способствует становлению познавательной и эмоциональной сфер ребенка.

При наблюдении за младшими школьниками с сочетанными нарушениями развития были замечены сложности в осуществлении коммуникации, затрагивающие все ее стороны (Стасько К.М., 2011-2012). Наибольшие трудности для таких детей представляет вербальное общение, причем, страдает как самостоятельная речь, так и понимание обращенной. Не все ребята быстро реагируют на свое имя, некоторым необходимо многократное повторение и повышение силы голоса. Некоторые могут отвечать на приветствие и приветствовать или прощаться сами, либо после напоминания, но в применении данного умения наблюдается непостоянство. Просьбы используются только некоторыми детьми, причем, только по отношению ко взрослым. Выполнение просьб младшими школьниками данной категории затруднено, что связано с особенностями их эмоционально - волевой сферы. Умение вступать в диалог и организовывать его, а так же интонационная окраска речи у детей практически отсутствуют. Серьезно страдают и невербальные средства общения: можно наблюдать нарушение понимания и использования мимики. Умение понимать и использовать жестикуляцию более развито, ребята понимают и используют указательный жест, чтобы получить от взрослого желаемое. При общении со сверстниками жестикуляция практически не используется. Установление и поддержание зрительного (взгляд) и тактильного (прикосновение) контактов, а также установление и поддержание коммуникативной дистанции - наиболее развитые у детей умения. Но у детей, имеющих расстройства аутистического спектра, более ярко проявляются сложности в реализации именно этих умений.

Вышеописанные данные говорят о необходимости целенаправленной работы по развитию коммуникативных умений школьников с ограниченными возможностями здоровья. Такая работа уже проводится в рамках нашей школы, но закрепление этих умений обязательно должно происходить и в семье. Что же необходимо для этого делать?

Во-первых, необходимо работать над умением приветствовать и прощаться, реагировать на собственное имя, называть по имени окружающих, просить помощи и реагировать на просьбу о помощи. Это основные коммуникативные умения, которые помогут ребенку в жизни.

 Во-вторых, необходимо развивать умение понимать и использовать мимические выражения эмоций и интонацию в речи. Поиграйте с ребенком перед зеркалом: улыбнитесь, нахмурьтесь, заплачьте, посмейтесь. Вероятно, сперва повторяемые ребенком выражения будут утрированны, но в итоге возможно добиться естественности. Поговорите о каждой "рожице", объясните ребенку, что она значит, расскажите, плохо вам в этот момент или наоборот. Покажите картинки с такими же эмоциями, расскажите историю про каждого героя на иллюстрации. Подобные приемы можно использовать и с целью развития интонационной стороны речи. Скажите одно и то же слово с разными интонациями, попробуйте сделать это вместе с ребенком. пусть он подберет соответствующую картинку под каждую интонацию или покажет с помощью мимики.

В-третьих, необходимо развивать жестикуляцию, тактильный и визуальный контакт, коммуникативную дистанцию. Сопровождайте свою речь жестами (четкими, яркими). Например, просьбы "Дай!", "Положи!" и т.п. сопроводите указательным жестом, описание чего-либо сопроводите жестами, характерными для этого объекта, когда весело - похлопайте в ладоши, когда ругаетесь - погрозите пальцем. Это поможет ребенку не только лучше понять вас, но и научиться использовать простейшие жесты.

Следите за тем, как ваш ребенок устанавливает тактильный контакт. Ребенок не должен трогать незнакомых людей, ощупывать сверстников, чрезмерно прикасаться к вам. Помните, что все дети вырастают. Взрослому человеку подобное уже будет непозволительно. Так как уже сейчас мы сталкиваемся с желанием детей поцеловать, обнять учителя, других родителей, сверстников. Этого допускать нельзя, так как подобное поведение перейдет в привычку и может стать опасным в будущем. Поэтому, мы должны с детства приучать ребят к тому, что прикосновение должно быть ограниченным и избирательным. Обнимать можно только родных! Пожалуйста, помните об этом.

Что касается визуального контакта - это необходимое средство коммуникации. Без установления визуального контакта сложно передать ребенку информацию, увидеть его реакцию на нее. Просите ребенка смотреть в глаза при приветствии и прощании, когда вы или другой человек говорит с ним.

И, в-четвертых, хотелось бы отметить, что огромное значение для развития коммуникативной деятельности ребенка играет участие в досуговых мероприятиях (школьные праздники, совместные выходы в кино, театр, прогулки, семейные игры). В эти моменты ребенок применяет свои умения на практике, учится правильно реагировать на окружающих, участвовать в совместной деятельности. Предоставляйте своему ребенку такую возможность! Время, проведенное с Вами и другими людьми очень ценно для него!

Литература

  1. Зарубина Ю. Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ / Зарубина Ю. Г., Константинова И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г. – М. : Теревинф, 2009.
  2. Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / В. В. Ветрова, Д. Б. Годовикова, М. Г. Елагина, М. И. Лисина, А. Э. Рейнстейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова. – М.: Педагогика, 1985.
  3. Стасько К. М. О развитии коммуникативных умений младших школьников с сочетанными нарушениями онтогенеза в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида / К. М. Стасько // Инновации в образовании. – 2015. – № 8.
  4. Стасько К. М. Проблема развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра в сочетании с умственной отсталостью и ее решение в рамках школьного обучения / К. М. Стасько // Комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра в системе непрерывного образования: сборник материалов научно-практической конференции / МГПУ, ИСОиКР. – Москва, 2015.
  5. Стивен фон Течнер Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М. : Теревинф, 2014.
  6. Шипицина Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка / Л. М. Шипицина. – Спб. : Владос, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений

Данная подборка игр поможет воспитателю в работе по развитию коммуникативных умений...

Брюс Эл Бейкер ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

Это, прежде всего, прекрасное практическое руководство. Книга посвящена преодолению трудностей, с которыми сталкивается ребенок с особенностями развития в повседневной жизни. Ее по праву можно назвать...

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского язы

Доклад на тему "Развитие  коммуникативных умений и  навыков на уроках английского языка". Основной целью обучения английскому  языку в современной школе является развитие личности...

Формирование и развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит д...

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация:В данной статье рассматривается экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений у подростков 8-ых классов игровыми упражнениями с элементами волейбола на у...