Программа "Азбука Безопасности"
проект на тему

РазаковаТатьяна Викторовна

Программа  предназначена для работы с   детьми-инвалидами,  детьми с ограниченными возможностями в возрасте от 4-х  до 18 лет, посещающие реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями. Данная разработка способствует формированию у детей с ограниченными возможностями  навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, самостоятельности и ответственности за своё поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_bezopasnosti_1.docx92.35 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югра

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

(БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»)

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

ПРОГРАММА

«АЗБУКА  БЕЗОПАСНОСТИ»

http://education.simcat.ru/school28/img/1415982642_obj_HTL_red.jpg

г.Урай, 2016 г.

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югра

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

(БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»)

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Рекомендовано к утверждению

на заседании ЭМС №_____

от        20_____г.

Утверждено приказом

№________

от _____20____г.

Утверждено

приказом  №_____

от                2015 год

ПРОГРАММА

«АЗБУКА   БЕЗОПАСНОСТИ»

Разработчик:  

Т.В. Разакова, воспитатель,

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

г. Урай, 2016г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.

Актуальность программы.

3

1.1 Целевая группа

3

1.2. Цель программы

3

1.3. Задачи программы

3

1.4. Формы работы

4

1.5. Методы работы

4

  1. Содержание программы

4

2.1. Этапы реализации программы

4

2.2. Направления деятельности и их содержание

5

2.3. Календарно-тематическое планирование занятий

2.4. Работа с родителями                                                                                        

5

11

2.5. Ресурсы

13

2.5.1.Кадровые ресурсы

13

2.5.2. Материально-технические ресурсы

13

2.5.3. Информационные ресурсы

14

2.5.4. Методические ресурсы

14

2.6.Контроль и управление программой

14

2.7.Результаты

15

2.7.1.Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

15

2.8.Список литературы

16

Приложения

17

Приложение №1 Оценка знанийу детей с 4 до 18 лет, основам безопасности жизнедеятельности

Приложение №2 Дидактические игры  по основам безопасности жизнедеятельности

Пояснительная записка

Актуальность программы

Безопасность – это не просто усвоенные знания, это стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Ежегодно в России погибают дети в результате дорожно-транспортного происшествия. По статистическим данным в 2015 году по РФ в дорожно-транспортных происшествиях и пострадавших с участием детей: ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 16 лет (всего) – 16514 (погибло 636); в возрасте до 12 лет – 5429 (погибло 261); на пешеходных переходах 2492 (погибло 45); с участием детей-водителей велосипедов – 1466 (погибло 37); с участием детей-пешеходов – 3086 (погибло 92).

Это происходит из-за незнания и сознательного несоблюдения детьми Правил дорожного движения (ПДД), недисциплинированности на дорогах, спровоцированного отрицательным примером взрослых, пренебрегающих Правилами. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно учить с того момента, с раннего возраста.

Также необходимо уделять внимание и противопожарным мерам, потому что многие дети даже не имеют представления, как использовать огнетушитель или другие средства тушения пожара  на практике.

Так в 2015 году в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в результате пожара погибло восемь подростков, которые не смогли выбраться из горящего дачного домика.

Дети оказавшись в неожиданной, экстремальной  ситуации (пожар, нападение и т.п.) на улице, дома, в школе, детском саду порой не знают выхода из неё.

Губернатор Наталья Владимировна Комарова отметила необходимость изменения школьных программ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Надо перекраивать программы по предмету ОБЖ, делать их современными, чтобы мы точно знали, что научили ребенка, а не прочитали ему какое-то количество часов».  В перспективе в Югре  планируется  создать  профессиональное сообщество преподавателей основ безопасности жизнедеятельности. Сотрудники МЧС, ГИБДД должны принимать активное участие в образовательном процессе, проводя практические занятия, рассказывая о поведении в случае  возникновения пожара, в иных критических ситуациях и правилах поведения на дороге.

Проведённые беседы с детьми, посещающими реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями позволили ещё раз убедиться в том, что  у  детей не сформированы навыки правильного поведения, они не ориентируются в пространстве, не сформированы таких качества личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому обучение детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями (далее с ОВ) основам обеспечения безопасности жизнедеятельности не вызывает сомнений. Проведённый опрос родителей так же, подтвердил необходимость систематизации знаний детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях. Родители считают, что необходимо сформировать конкретные навыки поведения у детей в обществе и  научить  применять их в реальной жизни. Таким образом, актуальность данного направления по работе с детьми-инвалидами очевидна.

