Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений МБОУДОД «ДДТ №2»
учебно-методический материал по теме

Трепп Марина Геннадиевна

Данным материалом могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, методисты системы ДОД.  В данной статье отражены аспекты работы с талантливыми и одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений  МБОУДОД «ДДТ №2»

                                                                              Трепп М.Г., методист

      Государственные документы последних лет – Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ (05.11.2008), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», материалы заседания президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию (22.04.2010), – один из основных акцентов делают на то, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.    В нашем учреждении реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных траекторий обучающихся, создания индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных образовательных программ. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по реализации педагогического сопровождения и отслеживанию личностного развития обучающихся на всех этапах взаимодействия педагога и ребенка как необходимого условия достижения качества образования в МБОУ ДОД «ДДТ №2».

    Создать индивидуальный маршрут для ребенка можно только при условии ведения мониторинга, отслеживании результатов, выявлении специфики одаренности.  Этому предшествовала огромная напряженная работа. Перед педагогическим коллективом была поставлена цель – разработать индивидуальный  маршрут развития ребенка, профиля его интересов. Поскольку каждое творческое объединение имеют свою специфику, педагогами были разработаны различные параметры успешности детей. В течение периода обучения по образовательной программе заполняется индивидуальная карта на каждого ребенка.

    Индивидуальная карта освоения образовательной программы

                             (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________

Возраст_____________________________

Вид и название детского объединения    «Мастер»

Ф.И.О. педагога Фраш Нелла Михайловна

Дата начала наблюдения___________________________________________________________

                                                                         

             Сроки диагностики

               

Показатели

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

 Октябрь

                г.

Май

            г.

 Октябрь

              г.

Май

            г.

 Октябрь

              г.

Май

            г.

1.Теоретическая  компетентность:

 1.1. Знания в области техники безопасности

1.2. Знание специальной терминологии.

1.3. Знание различных видов декоративного творчества.

2.Практическая  компетентность

2.1. Владение основами цветоведения.

2.2. Владение основами перспективы при составлении композиции.

2.3. Владение навыками художественной росписи.

2.4. Владение навыками работы с бумагой.

2.5. Владение специальным оборудованием и оснащением

3. Личностное развитие

1. Коммуникативность

2. Толерантность

3. Трудолюбие

4. Креативность

4. Личностные достижения обучающихся

 

                        Таблица отслеживания образовательных результатов

                                                 Т.о. «Мастер»

                                  1. Теоретические знания ребенка

 Параметры оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.1. Знания в области техники безопасности

- самостоятельно формулирует правила техники безопасности, противопожарной защиты  и личной гигиены при работе в творческом объединении.

1.2. Знания специальной терминологии

 - знает основные цвета, основы цветоведения;

-  знает основные понятия: пейзаж, натюрморт, эскиз, симметрия, силуэт, объем, композиция и т.д.;

- знает правила перспективы;

- знает  правила рисования  фигуры человека, животного;

- знает различные изобразительные технологии;

-  знает виды работы с бумагой.

1.3. Знание различных видов декоративного творчества

-  знает виды орнаментов;

- знают особенности различных видов художественной росписи.

                                   2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Владение основами цветоведения.

- владеет основными навыками использования красного, синего, желтого цветов, их смешивания;

-  умеет подбирать краски в соответствии с настроением, замыслом рисунка;

- умеет работать в определенной цветовой гамме.

2.2. Владение основами перспективы при составлении композиции.

-  умеем составлять композицию пейзажа, натюрморта применяя правила линейной и воздушной перспективы;

- умеет  рисовать портрет человека, фигуру человека;

- умеет рисовать животных.

2.3. Владение навыками художественной росписи.

 - умеет выполнять орнамент в полосе, квадрате, круге;

- умеет изображать русский народный костюм, отдельные его элементы;

- выполнять элементы различных видов художественной росписи и составлять композиции из них.

2.4. Владение навыками работы с бумагой

- умеет выполнять разные виды аппликаций;

- умеет выполнять плетение из полосок бумаги;

- умеет складывать фигурки в технике оригами;

- умеет склеивать  и конструировать геометрические тела.

2.5. Владение специальным оборудованием и оснащением

-  свободно владеет приспособлениями и инструментами для росписи, выжигания, рисования, работы с бумагой и картоном;

- свободно владеет художественными материалами: гуашь, акварель, карандаш, кисть.

                               

                                               3. Личностное развитие ребенка

3.1. Коммуникативность

- ребенок при затруднениях обращается за помощью к другим детям и педагогу;

- выражает готовность к коллективной деятельности;

- проявляет организаторские способности;

3.2 Толерантность

- легко разрешает конфликты;

- способен к сопереживанию и взаимопомощи;

- демонстрирует уступчивый, доброжелательный стиль поведения.

3.3. Трудолюбие

- умеет организовывать рабочее место и соблюдать культуру труда;

- ребенок регулярно и охотно посещает занятия;

- стремится самостоятельно исправлять ошибки, достигать результатов;

- стремится к совершенству и законченности в работе;

- выполняет работу качественно и аккуратно.

3.4. Креативность

- проявляет фантазию и творческий подход, художественный вкус  при  создании своей работы;

- демонстрирует творческие способности при  создании коллективной работы.

                                      Способы проверки результатов

    В таблице помещены основные измеряемые параметры и  оценочная шкала (от 1 до 10 баллов) Педагогу напротив каждого уровня необходимо поставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества ( например: минимальному уровню (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой)  может соответствовать 1 - 4 баллов, среднему (Объем усвоенных знаний составляет более ½)  – 5- 6 баллов, максимальному (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

7-10 – баллов.

Из данной карты видно степень освоения образовательной программы ребенком

Все достижения  обучающегося заносятся в следующую таблицу:

                                  Личностные достижения ребенка

Название мероприятия

Уровень

Результат

Сроки

 После этого создается «Портфолио обучающихся».

На основании данных мониторинга  переход обучающихся  на обучение по индивидуальному образовательному маршруту  осуществляется по правилам, которые предусматривают:

  1. оценку педагогическим коллективом готовности ребенка к переходу и целесообразности такого перехода,
  2. желание самого ребенка перейти на индивидуальное обучение и осознание им ответственности принимаемого решения;
  3. согласие родителей.

Выбор индивидуального образовательного маршрута осуществляется  после проведения следующих мероприятий

Мероприятие

Периодичность

Информация для обучающихся и родителей о возможности выбора образовательных маршрутов и необходимых для этого основаниях

в начале учебного года

Анализ жизненных планов обучающихся

1 раз в полугодие

Педагогическая диагностика уровня образованности ребенка (результаты констатирующей диагностики, наличие учебных достижений

1 раз в полугодие

Анализ творческих и социальных достижений обучающегося

1 раз в полугодие

Собрания для обучающихся и родителей по процедуре окончания учебного года

в конце учебного года

   

   Работа педагогов по индивидуальным образовательным маршрутам строится с учетом индивидуальных способностей обучающихся и использованием различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

По индивидуальным образовательным маршрутам в нашем учреждении  работают ТО  «Мастер» (декоративо-прикладное творчество), танцевальная студия «Ритм», ТО «Шахматы-шашки», ТО «Юный гитарист». 

Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся (как документ) в детском объединении дополнительного образования   включает следующие составляющие:

                     Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. ___________________

Дата рождения____________

Год поступления______        

Творческое объединение_________

Ф.И.О. родителей___________

Адрес___________телефон______________

                                       Самоанализ обучающегося

  1. Мои сильные стороны (что меня отличает от других людей)
  2. Что я умею делать хорошо____________
  3. Мои увлечения
  4. Мои перспективные цели__________________
  5. Что мне нужно сделать по достижению собственных перспектив  (чему научиться, что посетить, в чем принять участие).

  1. Лист

индивидуального маршрута обучения

на ___________учебный год

Ф.И. обучающегося _________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога___________________________________________________

                Тема направления занятия

Кол-во часов

Сроки выполнения

Форма отчета,

Результат

1

Обучение по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет  обучающимся добиваться хороших результатов.  Подъезжева Кристина победитель районного конкурса «Минута славы» в номинации «Цирковое искусство», победитель областного конкурса хореографических коллективов. Черепанова Анна победитель районного проекта «Танцы без границ», Поморцев Евгений и  Понкратенко Игорь  призеры районных соревнований по шахматам и шашкам, Малышкина Аделина и Попова Дарья  занимают призовые места   в конкурсах декоративно-прикладного творчества районного и всероссийского уровня. Обучающиеся – выпускники поступают учиться по своим профилям.

                        Выпускники

Год выпуска

Фамилия, имя выпускника

Наименование учебного заведения

специальность

2009

Петрова Яна

Мариинский педагогический колледж

педагог дополнительного образования

2012

Черепанова Анна

Кемеровское областное училище культуры

хореография

2012

Доцук Анна

Кемеровское областное училище культуры

хореография

Обучающиеся  достойно представляют  Дом детского творчества на районных, областных и Всероссийских   конкурсах.

Уровень мероприятий

Количество кол-во конкурсов/победителей, призеров, лауреатов

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

Итого

Районный

13/12

16/29

 15/21

44/63

Областной

3/2

4/2

7/7

 14/11

Всероссийский

12/10

 13/7

12/15

37/32

Анализ деятельности Дома детского творчества  показал, что условиями успешной и результативной работы являются:

  1. организация учебного процесса, направленного на развитие личности и формирующего механизм самовоспитания и самообучения;
  2. взаимодействие педагога и ребенка на учебных занятиях, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества;
  3. соответствие целевых установок содержанию образовательной модели учреждения.

                     

                                    Библиографический список

  1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
  2. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк  Башмаков]. -  (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 
  3. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
  4. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
  5. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
  6. Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
  7. Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
  8. Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
  9. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
  10. Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
  11. Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
  12. Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
  13. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.

Индивидуальная траектория обучения

  1. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
  2. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
  3. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.
  4. Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47.
  5. Тоболкин, А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.
  6. Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
  7. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

Планы индивидуальных маршрутов развития детей среднего, старшего дошкольного возраста

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Сообщение на районном методическом объединении «Педагогическое сопровождение творческого развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразу...

Индивидуальный маршрут развития для детей дошкольного возраста

Индивидуальный подход к развитию личности ребенка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребенка исследователи обозначили формулой &la...

Разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии

Разработка  и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии...