Конспект урока чтения на тему: "Дифференциация звуков С - Ш"
план-конспект урока по теме

Савельева Юлия Сергеевна

для учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока42.5 КБ
Файл prezentatsiya_na_otkrytyy_urok.pptx939.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш].

Цель: Закреплять правильное произношение звуков [С] – [Ш] в слогах,  словах, предложениях.

Коррекционно – образовательные: совершенствовать умение детей различать эти звуки на слух и в произношении, соотносить звуки с буквами; совершенствовать грамматический строй речи; уточнение и обогащение словарного запаса детей;

Коррекционно – развивающие: развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;

Коррекционно – воспитательные: воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование:  конспект урока чтения, букварь, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости (включается музыка из м-ф «Маша и медведь»)

  1. Психологический настрой на занятие.

- Вы узнали эту песню? Кто ее поет? (Маша!)

- Да ребята, правильно! Маша-шалунья приехала к нам в гости! Я вижу, что вы улыбнулись, значит, наш урок  мы начнем с улыбкой и хорошим настроением!

- Наша Маша непростая, любопытная и озорная! Ей все очень интересно, она хочет посмотреть, что вы умеете делать и поиграть с вами. Давайте поиграем с Машей и покажем ей все, что мы умеем (голос Маши: «Поиграй со мной!»)

- Вы готовы, ребята?

Но, прежде чем, мы с вами начнем играть с Машей, давайте подготовим наш язычок и наши пальчики к работе.

  1. Пальчиковая гимнастика

Лодочка

Две ладошки прижму, И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Молодцы, а теперь, давайте подготовим наш язычок к работе.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Как язычок умеет наш работать,

Покажем мы для Маши и гостей.

Глазами в зеркало смотри

И все движенья повтори.

 «МАЛЯР»

 «ЛОШАДКА»

«КАЧЕЛИ»

«ЧАСИКИ»

-Молодцы, ребята! Язычок ваш потрудился на славу!

  1. Определение темы урока.

 - Ребята, сегодня мы будем работать над смешиваемыми звуками, а над какими именно, вы узнаете, когда  отгадаете загадки Маши, по первому звуку отгадки.

Загадка 1.

                      Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается (собака)

Загадка 2.

                      Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.

                      Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода (шарф)

- Назовите первые звуки в словах – отгадках! (С, Ш)

- Правильно!

- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня различать?

- Итак, на сегодняшнем уроке мы будем различать звуки [С] – [Ш].

  1. Характеристика звуков.

Давайте споем песенку насоса – ссссссс.

С- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.  Посередине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают, горлышко отдыхает.

Давайте споем песенку змеи?  ШШШШШ

Звук [Ш] – губы вытянуты вперед, округлены, видны зубки, язык принимает форму чашечки, и поднят вверх. Посередине языка идет теплая, воздушная струя воздуха.

Теперь, давайте вспомним, какой у нас звук С, гласный или согласный, почему? Какой буквой обозначается? Звук Ш, гласный или согласный? Какой буквой обозначается? В домик, с какой крышей мы заселим наши буквы?

6. Развитие фонематического восприятия.

- Сейчас мы поиграем, и  вы покажете Маше, как ваши ушки умеют хорошо слышать и различать звуки [Ш] и [С].

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если я скажу слово со звуком [С], то вы топните ножкой, а если со звуком [Ш], то хлопните в ладоши. Слова (СУК, СЫН, ШАГ, НОС, ШУМ, ШУТКА, СУП, МЕШОК, ОСА, БУСЫ, ШАПКА, ШИНА, КОСЫ, КОШКА, ВКУС, МЫШЬ, КАКТУС, КАМЫШ).

  1. Физкультминутка.

Мы хлопаем в ладоши: хлоп, хлоп
(хлопки над головой).
Мы топаем ногами: топ, топ
(высоко поднимаем колени),
Качаем головой
(головой вперед назад подвигать).
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить).

  1. Дифференциация С – Ш в слогах.

- Ребята, вы заметили, что Маша к нам приехала на паровозике и в каждом вагончике привезла для вас задание. В первом вагоне задание для каждого, прочти слоговые ряды. Покажите Маше, как вы умеете правильно и красиво читать.

 Са-ша,  ша-са,  ас-аш,  са-шо, со-шо,  шо-со,  ос-ош,  су-ши,

 су-шу,  шу-су,  ус-уш,  ши-су,  сы-ши,  ши-сы,  ыс-ыш,  сы-ша.    

- Вы хорошо справились с эти заданием, переходим к следующему.

Вы знаете, что на страницах нашего букваря нас сопровождает мальчик по имени Вова, давайте и ему покажем, как мы правильно, красиво, четко умеем читать.

Но, для начала, дадим нашим глазкам немножко отдохнуть.

  1. Физминутка для глаз

10. Дифференциация звуков в словах.

Игра: «Помести жителя в свой домик»

11. Работа с перфокартами.

Вставить пропущенные буквы С и Ш с опорой на картинки.

- Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Вы ее скорей найдите

И в слова свои впишите!

У лисы пу__шистый  хво__т.

Светит ве__елое  солны__ко.

У Ма__и   __мешные шары.

Са__а  моет малы__а.

Дети выполняют. «Вот это здорово!» (голос Маши ).

12. Итог урока.

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Что вам понравилось на уроке?

- Вы хорошо отвечали, справились со всеми Машиными заданиями и за это она дарит вам подарки (раскраски). Дома вы их раскрасите карандашами. Маша говорит вам до свидания, ей пора возвращаться в лес к медведю. Урок окончен закончено.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

C ш

Слайд 4

Са – ша Ш у – су Ша – са Ус – уш Ас – аш Ш и - су Са – шо С ы – ши Со – шо Ш и - сы Шо – со Ы с – ыш Ос – ош С ы – ша Су – ши Су – шу

Слайд 5

Размести каждого жителя в свой домик

Слайд 11

У Пушистый Светит веселое У Маши смешные Саша моет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Конспект занятия по логопедии. Тема: "Дифференциация звуков Ш-Ж".

Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение....

Конспект урока по предмету чтение на тему: "Дифференциация звуков В - Ф"

Конспект урока по предмету чтение в 7 классе коррекционной школы....

Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс

Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он  построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....

конспект урока чтения в 1 классе по теме:«Дифференциация звуков и букв Ж-Ш».

Цель: формирование понятия о дифференциации звуков и букв ж-шЗадачи:...