В домашних условиях помочь детям избежать опасных жизненных ситуаций призваны родители, в условиях социально-реабилитационного отделения – педагоги, которые реабилитируют  и адаптируют детей к реальным условиям жизни.

Для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями нет специально разработанных программ по основам безопасности жизнедеятельности. Таким образом, возникла необходимость в разработке данной программы, в которую бы вошли упражнения, игры  и задания, с учётом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями.

  1. Целевая группа

Целевая группа, на которую направлена программа  -  дети-инвалиды,  дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4-х  до 18 лет, посещающие реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями.

  1. Цель программы

Цель программы: способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями  навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, самостоятельности и ответственности за своё поведение.

  1. Задачи программы
  1. Изучить литературу по теме «Основы безопасности жизнедеятельности»  
  2. Организовать предметно-пространственную развивающую среду для проведения занятий по основам безопасности жизнедеятельности.
  3. Определить уровень знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.
  4. Разработать календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ).
  5. Провести цикл занятий с детьми по правилам безопасного поведения на улице, дома, на природе, при общении с незнакомыми людьми, оказание первой медицинской помощи.
  6. Привлечь  родителей к мероприятиям по основам безопасности жизнедеятельности.
  7. Укреплять взаимодействие реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченным возможностями  с ГИБДД, МЧС через проведение совместных профилактических мероприятий с детьми, родителями (законными представителями).

1.4. Формы работы

В рамках реализации программы используются следующие формы работы:

  • групповая работа
  • индивидуальная работа;
  • свободная работа с материалами  (самостоятельная деятельность детей);
  • мастер-классы;
  • совместная деятельность воспитателя, родителей и детей;
  • консультирование родителей по вопросам ОБЖ
  • оформление буклетов и памяток, пособий для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;
  • домашние задания.

  1. Методы и приёмы

Методы:

-наглядный – рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, компьютерных презентаций,  видеороликов;  

-практический – дидактические игры, разбор конкретных ситуаций, самостоятельно добывает знания;

-словесный –- беседы,  чтение стихов,   прослушивание сказок, разгадывание загадок.

Используемые приемы: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, предметно-наглядный, обогащение словарного запаса прилагательными, наречиями.

  1. Содержание программы
  1. Этапы реализации программы

Этапы

Задачи

Сроки

I этап- организационный

Создание предметно-пространственной развивающей среды, проведение информационной компании среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями

февраль – март  2016 г.

II этап –практический

Проведение диагностики  детей с ограниченными возможности по изучению уровня знаний по основами безопасности жизнедеятельности

февраль 2016 г.

Проведение развивающих занятий с детьми, совместных мероприятий ГИБДД, МЧС

февраль– октябрь 2016 г.

Консультирование родителей (по плану и по запросу)

в течение года

III этап-

контрольный

(оценочный)

Обработка полученных данных (оценка динамики развития детей с ограниченными возможности),  анализ результативности реализации программы, определение перспектив реализации программы, корректировка программы с учётом выявленных на практике дополнений и изменений, диссеминация опыта в профессиональном сообществе.

ноябрь – декабрь 2016 г.

  1. Направления деятельности и их содержание

Диагностическое направление – на первом этапе реализации программы проводится диагностическое обследование детей, с целью определения уровня знаний по ОБЖ, для проведения  диагностики применяются методики, разработанные Стеркиной Р. Б., Князевой О. Л., «Разбор практических ситуаций по Основы безопасности жизнедеятельности», Авдеевой  Н. Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Ситниковой В.П. «Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника». (Приложение 1)

Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых,  представилась возможность определить уровень их представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

Детям 4—6 лет было предъявлено 6 заданий,  6-13 лет - 8 заданий; 13-18 лет – 8 заданий.

С целью выявления уровня владения навыками  по основам безопасности жизнедеятельности детей проведён опрос родителей.  Данные опроса послужили основой для, разработки и  проведения коррекционно-развивающих мероприятий.

После проведения программных коррекционно-развивающих мероприятий  проводится повторная диагностика с использованием диагностического инструментария,  который был использован на первоначальном этапе, с целью выявления динамики. А так же опрос родителей

Коррекционно-развивающее направление – включает в себя комплекс  коррекционно-развивающих  занятий, которые проводятся один раз в неделю по подгруппам. Возможно проведение индивидуальных занятий с учётом потребностей детей с ограниченными возможностями.

С родителями проведём  круглые столы, беседы, консультации, выпустим буклеты и памятки по теме ОБЖ.

Программа состоит из пяти разделов:

Раздел 1. Пожарная безопасность. Безопасность в жилище – направлен на обучение правилам поведения в домашних условиях, умение пользоваться вызовом экстренных служб.

Раздел 2. Безопасность на дорогах, транспорте – расширить знания о транспорте, изучить дорожные знаки, закрепить правила поведения на дороге и вблизи неё.

Раздел 3. Безопасность в городе  -  изучить знаковые обозначения, умение вести себя при большом скоплении народа (в толпе).

Раздел 4. Экологическая безопасность – познакомить с правилами содержания жилых и общественных помещений, учить правильному обращению с животными, растениями в целях личной безопасности.

Раздел 5. Основы медицинских знаний, оказание первой медицинской помощи - на формирование здорового образа жизни и ознакомление детей с основами оказания первой медицинской помощи.

Раздел 6. Терроризм. Профилактика терроризма.

Одним из направлений деятельности в рамках реализации программы является организация межведомственного взаимодействия реабилитационного отделения для детей и подростков с ОВ с МЧС, ГИББД, целью которого является согласованное сотрудничество в реализации комплекса мероприятий, направленных на  обучение безопасности жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями.

  1. Календарно-тематический план занятий

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей.

Календарно-тематический план занятий по ОБЖ для детей 4-6 лет

Табл. 1

п/п

Раздел 1.  Пожарная безопасность. Безопасность в жилище

Сроки реализации

Тема

1

Беседа «Что может быть опасным?»

Январь II неделя

2

Беседа «Пожар. Правила поведения при пожаре»

 Апрель I неделя

3

Игра «Можно – нельзя?». Называть разные предметы, которые окружают детей в помещениях, на улице, на участке; знать их назначение

Правила поведения с бытовыми приборами.

Февраль I - II неделя

4

Создание макета и  сюжетно – ролевая игра для детей  дошкольного возраста «Мой дом».

Беседа «Один дома»

Февраль III-IV неделя

5

Игра «Можно – нельзя?». Разработка памятки «Правила поведения с химическими веществами, лекарствами, продуктами».

Март I неделя

6

Конкурс рисунков «Осторожно огонь!» совместно с МЧС

Март II неделя

Раздел 2. Безопасность на дорогах, транспорте

7

Беседа «Дорога». Рассматривание плакатов и иллюстраций по теме.

Октябрь I неделя  

8

Викторина «Путешествие на транспорте» Цель: расширять знания об общественном транспорте (автобус, поезд, самолёт, теплоход)

Апрель II неделя

9

Игра «Светофор». Практикум «Правила поведения на дроге и вблизи неё».

Январь III неделя

10

Встреча с сотрудниками ГИБДД

июнь  I неделя

11

Конкурс рисунков «Безопасный пешеход!»

Июль II неделя

12

Игровая программа «Школа пешеходных наук»

Июль III неделя

Раздел 3. Безопасность в городе

13

Беседа «Особенности города как среды обитания человека».

Май I неделя

14

Познавательное занятие Правила безопасного поведения во время гололёда. Тонкий лёд и опасность передвижения по нему.

Январь  IV неделя

15

Беседа «Нежданный гость». Практикум «Правила поведения с незнакомыми людьми».

Июнь

Сентябрь IV неделя

Раздел 4. Экологическая безопасность

16

Беседа «Правильное поведение в природе».

Д\игра «Береги живое»

Июль I- II неделя

17

Д/игра «Правила поведения в природе»

Июль III-IV неделя

18

Бренг–ринг «Правила поведения с животными, насекомыми».

Д/игра «Экологический светофор»

Август I - II неделя

19

Познавательно-игровое занятие «Осторожно насекомые»

Август  III-IV  неделя

20

Познавательно-игровое занятие «Животные могут быть опасны»

Сентябрь II неделя

21

Участие в акции «Сохраним нашу землю голубой и зеленой»

Раздел 5. Основы медицинских знаний. Оказание первой медицинской помощи.

