Речевая карта для детей с ОНР (дети от 4 до 7 лет). Индивидуальный маршрут развития (4-7лет).
методическая разработка

Ишметова Валия Мирхафизяновна

..

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (дети от 4 до 7 лет)

I. Анкетные данные:

Фамилия, имя __________________________________________________________________ Дата рождения _________________________________________________________________ Национальность ________________________________________________________________ Домашний адрес________________________________________________________________ Откуда прибыл ребенок__________________________________________________________ Дата начала занятий ____________________________________________________________ Диагноз ПМПК ________________________________________________________________ Заключение № _______________________ Срок пребывания _________________________

  1. Выявление запаса знаний об окружающем пространстве. Беседа:

Как тебя зовут? (Назови свое имя и фамилию)______________________________________________________

Сколько тебе лет? (Сколько лет было в прошлом году, сколько исполнится)_____________________________

Как зовут твою маму, папу (назови имя и отчество родителей)_________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Кем работает мама, папа (назови профессии родителей)______________________________________________

Назови домашний адрес_________________________________________________________________________

Какое сейчас время года (назови признаки времени года)_____________________________________________

  1. Слуховое внимание:

а) состояние биологического слуха__________________________________________________________________

б) состояние восприятия речи (определяется в процессе беседы с ребенком и при выполнении специальных за-даний)____________________________________________________________________________________________

IV.        Особенности интеллектуальной деятельности:

а) целое и его части:

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Доска Сегена

Пирамидка (5-6)

Пирамидка (6-8)

Пирамидка (3-4)

Собери целое (4-6)

Собери целое (6-8)

Собери целое (2-4)

б) конструктивная деятельность:

4 года по образцу

Н. г

К. г

5 лет по образцу

Н. г

К. г

6 лет по памяти

Н. г

К. г

(из 4 палочек) «стуль-

(6 палочек) «домик»

(6 палочек) «елочка»

чик» «кроватка»

«елочка»

«дерево»

(из 5 палочек)

(из 7 палочек)

(7 палочек) «лодочка»

«лесенка»

«лесенка»

«лесенка»

в) восприятие величины (покажи  или назови):

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Большой

Высокий

Толстый

Маленький

Низкий

Тонкий

Широкий

Длинный

Узкий

Короткий

г) восприятие цвета (соотнесение, показ, называние)

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Красный

Красный

Красный

Желтый

Оранжевый

Оранжевый

Синий

Желтый

Желтый

Зеленый

Зеленый

Зеленый

Черный

Голубой

Голубой

Белый

Синий

Синий

Черный

Фиолетовый

Белый

Розовый

Коричневый

Серый

Белый

Черный

д) восприятие формы (покажи  или назови):

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Круг

Круг

Круг

Квадрат

Квадрат

Квадрат

Треугольник

Овал

Овал

Овал

Треугольник

Треугольник

Прямоугольник

Многоугольник

е) ориентировка в пространстве («Покажи, что находится…»)

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Вверху

Вверху

Вверху

Внизу

Внизу

Внизу

Впереди

Впереди

Впереди

Сзади

Сзади

Сзади

Слева

Слева

Справа

Справа

Слева внизу

Справа вверху

Слева вверху

Справа внизу

ж) ориентировка в схеме  тела: («Покажи:…)

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Правую руку

Правый глаз

Правой рукой левый глаз

Левую руку

Левый глаз

Левой рукой правое ухо

Правую ногу

Правое ухо

Левую ногу

Левое ухо

з) восприятие и воспроизведение ритма:4г._________________________________________________________

  1. л.__________________________________________________________________________________________
  2. л. _______________________________________________________________________________________

Выводы:4г.________________________________________________________________________________________ 5л.___________________________________________________________________________________________ 6л.___________________________________________________________________________________________

V.Исследование состояния моторной сферы.

  1. Состояние общей моторики (в процессе наблюдения)

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

2.  Состояние ручной моторики:

Пробы «Кольцо» на правой, левой руке, «ушки у зайчика», «рожки  у козы»

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

3.  Состояние мимической мускулатуры

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

а) закрыть правый, ле-

а) закрыть правый,

а) закрыть правый,

вый глаз

левый глаз

левый глаз

б) поднять брови,

б) поднять брови,

б) поднять брови,

нахмурить брови

нахмурить брови

нахмурить брови

в) надуть щеки

в) надуть щеки

в) надуть щеки,

надуть щеки

г) втянуть щеки

г) прищурить глаза,

  1. Состояние артикуляционной моторики

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

а) открыть и закрыть рот

а) открыть и закрыть рот,

а) открыть – закрыть рот

б) «улыбка»

