Речевая карта для детей с ДЦП
статья на тему

Саранцева Нина Юрьевна

Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт  как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подходили для детей с ДЦП, так как особенности детей с церебральном параличом, что они находятся на логопедическом учете на протяжении всего обучения в школе. Нарушения таких детей тяжелые и требуют длительной и постоянной коррекции. И речевые карты которые предлагаются не подходили для наших детей, т.к они заводились только на один учебный год. Мы с коллегами создали свою карту. Особенности карты в том,  что она заводится в первом классе и ведется на протяжении всего обучения. Это стало удобно и позволило нам наблюдать за динамикой развития ребенка. Также она стала более доступна и понятна родителям детей, где они могли сами наблюдать за положительными результатами своих детей. Также мы внесли в обследование  и особенности детей с ДЦП.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевая карта 55.92 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта для детей с ДЦП.

На базе нашей школы ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара функционирует логопедический пункт, который посещают учащиеся с 1 по 7 классы.

Наша работа направлена  на коррекцию недостатков психического и физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. обучающихся, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии (обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития,

У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70—80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;

При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов;

нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом; все формы дисграфии и дислексии.

Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт  как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подходили для детей с ДЦП, так как особенности детей с церебральном параличом, что они находятся на логопедическом учете на протяжении всего обучения в школе. Нарушения таких детей тяжелые и требуют длительной и постоянной коррекции. И речевые карты которые предлагаются не подходили для наших детей, т.к они заводились только на один учебный год. Мы с коллегами создали свою карту. Особенности карты в том,  что она заводится в первом классе и ведется на протяжении всего обучения. Это стало удобно и позволило нам наблюдать за динамикой развития ребенка. Также она стала более доступна и понятна родителям детей, где они могли сами наблюдать за положительными результатами своих детей. Также мы внесли в обследование  и особенности детей с ДЦП.

Работали над картой учителя- логопеды  ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара . Саранцева Нина Юрьевна,  Резяпкина Наталья Александровна, Максимова Татьяна Валерьевна.

Приложение

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.

1.Фамилия, Имя  _______________________________________________________________________________________________

2. Дата рождения  ______________________________________________________________________________________________

3. Ф.И.О. родителей: мать _______________________________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________________________________________

4. Форма ДЦП _________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5. Заключение психоневролога:  __________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

6. Анамнез:

  • Характер беременности (токсикоз, падения, хронические и инфекционные заболевания, др.) _____________________________________________________________________________________________________
  • Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, др. осложнения)  ___________________________________
  • Вес при рождении _________________, рост _____________________

7. Раннее психомоторное развитие:

  •  Заболевания, перенесенные до года ______________________________________________________________________
  • Заболевания, перенесенные после года  ___________________________________________________________________
  • Ушибы, травмы головы  ________________________________________________________________________________
  •  Судороги при высокой температуре (да, нет)

8. Речевой анамнез:

гуление

лепет

первые слова

первые фразы

прерывалось речевое развитие

Сроки появления

да, нет

9.Общая моторика  _____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________

10. Состояние мелкой моторики руки (Проба ЗАЗЗО)________________________________________________________________

Ведущая рука

подвижность

удержание позы

переключаемость

тремор

синкинезии

Левая

Правая

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

  1. Губы - толстые, тонкие, короткие, расщелина. Подвижность – улыбка, трубочка.
  2. Зубы – редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы.
  3. Твердое небо – высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
  4. Мягкое небо – укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
  5. Прикус – прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой открытый, косой.
  6. Язык – массивный, маленький, укороченная уздечка.
  • Подвижность – широкий _____, узкий ______, вверх _______, вниз ______, маятник ______.
  • Переключение – широкий – узкий _____, вверх-вниз _____, облизать верхнюю губу _____, пощелкать______.
  • Удержание позы _________
  • Тремор _________
  • Синкинезии ________
  1. Саливация _____________________________________________________________________________________________________________
  2. Состояние мимической мускулатуры
  • Закрыть один глаз ______________________________________________________________________________________________________
  • Равномерно поднять брови _______________________________________________________________________________________________
  • Надуть щеки ___________________________________________________________________________________________________________
  • Оскал-хоботок__________________________________________________________________________________________________________
  • Сглажены ли носогубные складки_________________________________________________________________________________________

ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ

  1. Выразительность - невыразительная, маловыразительная, выразительная.
  2. Тембр – голос тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, хриплый, назальный оттенок.
  3. Дыхание – верхнегрудное, диафрагмальное.
  4. Темп и ритм – замедленный, быстрый, средний, ритмически оформлена,/ не оформлена/.
  5. Дикция – четкая, нечеткая, смазанная.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

1. Как тебя зовут?______________________________________________________________________

2. Сколько тебе лет?____________________________________________________________________

3. Есть ли у тебя друзья?________________________________________________________________

4. Как зовут твоего друга?_______________________________________________________________

5. Как зовут твоего учителя? ____________________________________________________________

6. Основные цвета: белый ________, чёрный ________, синий _______, красный _______, зеленый_______,жёлтый________.

7.Оттеночные: оранжевый_______, голубой _______, фиолетовый________, серый_______, розовый________.

8.Ориентация во времени: время года _______, месяц_______, день недели ________, вчера_______, завтра_______, утро_______, день_______, вечер________, ночь________.

9. Ориентация в пространстве: верх _______, низ_______, право________,лево_______

ПОНИМАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1.Понимание логико-грамматических отношений:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Покажи карандаш ручкой

2. Скажи что верно:          

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Весна бывает перед летом или лето перед весной

Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

Сашу ударил Коля. Кто драчун?

Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

                3. Верификация предложений:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Собака вышла в будку

Солнце освещается землёй

4.Составление предложений:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Мальчик, открыть, дверь

Девочка, читать, книга

              5. Добавление предлогов:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Лена наливает чай …  чашку.

Лодка плывет   …  озеру.

Птенец выпал  … гнезда.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ

Сентябрь                              учебный год

Я

Е

Ё

Ю

Й

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Щ

Ж

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Май                                      учебный год

Я

Е

Ё

Ю

Й

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Щ

Ж

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Сентябрь                              учебный год

Я

Е

Ё

Ю

Й

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Щ

Ж

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Май                                      учебный год

Я

Е

Ё

Ю

Й

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Щ

Ж

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Сентябрь                              учебный год

Я

Е

Ё

Ю

Й

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Щ

Ж

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Май                                      учебный год

Я

Е

Ё

Ю

Й

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Щ

Ж

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Сентябрь                              учебный год

Я

Е

Ё

Ю

Й

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Щ

Ж

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Май                                      учебный год

Я

Е

Ё

Ю

Й

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Щ

Ж

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Дифференциация звуков в спонтанной речи

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

с-ш

ж-з

ц-с

ц-ть

ч-ть

ч-щ

щ-сь

л-р

а-я

о-ё

э-е

у-ю

ы-и

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

И НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

              1.Повторение гласных:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

а э о

у и о

э о у

у и о э

              2. Повторение слогов:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

та-да-та

ба-па-па

са-ша-ша

за- жа -за

ка – ка –га

ва – фа – ва

кот – год – ход

том – дом – ком

              3. Выделение гласного звука:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Первого:   аист    утка     иглы

В середине: кот  шар  кит лук

В конце: шары  ручка   окно

              4. Выделение согласного:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Первого: нога    вода    конь

В середине: Оля  Яша   Ира

В конце:    двор     дом    сок

              5.  Определение количества:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

слогов

гласных

согласных

звуков в слове

             6. Воспроизведение слов:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

строительство

часовщик

милиционер

серпантин

репетиция

аквариум

аттракцион

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ

  1. Предметный словарь:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

мотоцикл

пылесос

клумба

метро

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

      2.Уровень обобщений:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

свитер, платье, шорты, юбка, колготки

сапоги, туфли, тапочки, валенки

блюдце, сковорода, ложка, тарелка

шкаф, стол, кресло, тумбочка

помидор, морковь, репа, капуста

яблоко, персик, груша, лимон

кошка, корова, волк, ёж

голубь, утка, воробей, орел

автобус, поезд, самолет, катер

        3.Словарь признаков: Подбор прилагательных:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Лимон, какой?