22

Познавательное занятие «Режим дня и здоровья»

Апрель I неделя

23

Игровая программа «В гостях у Мойдодыра»

Март I неделя

24

Познавательное занятие «Здоровые зубки»

Октябрь I неделя  

25

Игровая программа «В путь-дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

Ноябрь II неделя  

26

Беседа «Гигиена и гигиенические навыки»

Май II неделя

Раздел 6. Терроризм.Профилактика терроризма.

27

Беседа «Что такое – терроризм». Просмотр видеоролика.

Январь III неделя

Июль II неделя

Календарно-тематический план занятий по ОБЖ для детей 6-12 лет

Табл. 2

Раздел 1.  Пожарная безопасность. Безопасность в жилище

Тема

Сроки реализации

1

Познавательная беседа и практическое занятие  «Какие нас подстерегают опасности?»

Январь II неделя  

Апрель  I неделя  

Август III неделя  

Ноябрь IV неделя  

2

Познавательно-игровое занятие «Огонь друг, огонь враг»

Февраль I неделя  

Март II неделя  

Июнь III неделя  

Декабрь IV неделя  

3

Познавательно-игровое занятие «Безопасный дом». Практикум «Правильное обращение с телевизором и компьютером».

Январь III неделя  

Май II неделя  

Июль III неделя  

Сентябрь IV неделя  

4

Беседа «Опасные вещества и средства бытовой химии. Их действие на организм человека»

Февраль II неделя  

Август I неделя  

Ноябрь II неделя  

5.

Дидактическая игра «Мой дом»

Февраль III неделя  

Май I неделя  

Сентябрь II неделя  

Декабрь III неделя  

Раздел 2. Безопасность на дорогах, транспорте

5

Викторина «Современный транспорт - автобус, трамвай, троллейбус, метро, железнодорожный, авиационный, водный. Правила поведения пассажир»а.

Март I неделя  

Июль II неделя  

Октябрь I неделя  

6

Познавательно-игровое занятие  «Правила дорожного движения»

Декабрь II неделя

 Апрель II неделя  

 Август IV неделя

7

Встреча с сотрудниками ГИБДД

июнь  I неделя

8

Конкурс рисунков «Безопасный пешеход!»

Июль II неделя

Раздел 3. Безопасность в городе

9

Бреин-ринг «Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе».

Март II неделя  

Декабрь I неделя

10

Познавательное занятия с элементами практики «Правила безопасного поведения во время гололеда. Тонкий лёд и опасность передвижения по нему. Разработка памятки «Меры предосторожности при движении по льду». Просмотр видеоролика.

Январь IV неделя

Март II неделя  

Август III неделя  

Ноябрь I неделя

11

Беседа «Правила поведения от нападения хулиганов».

Практикум «Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону».

Апрель II неделя  

Январь III неделя  

Июнь I неделя

Октябрь IV неделя

12

Познавательно-игровое занятие «Незнакомые люди и новые друзья»

Апрель III неделя  

Сентябрь I неделя

13

Практикум «Правила  поведения в общественных местах».

Апрель

14

Конкурс рисунков «Город моей мечты»

Июнь I неделя

Раздел 4. Экологическая безопасность

15

Беседа «Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, воды и почвы».

Практикум «Экологически чистые продукты».

Сентябрь III неделя  

Июль I неделя

16

Беседа «Правильное поведение в природе на воде и вблизи неё (в разное время года), при грозе».

Июнь II неделя

17

беседа по видеоролику «Правила поведения с животными, насекомыми».

Июнь II неделя

18

Познавательно-игровое занятие «Осторожно насекомые»

Июль IV неделя

Октябрь II неделя

19

Познавательно-игровое занятие «Животные могут быть опасны»

Май II неделя

Июль I неделя

Раздел 5. Основы медицинских знаний. Оказание первой медицинской помощи.

20

Познавательное занятие «Режим дня и здоровья»

Август II неделя

21

Игровая программа «В гостях у Мойдодыра»

Август III неделя

22

Познавательное занятие «Вредным привычкам скажем нет!»

Сентябрь IV неделя

23

Практикум «Состав походной аптечки. Лекарственные растения и их использование».