б) движение нижней челю-

б) движение нижней че-

стью вправо – влево

люстью вправо – влево

в) «трубочка»

в) «улыбка»

в) «улыбка»

г) «лопата»

г) «трубочка»

г ) «трубочка»

д) «жало»

д) «улыбка – трубочка»

д) «улыбка – трубочка»

е) «качели»

е) «лопата»

е) поднять верхнюю губу,

ж) «маятник»

ж) «жало»

ж) опустить нижнюю губу

з) широко открыть рот и

з) «лопата – жало»

з) одновременно е) и ж)

зевнуть

и) «качели»

и) «лопата»

к) «маятник»

к) «жало»

л) широко открыть рот и

л) «лопата – жало»

зевнуть

м) «качели»

н) «маятник»

о) «чашечка»

п) «Вкусное варение»

р) широко открыть рот и

зевнуть

Выводы: (объем, отсутствие движения, точность, переключаемость, мышечный тонус, темп, замены, наличие синкинезий, тремор, саливация, девиация кончика языка, сглаженность носогубной складки и др.)_____________

  1. г.____________________________________________________________________________________________
  2. л.___________________________________________________________________________________________
  3. л.___________________________________________________________________________________________

VI. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)____________________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие, вне челюстной дуги) __________________________________________

Челюсти, прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _______________

Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель) __________________________

Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка) ____________________________________

Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) _______________________________________

VII . Состояние дыхательной и просодической стороны речи:

Тип дыхания (верхне-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное )_________________________________ Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_________________________________________________________ Направление воздушной струи при речи (через нос или рот)______________________________________________ Громкость голоса (чрезмерно громкий или тихий, глухой, монотонный, с назальным оттенком)________________ Темп (ускоренный, замедленный)_____________________________________________________________________ Ритм (нарушенный)_____________________________________________________________________________ Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________________________________________ Употребление основных видов интонации _____________________________________________________________

VIII. Состояние звукопроизношения

гласные

П

Б

М

Н

В

Ф

Т

Д

К

Г

Х

С

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Й

Л

Р

4

года

Н.г

К.г

5

лет

Н.г

К.г

6

лет

Н.г

К.г

Вывод: 4 г._________________________________________________________________________________________ 5 л. ____________________________________________________________________________________________

  1. л.____________________________________________________________________________________________

IX. Воспроизведение звуко – слоговой структуры слова

4 года

Н.г.

К.г.

5 лет

Н.г.

К.г.

6 лет

Н.г.

К.г.

Кот

Самолет

Тротуар

Вода

Скворец

Градусник

Стук

Фотограф

Фотоаппарат

Мост

Свисток

Экскаватор

Спина

Микстура

Регулировщик

Банка

Погремушка

Милиционер

Фантик

Мальчики слепили снеговика

Температура

Капуста

Милиционер ездит на мотоцикле

Простокваша

Помидоры

Сестренка развешивает простыни

Парашютисты готовятся к прыжку

Водопроводчик чинит водопровод

Вывод: 4 г._________________________________________________________________________________________ 5 л. ____________________________________________________________________________________________

  1. л._____________________________________________________________________________________________

X. Состояние фонематического слуха и восприятия

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

ГА-КА

БА-ПА-БА

СА-ША-СА

ПА-БА

ДА-ТА-ДА

ЦА-СА-ЦА

ДА-ТА

ГА-КА-ГА

ЧА-ТЯ-ЧА

КА-ХА

ЗА-СА-ЗА

ЩА-ЧА-ЩА

ВА-ФА

ЖА-ША-ЖА

ЖА-ША-ЖА

ЛА-ЛЯ-ЛА

РА-ЛА-РА

2.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (картинки).

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Кот - кит

Почка – бочка

Пашня – башня

Дом – дым

Трава - дрова

Катушка – кадушка

Мышка – мишка

Корка – горка

Крот – грот

Уточка - удочка

Софа - сова

Мышка - мошка

Вывод: 4 г._________________________________________________________________________________________ 5 л. ____________________________________________________________________________________________

  1. л.____________________________________________________________________________________________

XI. Состояние фонематического анализа и синтеза

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Выделение  задан-

Выделение  ударно-

1.Определение  1-го  со-

ного звука из слов

го гласного в нача-

гласного звука в словах:

М:

ле слова:

мак,

мышь,

Аня

дым,

комар,

Аист,

трава,

доска,

осы,

кошка,

дом,

утка,

воробей.

