Конспекты открытых интегрированных занятий логопеда и психолога с детьми с общим недоразвитием речи.
план-конспект по теме
«Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуации».
Г.Л. Лэндрет, «Игровая терапия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytye_zanyatiya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ №1 открытого интегрированного занятия логопеда и психолога c детьми старшего дошкольного возраста.
Антоник Галина Борисовна - учитель-логопед
Амирова Ольга Наиловна - психолог
Тема занятия: Лесные приключения. Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Педагогический замысел: создание адекватных развивающих условий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи в интерактивной среде.
Задачи:
Познавательные:
-расширение представлений об окружающей действительности;
-совершенствование навыка работы по заданной схеме;
-активизация словаря;
Коррекционно-воспитательные цели:
-развитие эмоционально-волевой сферы;
-повышение активности и сознательности ребенка;
-развитие творческого воображения, фантазии;
-совершенствование навыков пространственной ориентировки;
-формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и
доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционно-развивающие цели:
-развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;
-формирование фонематических представлений с использованием символов;
-совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
Оборудование: набор мягких игрушек,
«Чудесный мешочек» с разными геометрическими формами;
символы гласных звуков, карточки гласных букв;
мешочки с различными наполнителями, подносы с сыпучими веществами, стаканчики с орешками;
бубен, плетень, большой конструктор, компьютер;
аудиопособия «Песня комара», «Шум ручья», «Колыбельная».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент:
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять,
Будем дружно мы шагать
И команды выполнять.
Дети становятся за логопедом идут по кругу, выполняя упражнения: руки вперед, руки на пояс, руки на голову, руки в стороны, руки на колени. Образуют круг.
-1-
2.Создание положительного эмоционального фона. Упражнение «Ладошки».
Психолог. Чтобы создать хорошее настроение, поздороваемся друг с другом, погладив ладошки соседа и назвав его ласково по имени.
Логопед:
Мы готовимся не зря,
Начинается игра «Лесные приключения».
На столе стоят игрушки: медвежонок, лиса, заяц, ежи.
Ребенок рассказывает считалку, чтобы выбрать водящего.
Водящий выходит за круг и отворачивается. Психолог берет игрушку и спрашивает: « Это кому?». Водящий называет имя играющего.
Когда игрушки распределили, дети произносят слова: «Повертелись,
покрутились, в лесных жителей превратились.
3. Динамический праксис. Упражнение «Слушай и выполняй».
Логопед:
Чтобы выполнить движения,
Нужны сноровка и терпение.
Звучит музыкальный бубен: под громкую музыку дети идут
по кругу высоко поднимая ноги, а под тихую музыку передвигаются на носочках. «Звука нет – есть остановка, для зверюшек - тренировка».
Логопед:
На дороге нашей тень,
Тут в лесу стоит плетень.
Мы на кочках посидим,
Отдохнем, поговорим.
(дети садятся около плетня)
4. Речь с движением.
Дети рассказывают потешку «Тень-тень-потетень» по ролям.
Тень-тень, потетень, (хлопают в ладоши)
Выше города плетень. (поднимают руки вверх)
Сели звери под плетень (садятся около плетня)
Похвалялися весь день. (двигают плечами а разные стороны)
Похвалялася лиса:
-Всему миру я краса,
Похвалялся зайка:
-Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
-У нас шубы хороши!
-Могу песни я петь!
5. Развитие общей моторики
Логопед: Помогает тренировка
Упражнения делать ловко
-2-
Дети выполняют движения: почесать за ухом, почесать этой же рукой за другим ухом, поточить коготки, почесать спинку, почесать бока и т.д.
6. Развитие мимики. Упражнение «Комар».
Логопед:
В лес уже пришла весна,
Слышишь песню комара.
И не надо нам бояться,
Мы умеем с ним сражаться.
Дети прячут руки за спину. Звучит музыкальное сопровождение. Логопед: «Комар сел на нос. Чтобы его прогнать, надо двигать носом в разные стороны. Комар перелетел и сел на лоб, на щеку, на подбородок, на верхнюю губу и т. д.».
7. Развитие образно-жестовых знаков: формирование умения перевоплощаться с использованием пантомимы.
Логопед: Каждый тут в лесу талант:
И певец, и музыкант.
Он себя покажет смело,
Что он делает умело.
Ребенок идет по кругу и передает движения, характерные тому животному, роль которого он исполняет. Психолог рассказывает о характерных особенностях, присущих этому животному.
8. Формирование навыков сотрудничества. Упражнение «Кораблик».
Логопед: А теперь пришла пора
Починить свои дома.
Речка на пути у нас,
В лодку сядем мы сейчас.
Звучит музыкальная заставка «Волны». Вместе со взрослыми дети садятся друг за другом, образуя лодочку. Под музыку «плывут» в лодке.
9. Развитие зрительного гнозиса и сенсорно- тактильных ощущений. Игра "Домик"
Логопед:
Починить, чтоб быстро дом,
Мы детали подберем.
На столе у детей лежат детали; квадрат, треугольник и половина круга. Дети находят в мешочке недостающую фигурку и достраивают дом.
10.Развитие грамматического строя речи (согласование существительных с числительными).
Логопед:
Сколько здесь домов стоит,
Каждый четко говорит.
Все дома мы сосчитаем
И ответ в конце узнаем.
Дети: один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов.
Чтобы нам не было скучно, поселим в домики песенки.
-3-
11. Пальчиковая гимнастика: «Пальчик – пальчик, где ты был?».
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла
Эта песенка твоя.
Дети передают песенку по кругу. Логопед, обращаясь к ребенку, говорит: «Посмотри на меня и догадайся, какой звук я произношу без голоса». Дети произносят звуки, закрывают ладошки, подносят к ушам и слушают, затем открывают ладони и сдувают песенку.
11.Упражнение на развитие ориентировки в пространстве.
Логопед:
Там вдали за ручейком
В старом дубе белки дом.
Белка песенки собрала,
В гости нас к себе позвала.
Ручеек мы перейдем
В гости к белке попадем.
На полу лежат мешочки с разными наполнителями: песок, горох, фасоль, керамзит, орешки, семечки шишек. Чтобы попасть на полянку дети проходят по «камешкам» через ручей под музыкальное сопровождение «Лесной ручей».
12.Развитие конструктивного праксиса и зрительного гнозиса.
Логопед:
Чтобы песенку узнать,
Надо след расколдовать.
На подносах с манкой точечное изображение букв. Дети выкладывают по отпечаткам орешки. Изображение сравнивают с буквами.
Психолог:
Мы трудились, мы играли
И, конечно же, устали.
Мы своих зверей возьмем,
Вместе с ними отдохнем.
А потом, а потом
Мы опять играть начнем.
13.Снятие эмоционального напряжения.
Звучит «Колыбельная», дети берут свои игрушки и вместе с логопедом и психологом отдыхают.
14.Итог занятия. Логопед:
Со зверюшками простимся, и в ребят мы превратимся.
Раз, два, три, четыре, пять – вот ребята мы опять!
Дети идут в комнату с игровыми тренажерами.
-4-
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: «В гостях у кошки».
Педагогический замысел: формирование представлений об окружающем мире, воспитание способности активной поисковой деятельности.
Задачи:
Познавательные:
-развитие воображения детей;
-формирование обобщающих понятий;
-способствовать развитию интереса к выполнению задания.
Коррекционно-воспитательные:
-развитие пространственной ориентации;
-воспитание заинтересованности в выполнении задания;
-создание положительного эмоционального фона;
-воспитание умения планировать свои действия в соответствии с заданной целью;
-развитие зрительно-двигательной координации.
-творческое выполнение движений.
Коррекционно-развивающие:
-обогащение активного словаря и активизация речевой деятельности;
-совершенствование общей моторики;
-развитие умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику;
-развитие слухоречевой памяти;
-создание условий для формирования монологической речи.
Оборудование: счетные палочки, треугольники разного цвета и величины, мягкие игрушки, конструктор, сюжетные картинки, маска волка, платок,
цветные лепестки.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети становятся в колонну, держась друг за друга. В комнате на полу расставлены мягкие игрушки: мишка, барашек, петушок, белка, кот.
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вот иголка, нитка в ней
Вышивать начнем зверей.
-1-
2.Игра «Иголочка с ниточкой».
Дети идут вокруг игрушек. Впереди идущий ребенок, выполняющий роль «иголочки», произносит слова: «Тянись, тянись ниточка за мной, вышиваем мишку с тобой», т.е. называет ту игрушку, которая ему больше понравилась.
