Рабочая программа "Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования навыков чтения".
рабочая программа на тему

Елена Владимировна Селиванова

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. У детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

   Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме этого выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатично. У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи есть. В связи с этим была разработана программа  для проведения коррекционно - развивающей работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет с задержкой психического развития и не посещающих детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._podgotovka_k_shkole.docx51.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к
школьному обучению посредством формирования навыков чтения

Составитель:

Селиванова Елена Владимировна,

Педагог-психолог

Москва 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        8

МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ        13

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        14

ПРИЛОЖЕНИЕ        16


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. У детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

   Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме этого выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатично. У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи есть. В связи с этим была разработана программа  для проведения коррекционно - развивающей работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет с задержкой психического развития и не посещающих детский сад.

   В основу рабочей программы положены нормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации, методические рекомендации  и базовые государственные программы.

 Основополагающие документы:

  1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7 ФКЗ).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Постановление Главного государственного  санитарного врача Российской Федерации  от 22 июля 2010г. № 91  г. Москва  «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009г. №373;  в ред. от 11 февраля 2013г. №26993.
  5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (ФГТ дошкольного образования),  от 16 марта 2010г. №16299.
  6. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016гг.)  развития образования города Москвы («Столичное образование». Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом      Президента  РФ от 01. 06. 2012г. №761).
  7. Устав ГБОУ ЦПМСС «Северо-Восток» (ред.  от  14 ноября 2011г.) .  
  8.  Должностные инструкции педагога дополнительного образования.
  9. Шевченко  С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР М., Школьная пресса 2005г.
  10. Костенкова Ю. А. Дети с ЗПР (особенности речи, письма, чтения) М., Школьная пресса 2004г.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

   Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М. С. Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития предложенная К.С.Лебединской в 1982г., которая отражает механизмы нарушения познавательной деятельности и причину возникновения задержки психического развития, выделяя четыре её типа: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.

   Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

   Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития
церебрально-органического происхождения, при которой наиболее стойкие
нарушения     темпа     психического     созревания     осложнены рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств, особенно нуждаются в специальных  условиях  обучения. Дети, имеющие задержку психического развития конституционального и соматогенного происхождения, могут обучаться в условиях общеобразовательной школы при оказании им специальной помощи со стороны педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда. Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией, и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие использования синтаксических и недостаток морфологических форм затрудняют развернутое высказывание.

   По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у  детей с ЗПР выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функций речи и речевого общения.  Следовательно, дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях. Они с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в пропедевтической и коррекционной работе с данной категорией детей.

   Дети с ЗПР в 6-7-летнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности. Внимание у таких детей низкой концентрации, для них характерна повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение учебных и внеучебных заданий.

   Во всех видах мыслительной деятельности у детей с ЗПР обнаруживается отставание:  затруднение в объяснении причинно-следственных связей, в анализе словесно-логического мышления. Для них характерен недостаточно высокий   уровень   сформированности   всех   основных   интеллектуальных операций:     анализа,     обобщения,    абстракции,     переноса.     Слабая сформированность обобщающей функции слова обуславливает трудности в овладении детьми родовыми  понятиями  -  показателями  запаса видовых конкретных понятий  и умений  самостоятельно выделять существенные признаки   однородной   группы   предметов.   У   детей   обнаруживаются недостаточная    гибкость   мышления,    к   стереотипным   решениям, использование неадекватных способов действия.

   Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребёнок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления перенос усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания позволяет более высоко оценивать потенциальные возможности психического развития детей.

   Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развёрнутость высказывания.

Подготовка к  обучению грамоте ребёнка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития у него положительных качеств личности.

   Методологическое обоснование программы

  1. Дети с временной задержкой психического развития Певзнер М. С., Власова Т. А.
  2. Актуальность  проблемы диагностики задержки психического развития детей  Лебединская К. С.
  3. Каждому ребенку – надлежащее обучение и воспитание Власова Т. А. (Дети с временными задержками развития)
  4. Практические рекомендации составлены на основе имеющихся разработок в коррекционной педагогике Шевченко  С. Г.,
  5. Практические рекомендации составлены на основе имеющихся разработок в дошкольной педагогике  Безруких М. М.

   Основными принципами коррекционно-развивающией работы  являются:

  • принцип доступности;
  • принцип оптимального сочетания  словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения;  
  • принцип создания оптимальных условий для обучения;
  • принцип прочности и действенности результатов;
  • принцип коррекционной направленности;
  • принцип преемственности между обучающими; обучающимися и родителями.

