"Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."
методическая разработка на тему

Аксенова Елена Михайловна

Создание психологически комфортной образовательной среды

для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

 

БУЛЛИНГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulling.docx413.45 КБ

Предварительный просмотр:

Создание психологически комфортной образовательной среды

для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

БУЛЛИНГ

Аксёнова Е.М., учитель-дефектолог

Буллинг – достаточно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. И хотя для нас это слово – новое, явление, которое оно означает, к сожалению, нам хорошо известно, и представляет собой одну из актуальных проблем современности.

В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. Буллингом можно считать умышленное, не носящее характера самозащиты и не санкционированное нормативно-правовыми актами государства, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определённые преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определённой личной целью.

            Тра́вля или бу́ллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Буллинг является разновидностью насилия и, в свою очередь, также может выражаться по-разному, т.е. имеет свои виды.

Основные виды буллинга:

  • буллинг в школе;
  • буллинг на рабочем месте;
  • буллинг в армии («дедовщина»);
  • кибербуллинг (насилие в информационном пространстве).

Остановимся на школьном буллинге, т.е. на том, который происходит в связи со школьным образованием: в школе либо за её пределами.

Школьный буллинг следует разделить на две основные формы:

1. Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;

  • сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:

  • вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
  • обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
  • запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
  • изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
  • вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
  • повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
  • школьный кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.). 

кибербуллинг

Буллинг – в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический.                                            

Буллинг в школе также может быть характерен и для поведения взрослых: унижение ученика, который успешен (не успешен) в учебе или уязвим в межличностных отношениях; негативные или саркастические высказывания по поводу внешности (национальности) обучающегося, устрашающие и угрожающие жесты или выражения.

Причины жестокого поведения детей различны: чувство неприязни, месть, зависть, борьба за власть, нейтрализация соперника, подчинение лидеру, самоутверждение, а также удовлетворение садистических потребностей отдельных личностей.

http://psypress.ru/files/26802/deal-school-age-bullying-800x800.jpg

В психолого-педагогической литературе выделяют четыре компонента буллинга:

  • агрессивное и негативное поведение,
  • регулярность осуществления,
  • дисбаланс власти в отношениях участников,
  • умышленность.

Исследователи выделяют основные факторы,  которые относят ребенка к группе риска по буллингу:

-множественный стресс (жертвы травли обременены множеством проблем - слабое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности);

-провоцирующие особенности жертвы (особенности их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим фактором  для большинства их условно толерантных ровесников);

-стигматизация (расовые и физические особенности ребенка).

http://tutknow.ru/uploads/posts/2016-08/1471032236_bulling-v-shkole.jpg

Наиболее часто жертвами насилия становятся дети, имеющие некоторые отличия от основной массы детей: физические недостатки, болезни (эпилепсия, тики, гиперкинезы, энурез, энкопрез и т.д.); особенности поведения (замкнутость, чувствительность, застенчивость, тревожность, импульсивность); специфические особенности внешности (рыжие волосы, особая форма ушей, носа, головы, вес тела и т.д.); недостаточно развитые социальные навыки (отсутствие друзей, недостаток опыта жизни в коллективе, «домашние» дети, дети со школьной фобией) и т.д.

Таким образом, становится очевидным, что ребенок с  отклонениями в развитии с большой вероятностью может попасть в ситуацию школьной травли.

В инклюзивном классе риск возникновения буллинга может определяться несколькими факторами:

-наличие у детей с ОВЗ специфических физических и психологических особенностей;

-психологическая неготовность нормально развивающихся детей к общению с детьми с ОВЗ (малый опыт включения детей с недостатками в развитии в общеобразовательные классы, обучение детей в интернатных условиях, надомные формы образования детей с тяжелыми недостатками в развитии привели к психологической неготовности к общению с «особыми» сверстниками);

-недостаток специальных психологических знаний у педагогов о детях с ОВЗ (их умственных способностях, личностных особенностях, специфических трудностях установления межличностных взаимоотношений в коллективе);

-недостаток методических разработок для педагогов инклюзивных классов по организации взаимодействия между обучающимися с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ;

-профессиональное выгорание педагогов, приводящее к потере чувствительности к происходящему в школьной группе;

-низкий уровень просвещенности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Таким образом, можно сделать вывод, что школьный буллинг – явление системное и комплексное. Появление инклюзивной формы обучения детей с ОВЗ ведет за собой новые проблемы, требующие анализа факторов риска возникновения буллинга, его механизмов, форм, особенностей поведения участников и условий формирования благоприятных межличностных взаимодействий в инклюзивных школах.

Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей государства, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды  для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."...

"Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях миграционных процессов".

Обучение и воспитание детей с билингвизмом в условиях интернальной интеграции с специальной (коррекционной) школе...

Публикация в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции "Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проверка и оценка достижений младших школьников с нарушением интеллекта является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.  Ц...

Публикация в сборнике "Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему: "Воспитание нравственного сознания в условиях коррекционной школы"...