Эффективное применение инновационных технологий на логопедических занятиях.
статья ( класс) по теме

Светлана Николаевна Клюкина

Логопедия, как наука, использует в своей практике наиболее эффективные, нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Эффективное применение инновационных        технологий на логопедических занятиях

        

Клюкина Светлана Николаевна,

учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

ГО Красноуральск

2016 г

 

Логопедия, как наука, использует в своей практике наиболее эффективные, нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

• Технология логопедического обследования.

• Технология коррекции звукопроизношения.

•Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология развития интонационной стороны речи.

• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

• Технология логопедического массажа.

Применительно к педагогическому процессу, инновация обозначает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основными критериями «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.

Инновационные технологии:

 • арт - терапевтические технологии;

 • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

 • «Су – Джок» – терапия;

 • информационные технологии;

• метод проекта.

На групповых и индивидуальных занятиях я использую следующие виды арт-терапии:

 • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

 • изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

 • кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

 • сказкотерапия;

 • куклотерапия;

 • мнемотехника;

 • креативная игротерапия (песочная терапия);

 • смехотерапия.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Важно научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз);

 - коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, фонетическая ритмика, психогимнастика);

- технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Результаты применения музыкотерапии:

 • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

 • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;

 • улучшение общего состояния детей;

 • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

 • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

 • стимуляции речевой функции;

 • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

 • формирование навыков словообразования;

 • формирование слоговой структуры слова.

 Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

 Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Техники изо-терапии,

 используемые для развития речи:

 • техника «кляксография»;

 • пальцевая живопись;

 • рисование мягкой бумагой;

 • рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

 • рисование на стекле;

 • ниткография;

 • рисование в манке, в песке;

 • техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;

 • техника отпечатывания ватой;

 • техника «оттиск пробками»;

 • рисование ладонями.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

 Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует:

Привлечению внимания об-ся к логопедическим занятиям;

Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и  пальчиковой моторики;

Облегчает постановку, введение звуков в речь;

Сокращает сроки работы, усиливает результативность через синхронизацию работы над речевой и мелкой моторикой;

Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• повышают стрессоустойчивость,

 • улучшают мыслительную деятельность,

 • способствуют улучшению памяти и внимания,

 • облегчают процесс чтения и письма,

 • улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

 Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Логопедический массаж

Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

 Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

 Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

 • классический ручной;

 • точечный;

 • аппаратный.

Пальцевый массаж

 • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

 • прищепочный массаж;

 • массаж орехами, каштанами;

 • массаж шестигранными карандашами;

 • массаж чётками;

 • массаж травяными мешочками;

 • массаж камнями;

 • массаж зондами, зондозаменителями;

 • массаж приборами Су-Джок терапии.

        Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

 • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

 • совершенствование лексико-грамматических средств языка;

 • совершенствование звуковой стороны речи;

 • развитие диалогической и монологической речи;

 • эффективность игровой мотивации детской речи;

 • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Результаты применения: живой интерес к занятиям, дисциплина на уроке, диалог с куклой.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

 • связной речи;

 • ассоциативного мышления;

 • зрительной и слуховой памяти;

 • зрительного и слухового внимания;

 • воображения;

 • ускорения процесса запоминания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

         Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

 • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

 • обогащению словарного запаса;

 • развитию связной речи;

 • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

 • развитию фантазии и образного мышления.

• регулирование процессов возбуждения и тормажения.

         Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

 Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. На подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции недостатков речи наряду с традиционными средствами я использую компьютер. Обучающихся привлекает новизна проведения уроков с применением ИТ. В логопедическом кабинете во время такого занятия создаётся обстановка реального общения, обучающиеся с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем обучения школьников с нарушением интеллекта – проблема удержания их внимания. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение длительного времени. В результате лучше усваиваются знания обучающимися, лучше развиваются их речевые навыки.

