" Качество образовательной среды логопедического кабинета как условие развития личности воспитанника"
методическая разработка на тему

Мухаметшина Лилия Фархетдиновна

Методическая разработка, в которой  показано   значение  качества образовательной среды логопедического кабинета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад  компенсирующего вида №356

620086, г. Екатеринбург, ул. Пальмиро Тольятти,14а

Телефон  (343)233-92-80 e-mail:

sadik3567@ rambler.ru

Учитель-логопед высшей категории Лилия Фархетдиновна Мухаметшина

Качество   образовательной   среды  логопедического кабинета  как  условие  развития    личности   воспитанника

         В нашем детском саду речевой статус  детей в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи, представлен   общим недоразвитием речи I, II, III уровня речевого развития, алалией и дизартрией разной степени выраженности.

         Актуальным для нас было создание коррекционно-образовательной среды, которая бы  учитывала    неоднородность  состава  группы (разный уровень речевого развития, различные клинические диагнозы: алалию, дизартрию), возрастные особенности  и обеспечивала системный подход к развитию и коррекции речи у детей в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом.

          Коррекционно-образовательная среда нами рассматривается как часть целостной формы педагогической деятельности, включающей  систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты.

         Развивающая предметно-коррекционная среда логопедического кабинета ДОУ представлена:

1. Оборудованием для коррекционно-образовательного процесса (столы, стулья в соответствии с возрастом ребёнком, настенное  и индивидуальные зеркала, демонстрационная доска, экран для просмотра видео,  девайс, логопедический инструментарий, шкафы для учебных и дидактических  пособий)

2. Нормативно-правовой базой (Конституция РФ, Закон об образовании РФ,  ФГОС ДО, Конвенция «О правах ребенка», СанПин 2.4.1.3049-13, постановления и распоряжения Правительства РФ, муниципального органа управления образования)

3.Программным  обеспечением (адаптированной образовательной программой дошкольного  образования – образовательной  программой дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности  по квалифицированной  коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья), научно-методической литературой.

4.Коррекционным  оборудованием (мячи-ёжики, массажные коврики, игрушки, пирамидки, матрешки, трафареты, шнуровки, деревянные пазлы, пальчиковый бассейн, игры-головоломки, мозаика, кегли, звучащие игрушки, СД-диски, дидактические, учебно-методические материалы, настольные и дидактические игры)

          Коррекционно-образовательная среда логопедического кабинета   подразделяется на следующие центры:

1) центр взаимосвязи с воспитателями и специалистами (учителем-дефектологом, педагогом-психологом,  музыкальным руководителем,  инструктором физической культуры) Для осуществления взаимосвязи логопеда с воспитателями и специалистами  разработана  «Тетрадь взаимосвязи  педагогов», в которой еженедельно по заданию логопеда и других специалистов  закрепляются  речевые навыки, развиваются психические функции  детей  во второй половине дня.

2) информационный центр (для работы с родителями и педагогами). Наглядной формой работы логопеда с родителями  является стенд, на котором размещаются информационно-консультативный материал по различной тематике, методические рекомендации, памятки. В индивидуальных тетрадях детей логопедом предлагаются  игровые упражнения для закрепления изученного на занятиях.

3) центр методического сопровождения.  В нём собрана документация логопеда,  представлены учебно-методическая литература, электронная библиотека логопеда,  компьютерные программы, презентации,  программно-методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса.

4) диагностический центр. Диагностический инструментарий представлен различными современными пособиями для обследования речи, интеллекта, слуха. Созданная поэтапная система мониторинга достижений детьми планируемых результатов осуществляется документально.

5) центр  коррекции звукопроизношения. Коррекция произносительной стороны речи ведется посредством  логопедического инструментария с использованием  артикуляционных профилей, картин для проведения  комплексов артикуляционной гимнастики, картин на развитие мимики,   картинного  материала, дидактических пособий и логопедического  лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, разрезных букв, слогов, пособий на развитие дыхания, диска  с логопедической программой «Игры для Тигры».

6) центр развития  и коррекции различных сторон  речи (фонетико-фонематической,  фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя  речи, связной речи,  психологической базы речи)  Широко используются музыкальные инструменты,  шумящие коробочки, звучащие игрушки,  картинный материал и игры для определения места звука в словах, схемы, картинки-символы, магнитные буквы, алфавиты, буквари,  книги для чтения, различный картинный материал, подборки игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотеки словесных игр, дидактические игры  по лексическим темам, лото, домино, настольно-печатные игры, картотека рассказов, обучающие презентации, диск с логопедической  программой «Баба-Яга учиться читать», игрушки, подборка игровых заданий на развитие высших психических функций. Важным является использование  современного педагогического инструментария, к которому относится  персональное  электронное пособие (девайс). Программы, которыми оснащен девайс, а также подборка компьютерных презентаций по различным лексическим темам, игровые упражнения способствуют познавательно-речевому развитию детей, предотвращают утомление и повышают результативность логопедической работы.      

7) центр развития общей и  мелкой моторики. Для развития моторной сферы используются мячи, щетки различной жесткости, пальчиковые игры,  карандаши, палочки, шнуровки,  различные дидактические пособия.

          В соответствии с ФГОС ДО(«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, Регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013г. Министерства юстиции РФ)   целевые  ориентиры   на  этапе  завершения  дошкольного  образования предполагают  достаточно  хорошее  владение ребенком устной  речью,  возможность  выражать  свои  мысли  и желания,  использовать  речь для  выражения   своих  мыслей, чувств  и  желаний, возможность  построения   речевого  высказывания  в  ситуации  общения,  возможность  выделять  звуки  в  словах, возможность создания у  ребёнка   предпосылок грамотности.

          Качественная образовательная  среда играет  важную роль в коррекции нарушений речи детей, в их  речевом и психическом развитии, выступает условием развития личности воспитанника.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование инновационной образовательной среды гимназии как условие развития исследовательских компетенций обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт  начального и основного общего образования определяет исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения, речь идет о р...

Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды

Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)

Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...

Управленческий проект "Комфортная развивающая образовательная среда лицея как условие развития личностного потенциала субъектов образовательных отношений".

Одним из показателей качества является направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка. Выявление и организация адекватных потребностям и возможност...

Повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения, через реализацию спортивно-массовых мероприятий различного уровня.

В статье расказывается о том как спортивно-массовые мероприятия различного уровня влияют на повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития  обучающихся в Гимназии №...