рыба,

Оля,

2.Определение последне-

мак,

Ира,

го звука:

стол

Инна,

дом,

улица

мак,

камыш,

танк,

муха,

барабан.

3. Определение

последо-

вательности   звуков   в

слове:

мак,

суп,

лук,

каша.

4.Определение

количе-

ства звуков в словах:

дом,

рак,

луна,

банан.

XII. Исследование лексики и грамматического строя речи

  1. Активный словарь ( а) конкретные  существительные  по темам; б) обобщающие понятия):

4 года

5 лет

6 лет

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

«Игрушки»

«Одежда»

«Обувь»

«Посуда»

«Мебель»

«Птицы»

«Овощи»

«Фрукты»

«Ягоды»

«Животные»

«Транспорт»

«Деревья»

«Цветы»

«Профессии»

«Насекомые»

в) Существительные, обозначающие части тела, части предметов, название профессий

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Части тела:

Части тела:

Голова, руки, ноги,

Голова, руки, ноги, нос, рот,

нос, рот, грудь, жи-

грудь, живот, шея, локоть,

вот, шея.

колено, пальцы, ноготь.

Части одежды:

Части одежды: воротник, пет-

Рукав, воротник, пу-

ля, манжета.

говица.

Части предметов ме-

Части автомобиля: кузов, ка-

бели: спинка, ножка,

бина, фары, мотор.

сиденье.

Части автомобиля:

Части окна: рама, стекло,

колеса, дверца, руль,

подоконник

кабина.

Профессии: доктор,

Профессии:

швея, повар, плотник,

доктор, швея, повар, плотник,

продавец, шофер,

продавец, шофер, воспита-

воспитатель

тель, учитель, строитель, во-

енный, нефтяник, летчик, ка-

питан.

г) Глагольный словарь:

Употребление глаголов при ответах на вопросы:

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Что ты делаешь в течение дня?

Кто какие звуки издает:

Как передвигается:

Свинья,

Птица,

Лошадь,

Заяц,

Гусь,

Рыба,

Курица,

Змея,

Ворона,

Машина?

Воробей

Как кричит:

Что делает:

Кошка,

Доктор,

Собака,

Учитель,

Корова,

Водитель,

Петух,

Повар,

Утка

Летчик,

Строитель

д) Прилагательные:

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Подбери при-

Подбери

Подбор анто-

знак к предме-

признак к

нимов:

ту (2-3):

предмету

Хороший -

Собака-

(3-5):

Большой -

Мяч –

Широкий -

Высокий -,

Яблоко-

Стол -

Легкий- ,

Поднимать

Давать - ,

 Покупать -

  1. Состояние словоизменения:

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

а)  существи-

а) существительные

а) предложно-

тельные в И.п.

в Р.п. мн.ч. много

падежные кон-

ед.ч., мн.ч.

чего?

струкции (см.5

рука

Шар -

лет + из-за, из-

нога

Стол -

под, между, через)

кукла

Дом -

мяч

Береза -

шапка

Чашка -

нож

Книга -

ложка

Дерево  -

шкаф

Лист -

стол

Стул -

петух

Мяч -

Ключ -

Карандаш -

б) существитель-

б)

предложно-

б) согласование

ные в косвенных

падежные

кон-

числительных 2,5

падежах без

струкции:

с существитель-

предлогов:

а) возьми карандаш:

ными:

- У меня есть

Из книги;

- карандаш,

кукла (мяч)

Из - под книги;

- ключ,

- У меня нет …

Со стола.

- лев,

- Я рисую …

б)

Положи

каран-

-облако,

- Катя играет …

даш:

- дверь

(мячом)…

В книгу,

На книгу,

Под книгу. (в, на,

под. Над, за, перед,

около)

в)

предложно-

в) согласование

падежные    кон-

прилагательных с

струкции:

существительными

- Где карандаш:

в ед.ч.

- в книге,

- назвать цвет пред-

-под книгой,

метов: шар, ведро,

- на книге.

платье, машина,

апельсин.

г) согласование

числительных 2,5 с

существительными:

- дом,

- кукла,

- шар,

- жук

  1. Состояние словообразования

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

а)  сущ. с уменьшительно-

а) сущ. с уменьш.- ласкатель-

ласкательными суф-ми.