Июнь I неделя

24

Практикум «Правила оказания первой медицинской помощи при ссадинах и потёртостях, мозолях, порезах, ушибах, вывихах и растяжениях связок, переломах».

Октябрь III неделя

Август I неделя

25

Практикум «Правила оказания ПМП при укусах ядовитых змей и насекомых».

Июль I неделя

26

Практикум «Правила оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге».

Ноябрь I неделя

27

Практикум «Инородные тела в глазу, ухе, носу. Первая помощь.

Помощь при ударе  молнии».

Ноябрь II неделя

28

Игровая программа «Дороже алмаза – своих два глаза»

Декабрь I неделя

29

Игровая программа «Чистота залог здоровья»

Декабрь III неделя

Раздел 6. Терроризм.Профилактика терроризма.

30

Беседа «Что такое – терроризм». Просмотр видеоролика по теме.

Январь III неделя

Июль II неделя

31

Практикум «Правила безопасного поведения при обнаружение взрывоопасного предмета».

Май I неделя

Декабрь II неделя

32

Конкурс рисунков «Мы против терроризма»

Сентябрь III  неделя

Календарно-тематический план занятий по ОБЖ для детей от 13 до 18 лет

 Табл.3

п/п

Раздел 1.  Пожарная безопасность. Безопасность в жилище

Тема

Сроки реализации

1

Беседа «Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище».

Д/игра для детей  школьного возраста «Чрезвычайные ситуации в доме»

Январь II неделя

Март II неделя

Апрель III неделя

2

Практическое занятие «Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях». Разработка памятки «Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей».

Практикум «Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе), а также в многоэтажном здании. Как действовать, если на человеке загорелась одежда или в комнате - электроприбор (телевизор, магнитофон, компьютер), елка. Способы эвакуации из горящего здания».

Январь III неделя

Февраль II неделя

3

Беседа «Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту». Памятка «Правила безопасного использования электрических  приборов».

Февраль I неделя

Апрель II неделя

4

Беседа «Опасные вещества и средства бытовой химии. Последствия, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях химическими веществами, лекарствами, продуктами».

Ноябрь I неделя

Июль IV неделя

5

Экскурсия в пожарную часть.

Июнь I неделя

Раздел 2. Безопасность на дорогах, транспорте

6

Брейн-ринг «Современный транспорт - зона повышенной опасности». Практикум «Правила безопасного поведения пешехода на дорогах»

Беседа «Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного». Разработка памятки «Правила поведения пассажира в транспорте».

Март I неделя

Июнь IV неделя

7

Беседа «Правила дорожного движения»

Июль I неделя

Февраль  III неделя

Раздел 3. Безопасность в городе

8

Беседа «Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Практикум «Правила безопасного поведения в толпе».

Апрель I неделя

Июнь I неделя

9

Беседа «Правила безопасного поведения во время гололёда».

Тонкий лед и опасность передвижения по нему. Просмотр видеоролика «Меры предосторожности при движении по льду».

Ноябрь I неделя

Февраль  II неделя

10

Правила профилактики и самозащиты от нападения хулиганов.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, лифте.

Правила общения с незнакомым человеком по телефону.

Май I неделя

Июль I неделя

11

Практикум «Правила  поведения в общественных местах».

Май II неделя

12

Конкурс рисунков «Город будущего»

Июнь I неделя

Раздел 4. Экологическая безопасность

13

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, воды и почвы.

Экологически чистые продукты.

Июнь II неделя

Сентябрь III неделя

14

Правильное поведение в природе на воде и вблизи неё (в разное время года), при грозе.

Июль I неделя

Август IV неделя

Ноябрь III неделя

15

Беседа «Правила поведения с животными, насекомыми».

Июль II неделя

Сентябрь IV неделя

16

Участие в экологических акциях «Сохраним нашу землю голубой  и зеленой», «Елочка-зелёная иголочка», «Покормите птиц зимой», «Берегите воду»

В течение года

Раздел 5. Основы медицинских знаний. Оказание первой медицинской помощи.

17

Беседа «Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека».

Практикум «Основные правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях различных видов».

Август I неделя

Декабрь I неделя

18

Практическая беседа «Характеристика различных видов кровотечении и их причины№.

Август II неделя

Июль I неделя

17

Практическая беседа «Ожоги и отравления. Первая медицинская помощь при ожогах и отравлениях№.

