Система работы на уроках словесности с детьми с отклонениями в поведении
консультация по теме

Алина Владимировна Магомедова

Каждому педагогу приходилось работать с детьми, чье поведение тем или иным образом отличается от манер и речи других учащихся. Такие дети требуют вовсе не строгости, а особого внимания и заботы, подходов и способов подачи материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы на уроках словености с детьми с отклонениями в поведении

Введение. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением (отклоняющегося от нормы). Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций детей и подростков, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов.

Проблема. Семья самоустраняется от процесса воспитания. Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащихся, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Гипотеза. В работе содержатся ответы на вопросы: Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?

Проблема девиантного поведения –это проблема общества в целом, а не только семьи и школы. От её решения зависит нравственное и духовное развитие общества и государства. Актуальность проблемы очевидна. Кроме того, важно понимать, что отклонения в поведении того или иного ученика чаще всего возникают из-за неблагоприятной обстановки в семье, где многие условия влияют на отношение ребенка к самому себе.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. У этих детей часто появляется чувство своей ненужности, безысходной тоски по наилучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубочайшему нервно - психическому утомлению. Общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, обедненная эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение ребенка характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией. Под патологией поведения понимается непринятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей. Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами - утратой любимого, близкого человека, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами и т.д. Все это толкает подростка на поиски иной среды общения, начинающей играть решающее значение в социализации подростка, в усвоении присущей ей системы ценностей, вот поэтому социальному педагогу необходимо создавать ситуацию успеха как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Следовательно, для формирования положительной самооценки необходимо создавать ситуацию успеха. Метод создания ситуации успеха является методом стимулирования мотивации и поведения ребенка. Ситуация успеха - это сложное понятие, и чтобы определить его сущность необходимо дать определение "успеху" и "ситуации успеха". Ситуация - это то, что способен организовать учитель, социальный педагог, это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить ритм психологического самочувствия ребенка, изменить стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование метода создания ситуации успеха в социально-педагогической деятельности необходимо. Так как успех формирует позитивную самооценку, а известно, что люди с положительной самооценкой терпимее относятся к окружающим, им легче справляться с трудностями.

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ:

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ по формированию нравственных качеств.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Виды помощи в учении:

* Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Профилактика неуспеваемости

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...

Система работы на уроке, направленная на формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Состояние учебно-воспитательной работы школы на сегодняшний день можно характеризовать как становление воспитательной системы социальной ориентации, под которой подразумевается особая среда, где проис...

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних...

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...

Система работы с семьей как основа предупреждения асоциальных проявлений в поведении детей и подростков

Система работы с семьей как основа предупреждения асоциальных проявлений в поведении детей и подростков...