ными суффиксами:

стол

гриб

мяч

лиса

дом

лист

кукла

воробей

ложка

одеяло

шкаф

шуба

кот

нож

б) название детенышей

б) название детенышей жи-

животных:

вотных, птенцов:

- у зайца,

-у коровы

- у белки,

- лошади,

- у медведя,

- у собаки,

- у волка

- у свиньи,

- у утки,

- у курицы,

-у кошки,

- у вороны,

- у гуся,

- у лебедя

- у лисы

в) относительные прилага-

тельные:

- из бумаги,

- из соломы,

- из меха,

- из пуха,

- из кирпича,

- из снега,

- из шерсти,

- из черники,

- из апельсина

г) притяжательные прилага-

тельные:

- сумка мамы

- кофта бабушки

- газета папы

- нора лисы

- хвост зайца

- лапа медведя

- шерсть волка

д) приставные глаголы:

-ходит (у, в, вы, пере)

бежит (у, вы, в, пере)

Выводы (лексика и грамм. строй)_4 г._________________________________________________________________

  1. л. ______________________________________________________________________________________________
  2. л. ______________________________________________________________________________________________

XIII. Состояние связной речи

4 года (составление предложений, коротких рассказов по сюж. картине)

Начало

Конец

5 лет (пересказ сказки)

Начало

Конец

6 лет (рассказ по серии сюжетных картинок)

Начало

Конец

Выводы (связная речь)4 г.___________________________________________________________________________

  1. л. ______________________________________________________________________________________________
  2. л. ______________________________________________________________________________________________

XIV. Логопедическое заключение

  1. года

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

  1. лет

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

6 лет

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка (4 – 5 лет)

разделы

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

Просодическая сто-рона речи

Слоговая структура

Фонематический слух и восприятие

Словарь

Словообразо-

вание

строй

Словоизмене-

Грамматический

ние

Согласование

Фразовая речь

Связная речь


содержание

Н.г.С.г.К.г.

  1. Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения для губ и языка (улыбка, трубочка, лопатка, жало, качели, маятник, широко открыть рот).

  1. Закреплять правильное произношение гласных, согласных: п, б, м, н, т, д, к, г, х, ф, в; свистящих, шипящих звуков.

  1. Правильный длительный речевой выдох (на одном выдохе – фра-за из 4-5 слов).

  1. Уметь отчетливо произносить слова и словосочетания.

  1. Уметь произносить фразы шепотом – громко; ласково - сердито; низко – высоко.

  1. Произносить слова с 1, 2, 3 слогами с одним стечением согласных; 4 сложные слова с открытыми слогами.

  1. Уметь различать длинные, короткие слова; делить 1-2 сложные слова на слоги.

  1. Выделять слова с заданным звуком из ряда слов, уметь интони-ровать звук в слове.

  1. Выделять 1-й звук в слове.

  1. Называть 4-5 предметов (по логическим группам).
  2. Выделять и называть части предметов.

  1. Подбирать по 3-4 признаков и действий к предмету; предметы к признакам или действию.

  1. Употреблять обобщающие слова.

  1. Подбирать антонимы к некоторым прилагательным и наречиям.

  1. Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  1. Образовывать глаголы с помощью приставок (за, вы, у, на).
  2. Образовывать некоторые относительные прилагательные.

  1. Употреблять существительные в Им.п. и Р.п. мн.ч.
  2. Употреблять глаголы в повелительном наклонении.

  1. Уметь согласовывать слова во фразе.

  1. Уметь согласовать прилагательные, притяжательные местоимения с существительными в роде, числе.

  1. Употреблять предложно-падежные конструкции (в, на, под, над, за, около).

  1. Употреблять простые распространенные предложения.

  1. Употреблять простейшие виды сложносочиненных и сложно-подчиненных предложений.

  1. Составлять предложения с заданным словом с опорой на карти-ну.

  1. Активно участвовать в диалоге.

  1. Уметь описывать предмет с опорой на образец.

  1. Составлять короткие рассказы по сюжетной картинке (с помощью взрослого).

Дата «________»_________________        Логопед:____________________

Дата «________»_________________        Логопед:____________________

Дата «________»_________________        Логопед:____________________



Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка (4 – 5 лет)

Фамилия, имя ребенка______________________________________

разделы

содержание

н.г.

к.г.

Артикуляционная моторика

1.  Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения для губ и языка (улыбка, трубочка, лопатка, жало, качели, маятник, широко открыть рот).

Звукопроизношение

  1. Закреплять правильное произношение гласных, согласных: п, б, м, н, т, д, к, г, х, ф, в; свистящих, шипящих звуков.

Просодическая сторона речи

  1. Правильный длительный речевой выдох (на одном выдохе – фраза из 4-5 слов).
  2. Уметь отчетливо произносить слова и словосочетания.
  3. Уметь произносить фразы шепотом – громко; ласково -  сердито; низко – высоко.

Слоговая структура

1. Произносить слова с 1, 2, 3 слогами с одним стечением согласных; 4 сложные слова с открытыми слогами.

Фонематический слух и восприятие

  1. Уметь различать длинные, короткие слова; делить 1-2 сложные слова на слоги.
  2. Выделять слова с заданным звуком из ряда слов, уметь интонировать звук в слове.
  3. Выделять 1-й звук в слове.

Словарь

  1. Называть 4-5 предметов (по логическим группам).
  2. Выделять и называть части предметов.
  3. Подбирать по 3-4 признаков и действий к предмету; предметы к признакам или действию.
  4. Употреблять обобщающие слова.
  5. Подбирать антонимы к некоторым прилагательным и наречиям.

Грамматический строй

Словообразование

  1. Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  2. Образовывать глаголы с помощью приставок (за, вы, у, на).
  3. Образовывать некоторые относительные прилагательные.

Словоизменение

  1. Употреблять существительные в Им.п. и Р.п. мн.ч.
  2. Употреблять глаголы в повелительном наклонении.

Согласование

  1. Уметь согласовывать слова во фразе.
  2. Уметь согласовать прилагательные, притяжательные местоимения с существительными в роде, числе.
  3. Употреблять предложно-падежные конструкции (в, на, под, над, за, около).

Фразовая речь

  1. Употреблять простые распространенные предложения.
  2.  Употреблять простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  3. Составлять предложения  с заданным словом с опорой на картину.

Связная речь

  1. Активно участвовать в диалоге.
  2. Уметь описывать предмет с опорой на образец.
  3. Составлять короткие рассказы по сюжетной картинке (с помощью взрослого).

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка (5-6 лет)

разделы

содержание

н.г.

с.г.

к.г.

Артикуляционная моторика

  1. Уметь точно, в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения (объем движений, переключаемость и удержание в заданной позе).

Звукопроизношение

  1. Правильно, отчетливо произносить все звуки.
  2. Уметь различать на слух и в произношении:  
  • твердые и мягкие,
  • глухие и звонкие согласные
  • свистящие
  • шипящие,
  • сонорные звуки.

Просодическая сторона речи

  1. Иметь правильный длительный речевой выдох.
  2. Отчетливо произносить слова и фразы с разной высотой, громкостью и интонацией.

Слоговая структура

1. Правильно произносить слова с 2,3,4 слогами со стечениями согласных изолированно и во фразе.

Фонематический слух  

  1. Уметь делить слова на слоги.
  2. Выделять слова с заданным звуком из фразы, стихотворения.
  3. Различать гласные – согласные звуки, твердые – мягкие.

Звуковой анализ и синтез

  1. Называть 1-й, последний звук; определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  2. Определять количество и последовательность звуков в слоге, в 3-4 звуковом слове, составлять графическую модель.

Словарь

  1. Называть 5- 6 предметов (по логическим группам).
  2. Выделять и называть части предметов.
  3. Подбирать 4-5 слов признаков и действий к предмету;
  4. Знать и употреблять обобщающие слова (8-10)
  5. Подбирать антонимы и синонимы, родственные слова (1-3)

Грамматический строй

Словообразование

  1. Образовать существительные с помощью суффиксов (онок, енок, ок, чик и т.д.).
  2. Образовывать:
  • относительные;
  • притяжательные прилагательные;

3. Образовывать глаголы с помощью приставок (за, у, вы, при, по, в, на).

Словоизменение

  1. Употреблять существительные в Им.п. и Род. п. ед.ч. и мн.ч.и в других косвенных  падежах.
  2. Употреблять глаголы в настоящем, прошедшем времени ед. и мн.ч.

Согласование

  1. Уметь правильно согласовывать слова во фразе.
  2. Уметь согласовать прилагательные, местоимения с существительными в роде, числе.
  3. Употреблять предложно-падежные конструкции (см. ср. гр. + к, от, по, с, из)

Фразовая речь

  1. Употреблять простые распространенные предложения, сложносочиненные (союзы –и, -а) и сложноподчиненные предложения (союз –потому что).
  2. Распространять предложения второстепенными, однородными членами.

Связная речь

  1. Вступать в диалог и поддерживать его; объяснять правила игры;  выражать свое мнение, отношение к чему-либо.
  2. Связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшие сказки.
  3.  Рассказывать по образцу, алгоритму:
  • о предмете;
  •  по сюжетной картине;
  •  о событиях из личного опыта.