Сентябрь I неделя

18

Практикум «Оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Состав походной аптечки. Лекарственные растения и их использование».

Сентябрь II неделя

Июнь IV неделя

19

Практикум «Правила оказания первой медицинской помощи  при ссадинах и потёртостях, мозолях, порезах, ушибах, вывихах и растяжениях связок, переломах».

Октябрь I неделя

Март IV неделя

20

Практикум «Правила оказания ПМП при укусах ядовитых змей и насекомых».

Октябрь II неделя

21

Практикум  «Правила оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге».

Август III неделя

Июль II неделя

22

Беседа «Инородные тела в глазу, ухе, носу». Практикум

«Первая помощь».

Помощь при ударе  молнии.

Июль I неделя

23

Игровая программа «Дороже алмаза – своих два глаза»

Июнь III неделя

24

Игровая программа «Чистота залог здоровья»

Декабрь II неделя

Раздел 6. Терроризм.Профилактика терроризма.

25

Беседа «Что такое – терроризм»

Январь III неделя

Июль II неделя

Практикум «Правила безопасного поведения при обнаружение взрывоопасного предмета».

Июнь I неделя

Март III неделя

26

Конкурс рисунков «Мы против терроризма»

Сентябрь III  неделя

27

Встреча с сотрудниками МЧС

Март III неделя

  1. Работа с родителями

Календарно-тематический план мероприятий по ОБЖ

Табл. 4

дата

мероприятие

тема

ответственный

цель

Январь

Анкетирование

Какие меры безопасности вы применяете в своей семье

Воспитатель

Выявить уровень знаний родителей по ОБЖ, о мерах безопасности, применяемых родителями для своей семьи.

Февраль

Круглый стол

Знакомство родителей с работой по ОБЖ в реабилитационном отделении

Воспитатель

- привлечь внимание родителей к работе отделения;
- пропаганда соблюдения правил безопасности родителями;
- привлечь родителей к закреплению знаний, полученных в реабилитационном отделении  дома.

Март

Круглый стол

Безопасность дома

Воспитатель

Обсудить с родителями проблемы воспитания безопасности детей, помочь увидеть необходимость проводить профилактические беседы с детьми дома.

Апрель

Разработка памятки

«Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей».

Воспитатель

- пропаганда соблюдения правил безопасности родителями;
- привлечь родителей к закреплению знаний, полученных в реабилитационном отделении  дома.

Май

Игровая программа «День здоровья»

Главное не только знать, но и в жизни применять

Воспитатели, мед. маботники

Закрепить знания и умения детей и родителей  по ОБЖ, умение применять их в моделируемых ситуациях, помочь сблизиться детям и родителям.

Май

Папка передвижка

«В отпуск вместе с ребёнком»

Воспитатели, мед. работники

Организация летнего отдыха с наибольшей пользой для здоровья ребёнка

Июнь

Практикум

«Правила безопасного поведения при обнаружение взрывоопасного предмета».

Воспитатели, сотрудники МЧС

- пропаганда соблюдения правил безопасности родителями;

Июль

Беседа

«Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека».

Мед. работники

Обучение родителей оказания первой медицинской помощи

Август

Практикум

«Основные правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях различных видов».

Мед. работники

Обучение родителей оказания первой медицинской помощи

Сентябрь

Папка передвижка

«Правила дорожного движения дошкольника»

Воспитатели, сотрудники ГИББД

Привлечь внимание родителей о мерах безопасности на дорогах.

Октябрь

Папка передвижка

«Один дома»

Воспитатели, мед. работники

Привлечь внимание родителей к обучению правильного поведения детей дома.

Ноябрь

Папка передвижка

«Один на улице, или безопасная прогулка»

Воспитатели

Привлечь внимание родителей к обучению правильного поведения детей на улице.

Декабрь

Разработка памятки

«Правила пожарной безопасности с пиротехникой»

Воспитатель

Привлечь внимание родителей о мерах безопасности в преддверии праздника, рассказать через рисунки, о неприятных ситуациях, которые могут стать причиной беды.

Декабрь

Консультация

Осторожно – праздничный стол!