Обходит вокруг игрушки, забирает ее и становится в конец. Следующий за ним ребенок исполняет роль иголочки и также выбирает себе игрушку.
Взяв все игрушки, дети садятся на стульчики.
3.Упражнение «В гостях у кошки».
(На столе стоит дом, около дома сидит пушистая игрушечная кошка).
Логопед читает стихотворение:
Ждет гостей сегодня кошка
И волнуется немножко:
-Что ж так долго не идут?
Ну а гости тут как тут.
Друг за другом по дорожке
Все спешат поздравить кошку.
4.Формирование положительного эмоционального фона.
Психолог:
С вами мы сейчас скорей
Превратимся все в гостей.
( дети показывают свои игрушки и говорят, кем они стали).
-Я превратился в мишку, а я в петушка, а я буду барашком и т.д.
5. Творческое выполнение движений.
(Показать движения, соответствующие содержанию стихотворения).
Логопед:
Пушистая белка в тележке
Везет лесные орешки.
Скачет кудрявый барашек
С букетом белых ромашек.
Перед собой медвежонок
Катит меду бочонок.
Тащит смелый петушок
Проса спелого мешок.
А кот Тимофей
Принес двух мышей.
Психолог:
Кошка всех благодарит,
Всем спасибо говорит.
-2-
6.Конструктивный праксис. Упражнение «Качели».
Логопед:
Приглашает всех к себе
Принять участие в игре.
Демонстрируется образец. Дети по памяти составляют качели.
7.Развитие общей моторики.
Дети разводят руки в стороны, и, двигая одной рукой вверх, а другой вниз, показывают как качаются качели.
Взлетают качели верх и вниз
Крепче ты за них держись.
8.Развитие речевой активности. Упражнение «Запомни и повтори».
Дети рассматривают сюжетные картинки, составляют предложения. Затем переворачивают изображением вниз и передают друг другу.
Логопед, обращаясь к ребенку:
На картинку посмотри,
То, что слышал, повтори.
Открыв картинку, ребенок повторяет то предложение, которое составил первый хозяин картинки. Кто точнее запомнил предложение, того кошка выбирает водящим в игре «Бабушка и волк».
-3-
9.Развитие слухового внимания и интонационной выразительности речи.
Игровое упражнение «Бабушка и волк».
Логопед:
Кто позвал тебя, узнай,
Его по голосу отгадай.
Водящему завязывают платок на голову и он становится бабушкой, садится на стульчик, повернувшись спиной к играющим. Сзади к нему подходит другой ребенок, исполняющий роль волка и говорит, изменив голос: «Бабушка, я твоя внучка Красная Шапочка, открой, пожалуйста, дверь и впусти меня». Если бабушка по голосу назвала имя «волка», то он становится бабушкой, а бабушка занимает место среди играющих.
10.Упражнение «Цветок настроения»
Психолог:
Выбирайте лепесток
И составим мы цветок.
Поблагодарим кошку за интересные задания, и каждый гость скажет ей пожелания, выбрав цвет лепестка.
(Из цветных лепестков дети составляют цветок и оставляют его кошке)
11.Итог занятия.
Логопед:
С кошкой мы сейчас простимся
И в девчонок превратимся.
Психолог:
Повертелись, покрутились
И в мальчишек превратились.
Логопед:
Нам понравились играть
Мы придем сюда опять.
(Дети идут в комнату с игровыми тренажерами).
-4-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический комплект учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий....
Статья "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Статья размещена в журн...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"
Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...
Конспект открытого интегрированного занятия (логопед, психолог). Досуг – викторина: «Что? Где? Когда?»
Цель: Обобщение полученных знаний по теме: звук, слог, слово, предложение, умение применять их на практическом материале. Задачи: Образовательная: Закрепить полученные знания: ...
Конспект НОД интегрированного занятия логопеда и психолога
Совместное занятие психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по волшебному лесу»....
Конспект фронтального логопедического занятия для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II – III уровня Тема: «Огород. Овощи»
Систематизация знаний и развитие речевой активности по теме «Овощи»....
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей при изучении лексической темы и обучении грамоте с детьми с общим недоразвитием речи.
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей с детьми с ОВЗ при изучении лексической темы "Животные холодных стран" и обучении грамоте по теме "Звук и буква Л&q...