Нарушение поведения у подростков и их связь с характерологическими особенностями.
статья ( класс) на тему

Данная статья была подготовлена для выступления на педсовете. В ней рассказывается о некоторых причинах нарушения поведения у подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_povedeniya_podrostkov.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения поведения у подростков и их связь с характерологическими особенностями

(для выступления на пед.совете)

                                 Полномошнов

Виктор Владимирович,

учитель технологии


В возрасте 10-11 до 14-15 лет в развитии ребёнка наступает сильный подъём всей его жизненной деятельности и глубокая перестройка организма и его функций. Это период быстрого роста детей. Начавшееся функционирование половых желез резко меняет ход всего развития, в результате чего изменяется психика и поведение ребёнка. По сути дела этот возраст представляет собой переход из детского в юношеский возраст. Поэтому возникает противоречие: ребёнок чувствует себя взрослым (или почти взрослым), а, в сущности, возможности его совсем детские.

Трудности социальной адаптации и связанные с ней нарушения поведения вызваны большим разрывом между ранним физическим созреванием и социальной незрелостью, а также распадом одной возрастной когорты на акселерированных и инфантильных.

Акселерация развития детей является частью широкого комплекса явлений, получившего название «тенденции века». Это не только ускорение физического развития, но и раннее психическое развитие.

В то же время какие-то стороны психического развитие не претерпевают ускорения. Создаётся определённый диссонанс: детские черты переплетаются с интересами взрослых, выражена эмоциональная неустойчивость, податливость случайным влияниям, недостаточная развитость чувства долга и ответственности.

Другая диспропорция возникает внутри одной возрастной группы: у одних развитие происходит с резким ускорением его темпа, у других – более медленно. Это также является фактором, способствующим нарушениям поведения.

Инфантилизм проявляется в виде отставания в физическом развитии и психосоциальном созревании. Такие дети оказываются в сложном положении: они чувствуют себя отвергнутыми, у них затруднены контакты со сверстниками. Часть из них тянется  к малышам, но другая – встаёт на путь нарушений поведения, в основе которых нередко лежат ещё детские реакции оппозиции, подражание более старшим, развитым и «ярким», с их точки зрения, ребятам.

При акселерации больше страдают девочки, при инфантилизме – мальчики.

В этом возрасте дети особенно чувствительны ко всему, что касается их личности, часто обижаются, легко ранимы. Они сильно жаждут уважения, но критичны к другим. Объектом их критики чаще всего бывают учителя, реже – родители.

Эмоциональная неустойчивость выражается в быстром переходе из одной крайности в другую. Страх и колебание могут быстро смениться решительностью и смелостью, смущение – резким сопротивлением всему, что говорят старшие. Сентиментальность уживается порой с чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью.

Нарушения поведения часто обуславливаются поведенческими реакциями на воздействие окружающей социальной среды.

Эти реакции:

1 - эмансипация;

2 – группирование со сверстниками;

3 – хобби-реакции.

1). Проявляется стремлением освободиться из-под опеки, контроля, покровительства. Дети с таким типом не подчиняются правилам, порядкам, а зачастую и законам. Все нормы поведения и духовные ценности отрицаются. Крайняя форма – побеги из дома, бродяжничество, которые диктуются стремлением «жить свободной жизнью», «ни от кого не зависеть».

2). Это социально-психологическая закономерность формирования личности. Общение со сверстниками даёт возможность померяться силами (как духовными, так и физическими) с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Отношения со сверстниками дают незаменимый опыт социального общения.

Реакция группирования может проявляться очень сильно (особенно при семейно-педагогической запущенности) и стать главным регулятором поведения ребёнка. Подавляющее большинство правонарушений, алкоголизация совершаются в группе.

Есть 2 вида групп:

а). С постоянным составом, наличием лидера, фиксированной социальной ролью. Состав таких групп стабилен, новичкам даётся задание при вступлении, обычно это группы из лиц мужского пола.

б). Нестабильные по составу, распределению ролей, отсутствие каких-либо чётких требований, нерегламентированная жизнь. Часто состав таких групп разнополый.

3. Хобби-реакции – это также неотъемлемая часть рассматриваемого возраста. Хобби у взрослых могут и отсутствовать, но у детей они есть обязательно.

Типы увлечений:

- интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, радиотехника, история, цветоводство, изобретательство). Поглощённые любимым делом могут запустить учёбу и т. д.

- телесно-мануальные (стремление укрепить свою силу, выносливость и т. д.). Это занятие различными видами спорта, а также желание научиться мастерить, вышивать, вязать, ездить на велосипеде. Этот тип хобби часто встречается у ребят, неуверенных в себе, нерешительных, робких, страдающих комплексом неполноценности. С помощью своих занятий они стараются самоутвердиться в глазах окружающих и своих собственных. Это своего рода реакция компенсации.

Есть ещё лидерские увлечения (создание и поиск ситуаций, где можно руководить); накопительские увлечения (коллекционирование во всех его видах); эгоцентрические увлечения – это всякого рода занятия, полезная сторона которых может оказаться в центре внимания окружающих; азартные увлечения; информативно-коммуникативные увлечения («глазение» на всё вокруг, пустая болтовня и т. п.). Если у ребёнка, по его мнению, нет хобби, можно с уверенностью сказать, что его увлечения информационно-коммуникативного типа.

Одно и то же хобби может основываться на разных побуждениях и лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются все остальные дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже ассоциальности содержания самих увлечений.

Встречаются также детские поведенческие реакции, которые тоже могут стать основой нарушения поведения. Это реакции отказа (от контактов, игр, пищи), чаще возникающих у инфантильных подростков при ослаблении или утрате внимания знакомых для него лиц; реакции оппозиции (протест против чрезмерных претензий), часто проявляющихся в виде прогулов, побегов из дома, кражах и демонстративных несерьёзных попыток самоубийства.

Очень часто эти реакции – не только требование внимания, но и каких-либо преимуществ, выполнения каких-либо желаний, определённых благ, которые позволили бы возвыситься в глазах сверстников. Это шантаж, как родителей, так и учителей.

Возникающие отклонения в сексуальном поведении могут быть связаны у инфантильных ребят с реакцией гиперкомпенсации (стремление «не отставать» и даже «обогнать» сверстников в сексуальных отношениях). В других случаях они оказываются предметом совращения более развитых подростков.

Подростки с отклонениями в поведении причиняют педагогам много неприятностей. Они требуют повышенного внимания, терпения, такта. Но, прежде чем предпринимать что-либо, необходимо разобраться в истинных причинах нарушения поведения подростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности

 В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).Предлагаемая методика содержи...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Нарушение поведения у подростков

Виды  нарушений  поведения  у подростков...

Нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью

Нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью...

Сообщение на тему «Нарушения поведения у подростков»

Большинство родителей, у которых дети достигли подросткового возраста, сталкиваются с изменениями в их поведении. Эти изменения связаны с физиологическими процессами, происходящими в организме взросле...

Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В статье описаны разные типы нарушений поведения детей с умственной отсталостью, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также причины формирования разных типов нарушений...

Особенности в нарушении поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.

Расстройство поведения – поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативны...