Конспекты открытых интегрированных занятий логопеда и психолога с детьми с общим недоразвитием речи.
план-конспект по теме

Антоник Галина Борисовна

«Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему   миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуации».

                              Г.Л. Лэндрет,  «Игровая терапия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_zanyatiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ №1 открытого  интегрированного занятия логопеда и психолога c детьми старшего дошкольного возраста.

 Антоник Галина Борисовна - учитель-логопед  

Амирова Ольга Наиловна - психолог

Тема занятия: Лесные приключения. Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Педагогический замысел: создание адекватных  развивающих условий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи в  интерактивной среде.

Задачи:

Познавательные:

-расширение представлений об окружающей действительности;

-совершенствование навыка работы по заданной схеме;

-активизация словаря;

Коррекционно-воспитательные цели:

-развитие эмоционально-волевой сферы;

-повышение активности и сознательности ребенка;

-развитие творческого воображения, фантазии;

-совершенствование навыков пространственной ориентировки;

-формирование навыков сотрудничества, взаимодействия  и

доброжелательного отношения друг к другу.

Коррекционно-развивающие  цели:

-развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;

-формирование фонематических представлений с использованием символов;

-совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

Оборудование:   набор мягких игрушек,

«Чудесный мешочек» с разными геометрическими формами;

символы гласных звуков, карточки гласных букв;

  мешочки с различными наполнителями, подносы с сыпучими  веществами, стаканчики с орешками;

 бубен, плетень, большой конструктор, компьютер;

 аудиопособия  «Песня комара», «Шум ручья», «Колыбельная».

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент:

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять,

Будем дружно мы шагать

И команды выполнять.

 Дети становятся за логопедом идут по кругу, выполняя упражнения:     руки вперед, руки на пояс, руки на голову, руки в стороны, руки на колени. Образуют круг.

                                                -1-

2.Создание положительного эмоционального фона. Упражнение «Ладошки».

Психолог. Чтобы создать хорошее настроение, поздороваемся друг с другом, погладив ладошки соседа и назвав его ласково по имени.

Логопед:

Мы готовимся не зря,

Начинается игра «Лесные приключения».

 На столе стоят игрушки: медвежонок, лиса, заяц, ежи.

Ребенок рассказывает считалку, чтобы выбрать водящего.  

 Водящий выходит за круг и отворачивается. Психолог берет   игрушку и спрашивает: « Это кому?».  Водящий называет имя играющего.

Когда игрушки распределили, дети произносят слова: «Повертелись,

покрутились,  в лесных жителей превратились.

3. Динамический праксис. Упражнение «Слушай и выполняй».

Логопед:

Чтобы выполнить движения,

Нужны сноровка и терпение.

Звучит музыкальный бубен:     под      громкую музыку дети идут

по кругу высоко поднимая ноги, а под тихую музыку передвигаются на носочках. «Звука нет – есть остановка, для зверюшек  - тренировка».

            Логопед:

На дороге нашей тень,

Тут в лесу стоит плетень.

Мы на кочках посидим,

Отдохнем, поговорим.

(дети садятся около плетня)

4. Речь с движением.

 Дети рассказывают потешку «Тень-тень-потетень» по ролям.

Тень-тень, потетень, (хлопают в ладоши)

Выше города плетень. (поднимают руки вверх)

Сели звери под плетень (садятся около плетня)

 Похвалялися весь день. (двигают плечами а разные стороны)

Похвалялася лиса:

-Всему миру я краса,

Похвалялся зайка:

-Пойди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

-У нас шубы хороши!

-Могу песни я петь!    

          5. Развитие общей моторики

Логопед: Помогает тренировка

               Упражнения делать ловко

-2-

      Дети выполняют движения: почесать за ухом, почесать этой же рукой за другим ухом, поточить коготки, почесать спинку, почесать бока и т.д.

6. Развитие мимики. Упражнение «Комар».

Логопед:

В лес уже пришла весна,

Слышишь песню комара.

И не надо нам бояться,

Мы умеем с ним сражаться.

Дети прячут руки за спину. Звучит музыкальное сопровождение. Логопед: «Комар сел на нос. Чтобы его прогнать, надо  двигать носом в разные стороны. Комар перелетел и сел на лоб, на щеку, на подбородок, на верхнюю губу и т. д.».

7. Развитие образно-жестовых знаков: формирование умения    перевоплощаться  с использованием пантомимы.

Логопед: Каждый тут в лесу талант:

И певец, и музыкант.

Он себя покажет смело,

Что он делает умело.

          Ребенок идет по кругу и передает движения,  характерные тому         животному, роль которого он исполняет. Психолог рассказывает о характерных особенностях, присущих этому животному.

       8. Формирование навыков сотрудничества. Упражнение «Кораблик».

Логопед: А теперь пришла пора

Починить свои дома.

Речка на пути у нас,

В лодку сядем мы сейчас.

     Звучит музыкальная заставка «Волны». Вместе со взрослыми дети садятся друг  за другом, образуя лодочку. Под музыку «плывут» в лодке.

            9. Развитие зрительного гнозиса и сенсорно- тактильных ощущений.  Игра "Домик"

Логопед:

Починить, чтоб быстро дом,

Мы детали подберем.

     На столе у детей лежат детали; квадрат, треугольник и половина круга. Дети находят в мешочке недостающую фигурку и достраивают дом.

10.Развитие грамматического строя речи (согласование существительных с числительными).

Логопед:

Сколько здесь домов стоит,

Каждый четко говорит.

Все дома мы сосчитаем

И ответ в конце узнаем.

Дети: один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов.

Чтобы нам не было скучно, поселим в домики песенки.

-3-

11. Пальчиковая гимнастика:  «Пальчик – пальчик, где ты был?».

            Пальчик, пальчик, где ты был?  

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла

Эта песенка твоя.

Дети передают песенку по кругу.  Логопед, обращаясь к ребенку, говорит: «Посмотри на меня и догадайся, какой звук я произношу без голоса». Дети произносят звуки, закрывают ладошки, подносят к ушам и слушают, затем открывают  ладони и сдувают песенку.

11.Упражнение на развитие ориентировки в пространстве.

Логопед:

Там вдали за ручейком

В старом дубе белки дом.

Белка песенки собрала,

В гости нас к себе позвала.

Ручеек мы перейдем

В гости к белке попадем.

На полу лежат мешочки с разными наполнителями: песок, горох, фасоль, керамзит, орешки, семечки шишек. Чтобы попасть на полянку дети проходят по «камешкам» через ручей под музыкальное сопровождение «Лесной ручей».

12.Развитие конструктивного праксиса и зрительного гнозиса.

Логопед:
            Чтобы песенку узнать,

Надо след расколдовать.

На подносах с манкой точечное изображение букв. Дети выкладывают по отпечаткам орешки. Изображение сравнивают с буквами.

Психолог:

Мы трудились, мы играли

И, конечно же, устали.

Мы своих зверей возьмем,

Вместе с ними отдохнем.

А потом, а потом

Мы опять играть начнем.

13.Снятие эмоционального напряжения.

            Звучит «Колыбельная», дети берут свои игрушки и вместе с логопедом и психологом  отдыхают.

           14.Итог занятия. Логопед:

        Со зверюшками простимся, и в ребят мы превратимся.

       Раз, два, три, четыре, пять – вот ребята мы опять!

      Дети идут в комнату с игровыми тренажерами.

-4-

ЗАНЯТИЕ  2

Тема: «В гостях у кошки».

Педагогический замысел: формирование представлений об окружающем мире, воспитание способности  активной поисковой деятельности.

Задачи:

Познавательные:

-развитие воображения детей;

-формирование обобщающих понятий;

-способствовать развитию интереса к выполнению задания.

Коррекционно-воспитательные:

-развитие пространственной ориентации;

-воспитание заинтересованности в выполнении задания;

-создание положительного эмоционального фона;

-воспитание умения планировать свои действия в соответствии с заданной целью;

-развитие зрительно-двигательной координации.

-творческое выполнение движений.

Коррекционно-развивающие:

-обогащение  активного словаря и активизация речевой деятельности;

-совершенствование общей моторики;

-развитие умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику;

-развитие слухоречевой памяти;

-создание условий для формирования монологической речи.

Оборудование:  счетные палочки, треугольники разного цвета и величины, мягкие игрушки,  конструктор, сюжетные картинки, маска волка, платок,

цветные лепестки.                                          

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети становятся в колонну, держась друг за друга. В комнате на полу расставлены мягкие игрушки: мишка, барашек, петушок, белка, кот.

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять,

                Начинаем мы играть.

                Вот иголка, нитка в ней

                Вышивать начнем зверей.