Дети с нарушенным интеллектом нечётко различают многие фонемы: гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Это проявляется в большом количестве разнообразных ошибок на письме. Обучающиеся, слабо различающие звонкие и глухие согласные, испытывают большие трудности в усвоении правила правописании сомнительной согласной в корне и в конце слов. Несмотря на знания правила, обучающийся не может применить его, так как звонкий и глухой звуки для него неразличимы даже в тех случаях, когда они стоят в сильной позиции – перед гласной.

Если ученик с трудом различает понятие “мягкость” и “твёрдость” звуков, он не может усвоить и правила правописания твёрдости и мягкости согласных перед гласными. Для полного исчезновения ошибочных ответов нужны многократные повторения.

Применение информационных технологий решает и эти проблемы, т.к предполагает дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапную автоматизацию полученных речевых навыков.

Применение специализированных компьютерных программ на логопедических занятиях позволяет также оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы.

На логопедических занятиях я применяю логопедический тренажер  «Дэльфа – 142.1»,  «Игры для Тигры», возможности которых позволяют работать с любыми речевыми единицами: от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания до развития лексико-грамматической стороны речи.

Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет при проведении коррекционной работы учитывать индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Для работы по выбору фонемы и её соотнесению с буквой я использую игровые компьютерные тренажёры по различению: гласных, согласных (звонких, глухих). Из букв алфавита ученик выбирает гласную, если правильно выбрал гласную, буква окрашивается в красный цвет, если нет - звуковой сигнал предупреждает об ошибке. Если правильно выбрал согласную, буква окрашивается в синий цвет, если нет - звуковой сигнал предупреждает об ошибке и т. д. Вывод, который делается в конце выполнения упражнений, помогает запомнить количество гласных, звонких и глухих согласных.

Тренажёры: «Покажи правильно написанную букву», на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы, «Узнай букву», на котором изображены сходные по начертанию буквы, использую также для выявления «зеркальности» зрительного восприятия и его устранения. Тренажёры  служат для усвоения правильного начертания букв. В процессе обследования предлагаю такие задания: в каждой паре букв показать правильно написанную букву. Использую в работе и тренажёр «Прочти слова», на котором написаны стилизованными буквами слова.

В кабинете логопеда имеются программы по коррекции звукослоговой структуры слова. Обучающиеся анализируют звуковой, слоговой состав слова. В результате работы дети могут дать характеристику любому звуку, различают гласные и согласные звуки, звуки и буквы, определяют место и последовательность звуков в слове, производят звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Специальные приёмы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребёнка.

В ближайшей перспективе необходимо включить в логопедические занятия комплексы упражнений, офтальмологические тренажеры, направленные на профилактику нарушений зрения.

                                                           


Литература:

1.        Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991.

2.        Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.

3.        Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005.

4.        Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.

5.        Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта/Составитель И.А.Мухина.-Выпуск 1.-СПб., 1995

6.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации.-М., 1998.

7.        Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991.

8.         Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

9.        Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.

10.        Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение инновационных технологий на занятиях по формированию положительных качеств у воспитанников»

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого заведения. и это не случайно. Именно инновационная деятельнос...

Статья "Использование инновационных компьютерных технологий на логопедических занятиях"

Использование ИКТ - это путь к интелектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие  детской любознательности и активности, ин...

Обобщение темы самообразования "Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях"

Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время весьма актуализировалось. Трудно представить школьника, не знакомого тем или иным образом с компьютером. Положительные и о...

методические рекомендации по применению инновационных технологий на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования

Применение инновационных технологий, разноформатных упражнений для развития всех четырех видов речевой деятельности на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение инновационных технологий в логопедической практике. Денс - терапия». на 2016-2017у.г.

Актуальность темы: В последние десятилетия  в области коррекционной педагогики и логопедии особое внимание исследователей привлекали дети предшкольного возраста, имеющие ...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Формирование здорового образа жизни должно начинатьсяв детском саду.Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детейс нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а неко...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ.

Виды здоровьесберегающих технологий1.Гимнастика.-артикуляционная.Она необходима для укрепления органов речевого аппарата.-дыхательная.Она способствует правильному развитию речевого дыхания.-гимнастика...