Интерактивная игра как средство формирования коммуникативных навыков.
статья по теме

Антоник Галина Борисовна

Для детей в любом возрасте взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий:  сенсорных,  слуховых и тактильных. Необходимо в такие моменты не просто со стороны наблюдать за процессом игры, но и разумно им управлять, предлагая новые сюжеты и меняя правила взаимодействия. В специально организованной совместной деятельности ребенка и взрослого достигается хороший обучающий и воспитательный эффект и основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radost_obshcheniya_statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Необходимо возвыситься к духовному миру  ребенка, а не снисходить к нему».

Я. Корчак

Мы часто слышим от детей: «Давайте поиграем!» или «Играть сегодня будем?». Ничто не приносит в жизнь ребенка столько восторга и радости, как желание играть. В игре ребенок раскрывает свои возможности, игра помогает реализовать неиспользованные эмоции. Играя, дети проявляют индивидуальные особенности, развивают и совершенствуют коммуникативные навыки. Игра помогает преодолевать сложные ситуации, которые испытывает ребенок при общении, как со сверстниками, так и взрослыми.

В своей работе я отдаю предпочтение интерактивной игре. В процессе таких игр, которые я провожу на занятиях, используются разные элементы драматизации, инсценировки стихотворений с элементами перевоплощения, диалоговая форма общения. Но главным является то, что дети учатся взаимодействовать друг с другом, осознавать свои особенности  и учитывать их в ходе такого общения.

Интерактивная игра помогает детям в дальнейшем самим выстраивать игровое пространство, развивает инициативу, творческие способности, эмпатию, оказывает эмоциональную и духовную поддержку. Немаловажно в такой работе создать положительный эмоциональный фон,  вызвать у детей интерес и желание участвовать в игре, при которых достигался бы наибольший эффект.

Для детей в любом возрасте взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий:  сенсорных,  слуховых и тактильных. Необходимо в такие моменты не просто со стороны наблюдать за процессом игры, но и разумно им управлять, предлагая новые сюжеты и меняя правила взаимодействия. В специально организованной совместной деятельности ребенка и взрослого достигается хороший обучающий и воспитательный эффект и основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей.

            Интерактивная игра, предлагаемая для работы, направлена на формирование способности сотрудничества ребенка и взрослого, детей друг с другом, на моделирование коммуникативной ситуации. Чтобы игра или любое игровое упражнение имело успех, его надо провести интересно и в доступной для ребенка форме. Основными направлениями в формировании коммуникативных навыков являются:

- подбор дифференцированных упражнений для развития моторики, внимания, памяти, эмоций, опираясь на индивидуально-личностные особенности детей;

- применение различных видов наглядного материала: символов, значков, алгоритмов, разделение сложного задания на составляющие;

- подбор дифференцированных заданий для коррекции фонетико-фонематической стороны речи с учётом степени выраженности речевого нарушения;

- создание положительного эмоционального фона при проведении игровых упражнений.

Вот некоторые из таких игр:

1. «Пальчик-пальчик, где ты был?»

Цель: развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением, автоматизация поставленных звуков, развитие совместной деятельности.

Эта довольно известное игровое упражнение на развитие моторики руки и координации речи с движением. Но весь секрет в том, что после слов «С этим братцем песни пел» игра не заканчивается. Дальше взрослый, прикасаясь мизинцем руки к мизинцу ребенка, поет песенку «Ла-ла-ла, ла-ла-ла, это песенка твоя». Эти слова передаются по кругу всеми участниками. Затем все вместе, открывая ладошки, сдувают песенку. Такое нехитрое упражнение создает положительный эмоциональный фон, воспитывает чувство общности и направлено на развитие у детей совместной деятельности.

2. «Испуганный ежик»

Цель: развитие монологической речи, формирование доброжелательных отношений между детьми, навыков сотрудничества, сенсорных ощущений.

Первый вариант: дети исполняют роль ежат. Они передвигаются по комнате. После сигнала дети приседают и закрывают лицо руками. Ведущий подходит по очереди к ежатам и ласково уговаривает их открыть лицо и вернуться домой.

Второй вариант: ребенок-ведущий выбирает себе ежонка и пытается его уговорить раскрыться и привести в дом.

Эта игра способствует раскрепощению ребенка, устанавливает доброжелательные и дружелюбные отношения между игроками, помогает снять напряжение, усталость, развивает речь.

3. «Расскажи стихотворение без слов»

Цель: развитие мимики, неречевых форм общения, зрительного внимания, речевого слуха и памяти, диалогической речи, формирование навыков сотрудничеств, воспитание нравственных чувств..

В игре участвуют два ребенка. Ведущий читает стихотворение, например: «Здравствуй, киска, как дела? Что же ты от нас ушла?». – «Не хочу я с вами жить, хвостик негде положить. Ходите, зеваете, на хвостик наступаете». Детям дается задание передать содержание стихотворения без слов, используя мимику и пантомимику. Это упражнение направлено на развитие умений передавать слова с помощью выразительных движений. Оно помогает разрешить свое горе или проблему не с помощью крика, а жестами и мимикой, при этом снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка, и достигается цель привлечь к себе внимания.

4. «Ниточка с иголочкой».

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие общей моторики, связной речи, координации речи с движением, ответственного отношения к выполнению задания.

Дети идут по комнате, держась друг за друга, изображая нитку, тянущуюся за иголкой. Роль иголки исполняет впереди идущий ребенок. Он ведет за собой детей вокруг приглянувшейся ему игрушки со словами: «Тянись, тянись ниточка за мной, вышиваем зайку с тобой». Забирает игрушку и перемещается в конец, а следующий ребенок выполняет роль «иголки». Упражнение способствует развитию пространственной ориентировки, координации речи с движением, воспитывает у детей эмпатию друг к другу.

Для этих игр и упражнений групповая работа более эффективна, так как здесь предусматривается непосредственное взаимодействие детей в разных ситуациях. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного возраста – умение играть. Только в игре ребенок постигает разнообразные социальные связи, в игре разрешаются ситуации, возникающие в ходе общения.

Литература по теме:

1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль. Академия развития, 1996.

2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. «Генезис», М, 1998.

3. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться. СПб, НОУ «Союз», 2004.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. М. «Смысл», 1997.

5. «В преддверии опасности». Сборник практических материалов по профилактике ВИЧ/СПИД и половому воспитанию в детских домах СПб (часть II), СПб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.

"Усвоить науку можно лишь тогда, когда она поглощается с аппетитом"   Анатоль Франсуа Тибо...

Преподавание литературы с элементами риторики как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся.

Материал по поточно-групповому методу обучения литературе: статья представляет краткий анализ опыта работы в рамках муниципальной модели  "Основная школа - пространство выбора" по направлению "ли...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...