-1-

2.Игра «Иголочка с ниточкой».

Дети идут вокруг игрушек. Впереди идущий ребенок, выполняющий роль «иголочки», произносит слова: «Тянись, тянись ниточка за мной, вышиваем мишку с тобой», т.е. называет ту игрушку, которая ему больше понравилась.  

Обходит вокруг игрушки, забирает ее и становится в конец. Следующий за ним ребенок исполняет роль иголочки и также выбирает себе игрушку.

Взяв все игрушки, дети садятся на стульчики.

3.Упражнение  «В гостях у кошки».

(На столе стоит дом, около дома сидит пушистая  игрушечная кошка).

Логопед читает стихотворение:

Ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

-Что ж так долго не идут?

Ну а гости тут как тут.

Друг за другом по дорожке

Все спешат поздравить кошку.

                                                     

  4.Формирование положительного эмоционального фона.

                                                           

Психолог:

С вами мы сейчас скорей

Превратимся все в гостей.

( дети показывают свои игрушки и говорят, кем они стали).

-Я превратился в мишку, а я в петушка, а я буду барашком и т.д.

5. Творческое выполнение движений.

(Показать  движения, соответствующие содержанию стихотворения).

Логопед:

Пушистая белка в тележке

Везет лесные орешки.

Скачет кудрявый барашек

С букетом белых ромашек.

 

Перед собой медвежонок

Катит меду бочонок.

Тащит смелый петушок

Проса спелого мешок.

А кот Тимофей

Принес двух мышей.

Психолог:

Кошка всех благодарит,

Всем спасибо говорит.

-2-

6.Конструктивный праксис. Упражнение «Качели».

Логопед:

 Приглашает всех к себе

Принять участие в  игре.

 Демонстрируется образец. Дети по памяти составляют качели.

7.Развитие общей моторики.

Дети разводят руки в стороны, и, двигая одной рукой вверх, а другой вниз, показывают как качаются качели.

 Взлетают качели верх и вниз

Крепче ты за них держись.

8.Развитие речевой активности. Упражнение «Запомни и повтори».

Дети рассматривают сюжетные картинки, составляют предложения. Затем переворачивают изображением вниз и передают друг другу.

Логопед, обращаясь к ребенку:

На картинку посмотри,

То, что слышал, повтори.

Открыв картинку, ребенок повторяет то предложение, которое составил первый хозяин картинки. Кто точнее запомнил предложение, того кошка выбирает водящим в игре «Бабушка и волк».

-3-

9.Развитие слухового внимания и  интонационной выразительности речи.

Игровое упражнение «Бабушка и волк».

Логопед:

Кто позвал тебя, узнай,                  

Его по голосу отгадай.

Водящему завязывают платок на голову и он становится бабушкой, садится на стульчик, повернувшись спиной к играющим. Сзади к нему подходит другой ребенок, исполняющий роль волка и говорит, изменив голос: «Бабушка, я твоя внучка Красная Шапочка, открой, пожалуйста, дверь и впусти меня». Если бабушка по голосу  назвала имя  «волка»,  то он становится бабушкой, а бабушка занимает место среди играющих.

10.Упражнение «Цветок настроения»

Психолог:

Выбирайте лепесток

И составим мы цветок.

Поблагодарим кошку за интересные задания, и каждый гость скажет  ей пожелания, выбрав цвет лепестка.

(Из цветных лепестков дети составляют цветок и оставляют его кошке)

11.Итог занятия.

Логопед:

С кошкой мы сейчас простимся

И в девчонок превратимся.

Психолог:

Повертелись, покрутились

И в мальчишек превратились.

Логопед:

Нам понравились играть

Мы придем сюда опять.

(Дети идут в комнату с игровыми тренажерами).

                                                     

-4-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический комплект учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"

Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...

Конспект открытого интегрированного занятия (логопед, психолог). Досуг – викторина: «Что? Где? Когда?»

Цель: Обобщение полученных знаний по теме: звук, слог, слово, предложение, умение применять их на практическом материале.     Задачи: Образовательная: Закрепить полученные знания: ...

Конспект НОД интегрированного занятия логопеда и психолога

Совместное занятие психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по волшебному лесу»....

Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей при изучении лексической темы и обучении грамоте с детьми с общим недоразвитием речи.

Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей с детьми с ОВЗ при изучении лексической темы "Животные холодных стран"  и обучении грамоте по теме "Звук и буква Л&q...