Мед. работник

Привлечь внимание родителей к профилактике пищевых отравлений, переедания, «вреде» и пользе продуктов питания

2.5.Ресурсы

2.5.1. Кадровые ресурсы

Программу реализует  воспитатель реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями (проводит мероприятия по экологической безопасности),  в тесном сотрудничестве с педагогами реабилитационного отделения:

 -- инструктор по труду (познакомит с  бытовыми электроприборами и научит детей технике безопасности с ними),

- старшая  медицинская сестра (познакомит детей и родителей с основами оказания первой медицинской помощи).

2.5.2. Материально-технические ресурсы

Кабинет №226 оборудован материалами по ОБЖ: пособия по основам безопасности жизнедеятельности, экологическому воспитанию, дидактические игры по правилам дорожного движения, экологической направленности, иллюстрации, плакаты, дидактический материал в картинках.

Наглядно игровые пособия: светофоры, автомашины разного размера и назначения, комплекс крупногабаритных машин, дорожный знак «Зебра», игрушки заместители для сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игры: «Опасно - неопасно», «Дорожные знаки», «Светофор», «Опасные предметы» и др.

Набор иллюстраций по пожарной безопасности, плакат «Осторожно дорога».

2.5.3.Информационные ресурсы

- официальный сайт Администрации города  Урая - http://old.uray.ru/ ;

сайт БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» -http://impulsuray.ru/;

-телерадиокомпания "Спектр+" ООО «Медиа-холдинг "Западная Сибирь»

- городская газета «Знамя»;

- городская газета «64 меридиан»;

- городская газета «Интерес»;

-интернет-сообщества инновационных образовательных программ, проектов и идей «На пути к успеху» Центр «Пед Тест»;

-институт развития современного образования «Сократ»  «Профессиональный рост».

2.5.4.Методические ресурсы

Контрольно – диагностические  методики, применяемые в работе с детьми

-Разбор практических ситуаций по Основы безопасности жизнедеятельности. Стеркина Р. Б., Князева О. Л., Авдеева  Н. Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» – М.: Просвещение, 2007.; Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. – М.: 2012.

Методические материалы, применяемые в работе с целевой группой

  • Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство АСТ, 2010.
  • Стеркина Р. Б., Князева О. Л., Авдеева  Н. Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» – М.: Просвещение, 2007.

  • Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  • Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. – М.: 2012.

  • Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.

  1.  Контроль и управление программой

ДЕТИ 4-18 лет

с ограниченнымивозможностями

РОДИТЕЛИ

(законные представители)

В программе применяются приемы педагогического контроля, оценки и стимулирования деятельности  участников. В качестве педагогического контроля используется наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе выполнения практических работ, а также тесты. Поддерживается и стимулируется творческая активность участников, детей – инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями в ходе проведения мероприятий по ОБЖ.

Контроль за исполнением плана мероприятий в рамках реализации программы осуществляет заведующий реабилитационным отделением для детей и подростков с ограниченными возможностями.  Воспитатель осуществляет самоконтроль. По итогам реализации творческий отчет о реализации программы воспитателем представляется экспертно – методическому совету учреждения.

  1.  Результаты

2.7.1. Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

Решение поставленных задач программы  позволит добиться предполагаемых результатов и определить эффективность реализации мероприятий в соответствии с критериями эффективности (таблица 4).

Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

Табл.4

Наименование

задачи

Ожидаемый  результат

Критерии эффективности

  1. Организовать предметно-пространственную развивающую среду для проведения занятий по основам безопасности жизнедеятельности.

На 40% укомплектована

предметно-пространственная развивающая среда: материалами  по основам безопасности жизнедеятельности.

Анализ укомплектованности предметно-развивающей среды, материалами и оборудованием

  1. Выявить детей с ограниченными возможностями  в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Формирование группы из числа детей с ограниченными возможностями.

85% охват детей с ограниченными возможностями по обучению основам безопасности жизнедеятельности.

  1. Разработать календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности.

Разработан календарно-тематический план.

Использование календарно-тематического плана при проведении занятий.

  1. Изучить литературу по теме «Основы безопасности жизнедеятельности»  

Повышение профессиональной компетентности специалистов.

Перечень изученной и включённой в работу литературы.

  1. Проводить занятия с детьми по правилам безопасного поведения на улице, дома, на природе, при общении с незнакомыми людьми, оказание первой медицинской помощи.

Программными мероприятиями в течение года будет охвачено 60% детей с ограниченными возможностями.