Платье, какое?

Лента, какая ?

          Подбор анонимов:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

широкий

веселый

длинный

светлый

высокий

больной

худой

         Подбор синонимов:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

прямой

влажный

холодный

печальный

           Образование относительных прилагательных:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Матрешка из дерева

Сумка из кожи

Ручка из пластмассы

Сок из клюквы

           Образование притяжательных прилагательных:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Чей хвост?

Чей дом?

        4.    Детеныши:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

У кошки

У козы

У курицы

У собаки

у коровы

у овцы

у лошади

у медведя

        5.    Глагольный словарь:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Что делает? Повар

Врач

учитель

почтальон

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Что делают? Ножницами

Пилой

Рубанком

топором

клещами

иглой

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Чем? колет

шьет

копает

режет

вышивает

моет

ГРАМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

              1. Образование множ. числа имени сущ. и родит. падежа множ. числа:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

дом

Есть два

Нет двух

Есть пять

Дать пяти

стул

Есть два

Нет двух

Есть пять

Дать пяти

ведро

Есть два

Нет двух

Есть пять

Дать пяти

ухо

Есть два

Нет двух

Есть пять

Дать пяти

воробей

Есть два

Нет двух

Есть пять

Дать пяти

утёнок

Есть два

Нет двух

Есть пять

Дать пяти

пчела

Есть две

Нет двух

Есть пять

Дать пяти

оса

Есть две

Нет двух

Есть пять

Дать пяти

              2. Префиксальное словообразование:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

шел

ехать

летел

лить

            3. Суффиксальный способ словообразование:

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

мяч

стол

дом

снег

дерево

стул

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1.Составление рассказа по картине

1.Сентябрь  год _______________________ картина______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май  год ___________________________ картина______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Сентябрь  год _______________________ картина______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май  год ___________________________ картина______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Сентябрь  год _______________________ картина______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май  год ___________________________ картина______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Сентябрь  год _______________________ картина______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май  год ___________________________ картина______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пересказ

1.Сентябрь  год _______________________ название текста _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май  год _______________________ название текста _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Сентябрь  год _______________________ название текста _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май  год _______________________ название текста _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Сентябрь  год _______________________ название текста _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май  год _______________________ название текста _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Сентябрь  год _______________________ название текста _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май  год _______________________ название текста _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧТЕНИЕ

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Количество слов в минуту

Техника чтения

Количество ошибок

Понимание прочитанного

Выразительность

Пересказ

Ошибки ударения

Техника чтения: побуквенное, послоговое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, с искажениями, с перестановкой букв, слогов, слов, монотонное, выразительное.      Пересказ: полный, краткий, последовательный, логический, соответствующий тексту.

ПИСЬМО

        Образцы диктантов, списывания, изложения. Анализ ошибок (выписка из протокола)

Учебный год

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Количество ошибок

Пропуски

Оптических

Фонематических

Выделения речевых единиц

Орфографических

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала занятий:                                                                                                                                                                   Дата окончания занятий:

«___» ____________20___г.                                                                                                                                                «____»_____________20___г.

Логопед:                                                                                                                                                                                               Родители:

Ф.И.О.___________________                                                                                                                                             Ф.И.О.___________________

Подпись_________________                                                                                                                                              Подпись _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНРДанная речевая карта разработана для диагностики детей 5-7 лет. Включает с себя следующие разделы: общие сведения о ребенке, иссле...

Речевая карта для детей дошкольного возраста

Речевая карта для детей дошкольного возраста...

Речевая карта для детей дошкольного возраста

Данная речевая карта составлена на основе следующих пособий: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР.Авторы Быховская А.М. Казакова Н.А.; Методика определения уровня речевого ...

РЕЧЕВАЯ КАРТА для детей дошкольного возраста.

Данная речевая карта утверждена Департаментом Образования г. Москвы от "27" июля 2010г. Составлена на основе методических рекомендаций О.А.Безрукова, О.Г. Приходько по ведению речевой к...