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка (6 - 7 лет)

разделы

содержание

Н

К

Артикуляционная моторика

Уметь правильно, в полном объеме по речевой инструкции  выполнять все статические и динамические упражнения, быстро переключаться с одного движения на другое.

Звукопроизношение

  1. Правильно, отчетливо произносить все звуки.
  2. Дифференцировать  смешиваемые в произношении звуки.

Просодическая сторона речи

  1. Ребенок должен иметь длительный плавный ротовой выдох
  2. Внятно и отчетливо произносить слова и фразы с естественной интонацией.
  3. Выразительно читать стихи.  

Слоговая структура

  1. Четко произносить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости как изолированно, так и в словосочетании и во фразе.

Фонематический слух  

  1. Уметь произносить слоговые цепочки из 3-4 элементов.
  2. Четко различать на слух звуки:
  • Гласные и согласные;
  • Твердые – мягкие;
  • Звонкие - глухие
  • Свистящие – шипящие.
  • Соноры.
  1. Уметь произносить слова с оппозиционными звуками, подбирать рифмующиеся слова.

Звуковой анализ и синтез

  1. Уметь определять место, количество, последовательность звуков в слове и составлять графические модели слов.
  2. Уметь придумывать слова с заданным звуком, слогом.
  3. Знать печатные буквы русского алфавита (16 букв)
  4. Уметь составлять слоги, 1-2 сложные  слова из букв, прочитывать их, печатать.

Словарь

  1. Называть 7- 8 предметов к обобщающему  понятию.
  2. Называть части предмета.
  3. Уметь подбирать 6-7 слов – признаков и действий к предмету, предметы к признаку или действию.
  4.  Употреблять обобщающие слова (15), классифицировать предметы внутри одной логической группы и подбирать к ним обобщающие слова (продукты: мясные, молочные …).
  5. Подбирать антонимы, синонимы, родственные слова.

Грамматический строй

Словообразование

  1. Уметь образовывать:
  2. Существительные и прилагательные с помощью уменьшительных суффиксов;
  3. Существительные с помощью суффиксов увеличительного значения;
  4. Существительные с помощью суффиксов, обозначающих профессию человека;
  5. Относительные и притяжательные прилагательные;
  6. Сравнительную и превосходную степень качественных прилагательных;
  7. Глаголы с помощью приставок (у, вы, за, от, подо, пере, об);
  8. Возвратные глаголы с помощью суффиксов (сь, ся);
  9. Сложные слова (существительные, прилагательные)

Словоизменение

  1. Уметь употреблять существительные в И.п. и косвенных падежах в ед. и мн. числе.
  2. Уметь изменять глаголы по лицам, числам, временам, по родам (в прошедшем времени)
  3. Изменять прилагательные по родам.  

Согласование

  1. Уметь правильно согласовывать слова во фразе.
  2. Уметь согласовать прилагательные, местоимения с существительными в роде, числе, падеже.
  3. Употреблять предложно -падежные конструкции (см. ср.группу, ст.гр.  + между, через, из-за, из-под)

Фразовая речь

  1. Уметь распространять предложения:
  • Однородными членами;
  • Второстепенными членами (по вопросам).
  1. Употреблять сложносочиненные предложения.
  2. Правильно строить сложноподчиненные предложения, используя разные союзы.

Связная речь

  1. Уметь вести диалог, самостоятельно ставить вопросы, быстро и правильно подбирая нужное слово для ответа; высказывать свою точку зрения.
  2. Составлять рассказ:
  • По предмету;
  • По сюжетной картине;
  • По серии сюжетных картинок;
  • По алгоритму;
  • Из личного опыта;
  • На заданную тему.
  1. Уметь последовательно и полно, логично пересказывать знакомые сказки, короткие рассказы.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений МБОУДОД «ДДТ №2»

Данным материалом могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, методисты системы ДОД.  В данной статье отражены аспекты работы с талантливыми и одаренными детьми....

Сотрудничество как необходимое условие результативной реализации индивидуального маршрута развития школьника

Очень важно, что образование на современном этапе даёт большие возможности для развития творческих способностей учеников, ведь чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности,...

Планы индивидуальных маршрутов развития детей среднего, старшего дошкольного возраста

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка...

Индивидуальный маршрут развития для детей дошкольного возраста

Индивидуальный подход к развитию личности ребенка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребенка исследователи обозначили формулой &la...