Сформируются   навыки безопасного поведения детей с ограниченными возможностями.

  1. Привлечь  родителей к мероприятиям по основам безопасности жизнедеятельности.

Увеличение доли родителей  до 80% обучающих детей основам безопасности жизнедеятельности от количества детей охваченных программой.

  • 20%  родителей, активных участников реализации программы.
  1. Определить уровень знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.

У 30% детей повысятся знания по ОБЖ

Проведение диагностики

  1. Укреплять взаимодействие реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченным возможностями  и ГИБДД, МЧС через проведение совместных профилактических мероприятий с детьми, родителями (законными представителями).

Разработка  межведомственного взаимодействия с учреждениями ГИБДД, МЧС по выявлению и предупреждению случаев опасных для жизни и здоровья детей, к программе привлечены не менее 2-х социальных партнёров.

Количество проведённых совместных мероприятий ГИБДД и  МЧС.

2.8.  Список литературы

  1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2007.
  3. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. – М.: 2012.
  4. Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство АСТ, 2010.
  5.  Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.
  6. Статистические данные

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Оценка знаний  у детей от 4 до 6  лет по  реализации программы об основах  безопасности жизнедеятельности

В результате реализации данной программы ребенок:

  • Называет разные предметы; которые их окружают в помещениях, на участке. На улице; знать их значение (определять цвет, форму величину, объяснять целесообразность изготовления предмета из определённого материала);
  • Рассказывать о своём родном городе (устанавливать связь между назначением и строением, расширять знания об общественном транспорте);
  • Соблюдать правила поведения в помещении, на улице (дорожные правила), в общественных местах;
  • Выполнять культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, пользоваться расчёской, носовым платком.Правильно пользоваться столовыми приборами);
  • Заботиться о своем здоровье (делать зарядку, участвовать в физкультурных досугах);
  • ориентироваться в окружающем пространстве.

Оценка знаний у детей от 6 до 13  лет по  реализации программы об основах  безопасности жизнедеятельности

В результате реализации данной программы ребенок:

  • Знает домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей;
  • Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
  • Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах;
  • Заботится о своем здоровье(соблюдает  и выполняет культурно-гигиенические навыки);
  • Способен ориентироваться в окружающем пространстве, знает  знаковые обозначения;
  • Устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относится к природе;
  • Познакомился с правилами пользования  бытовыми приборами, опасными предметами, быть осторожным в обращении с огнем;
  • Способен использовать свой познавательный опыт в разных видах деятельности (в игре, труде, общении).

Оценка знаний у детей от 13 до 18  лет  по  реализации программы об основах  безопасности жизнедеятельности

В результате реализации данной программы ребенок:

  • Знает домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; номера телефонов экстренных служб;
  • Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
  • Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах;
  • Заботится о своем здоровье (знает строение тела человека, соблюдает  и выполняет культурно-гигиенические навыки);
  • Способен ориентироваться в окружающем пространстве,  пользоваться знаковыми обозначениями;
  • Устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относится к природе;
  • Научился с осторожностью пользоваться бытовыми приборами, опасными предметами, быть осторожным в обращении с огнем;
  • Способен использовать свой познавательный опыт в разных ситуациях и видах деятельности (в игре, труде, общении

Приложение №2

Дидактические игры  по основам безопасности жизнедеятельности

Игра «ОПАСНО – НЕОПАСНО»

Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудованиенабор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться

Игра «ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»

Цельобратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет. Дети должны выслушать

ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.  

Игра «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»

Цельстимулировать развитие связной речи.

Игровые правиласоставлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.

Игровые действиясоставлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.

Игра «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками.

Варианты игры

«Разное среди общего»            

 Детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что они обозначают.

«Играем сами»                      

Детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуациями. Ребята должны правильно подобрать дорожные знаки к картинкам, затем обосновать свой выбор.

Игра «СВЕТОФОР»

Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора.

Дети и взрослый рассматривают светофор, закрепляют значение цветов. Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль «светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

Игра «ПОЖАРООПАСНЫЕПРЕДМЕТЫ»

Цельстимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действияназывать предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правилаузнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.

Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт,  режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время: «Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»

Памятки для родителей и детей  по безопасности  в каникулярное время:«Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»    Актуальность и просто жизненная не...