Статья Развитие зрительного восприятия
статья на тему

Номоконова Полина Олеговна

Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного  возраста  с интеллектуальной недостаточностью.

 Исследование особенностей зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_zritelnogo_vospriyatiya.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Номоконова Полина Олеговна

Учитель-дефектолог МОУ «АСОШ №4»

Агинский район п.Агинское

Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного             возраста                 с интеллектуальной недостаточностью.

 Исследование особенностей зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

 Актуальность проблемы заключается в том, что всё большему числу детей ставится диагноз – умственная отсталость. Развитие восприятия происходит у этих детей неравномерно. Усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. Весьма сложными оказываются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учётом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения.

        Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей  подробно изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева, Ж. И. Шиф и др.).

В своей практике я  использую следующие методики диагностики уровня развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью:

  • Катаевой А.А., Стребелевой Е. А.:
  1. Методика "Цвета";
  2. Методика "Формы";
  • Семаго Н.Я.. Семаго М.М.:
  1. «Узнавание недорисованных изображений»;
  2. «Узнавание наложенных изображений»;
  3. «Узнавание перечёркнутых изображений»;
  4. «Узнавание реалистичных изображений»;
  5. «Складывание разрезных картинок»

• Забрамной С.Д., Боровик О.В.:

1)«Прогрессивные матрицы Равена»

Восприятие детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста характеризуется сниженным темпом и слабой дифференцированностью. Наряду с этим выделяются такие особенности восприятия детей с нарушением интеллекта как неточность, бедность, узость, нарушение целенаправленности, избирательности, осмысленности, константности и обобщённости.

Как показывают исследования, дефекты перцептивной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в процессе целенаправленной работы учителя-дефектолога.

В своей работе с целью коррекции зрительного восприятия применяю  коррекционно-развивающий комплекс  по направлениям: восприятие формы, величины, цвета, пространства, целостное восприятие предмета. Использую разнообразные приёмы и методы, направленные на развитие зрительного восприятия :рисование, конструирование, узнавание предметов по их частям, различение и называние наиболее распространённых фигур, зрительное восприятия одних предметов, частично перекрытых другими, узнавание и узнавание предметов и их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении, нахождение предмета по признаку единственного сходства, единственного различия в ряду других предметов с обоснованием выбора.

Общее число занятий: 12, 2  раза в неделю. Продолжительность занятий: 30 минут.

       После проведения коррекционно-развивающего комплекса занятий уровень развития зрительного восприятия у детей с умственной отсталостью значительно повысился, что доказывают результаты вторичной диагностики.

    Таким образом, обучающиеся с нарушением интеллекта нуждаются в коррекционно-развивающей  работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов, направленных на развитие зрительного восприятия.


                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.

2.Коррекционная педагогика в начальном образовании // Под ред. Кумариной Г.Ф. -     М., 1997.  

3.Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. - М., 1999.

 4.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекса. - М., 2001.

 5.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»

Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....

Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида

В 2002 г. МО РФ утвержден учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IY вида, отражающий специфику обучения слабовидящих детей и содержащий ряд коррекционных предметов, в частно...

Статья «Развитие зрительного анализа и синтеза и формирование зрительно-пространственных представлений»

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв. Несформированность этой функции приводит к появлению оптической д...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА» НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Для ребенка оказывается важным высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием д...

Картотека дидактических игр. Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы

Картотека дидактических игр, направленных на развитие зрительного восприятия и восприятия формы...