   Актуальность программы  направлена на воспитание и  формирование предпосылок универсальных учебных действий, что способствует  усвоению дошкольниками обучению грамоте,  умению применять полученные знания на практике,  путем сознательного и активного присвоение нового опыта. Данная программа может использоваться педагогами,  родителями при организации самостоятельной коррекционной работы с детьми.

   Новизна программы заключается в оказании специальной коррекционно-развивающей помощи дошкольникам, в помощи при формировании учебной деятельности, которая позволяет избежать трудностей в овладении  школьно-значимых функциях при поступлении в  первый класс. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
 
 Социальная значимость программы  заключается в преемственности между дошкольным и школьным образованием, что позволяет развивать  потенциальные возможности ребенка, обеспечивать  постепенный переход от непосредственности к произвольности, учитывать  «зоны ближайшего развития», создавать условия  для включения ребенка в социальные формы общения.

        Цель программы: адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям, формирование элементарных навыков универсальных учебных действий, коммуникативных и речевых компетенций, создание   предпосылок к школьному обучению и условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи программы

   образовательные:

  • формировать и развивать звукобуквенный анализ;
  • формировать первоначальные навыки чтения;
  • формировать и развивать  графические навыки,  правильную посадку;

 коррекционно-развивающие:

  • развивать высшие психические функции и познавательные процессы;
  • развивать психофизические функции, обеспечивающие готовность к обучению;
  • организовывать благоприятную социальную среду;

    воспитательные:

  •   формировать  коммуникативные  навыки общения с окружающими; умение работать в коллективе
  •   сверстников;
  •   формировать диалогическую и монологическую формы речи;
  •   формировать  духовно-нравственные установки и ориентации.

   Единство указанных задач определяет направления работы, позволяющей обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к обучению грамоте  детей с ЗПР.

Основные направления работы

  1. Совершенствование движений  и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.
  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
  1. Развитие основных мыслительных операций:
  • навыков соотносительного  анализа;
  • навыков группировки и классификации;
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
  1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного  мышления;
  • развитие словесно-логического мышления;
  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (чтение по ролям, драматизация).
  2. Расширение представлений о мире и обогащение словаря.
  3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

   Целевая группа – дети дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития.

    Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год обучения. Общая  продолжительность обучения составляет 36 часов, продолжительность занятия у дошкольников один раз в неделю по 30 минут (1 академический час).

Формы и методы работы:  занятия проводятся в мине-группе или в группе.  Методы: анализ медицинской документации, анкеты и памятки для родителей, беседа с ребенком и родителями, диагностика ребенка,  наблюдение за деятельностью ребенка, коррекционно-развивающие занятия; работа с родителями по актуализации их собственной активности в выполнении домашних заданий с ребенком.

Ожидаемые результаты реализации программы

   В соответствии  с требованиями  ФГТ  у дошкольников с ЗПР должны быть сформированы предпосылки   универсальных  учебных действий:

Личностные:

  •     мотивационные и коммуникативные; формирование самооценки при подготовке к обучению в школе,  положительное отношение к школьному обучению;
  • правильно сидеть за партой;
  • работать самостоятельно;
  • наводить порядок на парте;
  • при неудаче принимать помощь взрослых, не отказываться от выполнения задания.

Познавательные:

  • знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением  недостающих элементов;
  • сравнение и сопоставление;
  • выделение общего и различного;
  • осуществление классификации;
  • установление аналогии;
  • самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

  • осуществление действия по образцу и заданному правилу;
  • сохранение заданной цели;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • осуществление контроля своей деятельности по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные:

  • овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника;
  • слушать и слышать педагога, выполнять его инструкцию.

К концу учебного года   по формированию навыков чтения  ребенок

 узнает:

  • буквы русского алфавита.

научится:

  • печатать буквы русского алфавита в клетке;
  • понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;
  • определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
  • различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие звуки;
  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат,  мягкие согласные – зеленый квадрат);
  • записывать слово условными обозначениями, буквами;
  • соотносить звук и букву;
  • печатать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
  • определять ударный слог ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
  • проводить звукобуквенный анализ слов;
  • читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;
  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Всего

часов

1.

Диагностическое обследование. Инструктаж по правилам поведения и  технике безопасности.

1

2.

 Речь устная и письменная.

1

3.

Слог, деление слов на слоги.

1

4.

Ударение. Выделение ударного слога в слове.

1

5.

Звуки [a],  [о]. Буквы А, О.

1

6.

Звуки [и],  [ы]. Буквы И, ы.

1

7.

Звук [у]. Буква У. Закрепление знаний о пройденных гласных звуках и буквах.

1

8.

 Звуки [н], [н’]. Буква Н.  Чтение слогов и слов с буквой Н.

1

9.

Звуки [c], [c’]. Буква С. Чтение слогов и слов буквой С.

1

10.

Звуки [к], [к’].  Буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

1

11.

Звуки [т], [т’].  Буква Т. Чтение слогов и слов с буквой Т.

1

12.

Звуки [л], [л’].   Буква Л. Чтение слогов и слов с буквой Л.

1

13.

Звуки [р], [р’].   Буква Р. Чтение слогов и слов с буквой Р.

1

14.

Звуки [р], [р’].   Буква Р. Чтение слогов и слов с буквой Р.

1

15.

Звук [э]. Буква Е. Чтение слогов и слов с буквой Е.

1

16.

Звуки [п], [п’]. Буква П. Чтение слогов и слов с буквой П.

1

17.

Инструктаж по правилам поведения и по технике безопасности. Звуки [м], [м’]. Буква М. Чтение слогов и слов с буквой М.

1

18.

Звуки [з], [з’].  Буква З. Чтение слогов и слов с буквой З.

1

19.

Звуки [б], [б’], [д], [д’].  Буквы Б, Д. Чтение слогов и слов с буквами Б, Д.

1

20.

Звук [а]. Буква Я. Чтение слогов и слов с буквой Я.

1

21.

 Звуки [г], [г’].  Буква Г. Чтение слогов и слов с буквой Г.

1

22.

Звук [ч’].  Буква Ч. Чтение слогов и слов с буквой Ч.

1

23.

Буква мягкий знак – показатель мягкости согласных. Чтение слов  и предложений с ь.

1

24

Звук [ш]. Буква Ш. Чтение слогов и слов с буквой Ш.

1

25.

Звук [ж], буква Ж. Чтение слогов и слов с буквой Ж.

1

26.

Звук [о].  Буква Ё. Чтение слогов и слов с буквой Ё.

1

27.

Звук [j].  Буква Й. Чтение  слов и предложений  с буквой Й.

1

28.

Звуки [х], [х’].   Буква Х. Чтение слогов и слов с буквой Х.

1

29.

Звук [у]. Буква Ю. Чтение слогов и слов с буквой Ю.

1

30.

Звук [ц]. Буква Ц. Чтение слогов и слов с буквой Ц.

1

31.

Звук [э].  Буква Э. Чтение слогов и слов с буквой Э.

1

32.

Звук [щ’].   Буква Щ. Чтение слогов и слов с буквой Щ.

1

33.

Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.

1

34.

Разделительные твердый и мягкий знаки.

1

35.

Повторение пройденного. Алфавит.

1

36.

Итоговая диагностика. Рекомендации на лето.

1

Всего:

36

Структура занятия (30 минут).

  1. Организационный момент (1-2 минуты).

             Создать положительный настрой на обучение.

             Основная задача педагога – включить детей в работу с первых   минут занятия.

  1. Актуализация знаний (1-2 минуты).

              Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на   различение

             понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком.     

  1. Подготовительный этап (1-2 минуты).

             Направить внимание детей к изучаемому звуку. Выделение звука в слове, характеристика звука

             (гласный – согласный)

  1. Знакомство  с буквой (7-10 минут).

              Определить связь звука с его графическим образом. Выкладывание буквы из скрепок, пуговиц.

       5.   Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика (3 – 4 минуты).

             Снятие усталости и напряжения.                                                                                                                          

  1. Закрепление полученных знаний  (5-7 минут).

             Совершенствовать навык слогового чтения. Читают слоги, слова с только изученными буквами.

            Работа в тетради на печатной основе «Пишем вместе с азбукой»

  1. Подведение итогов (1-2 минуты).

Рефлексия. Самооценка детей.

  1. Сообщение информации о домашнем задании (3 минуты).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1. Диагностическое обследование. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности (1 час).  Знакомство с ребенком и родителями (беседа, анкетирование). Ознакомление родителей с правилами посещения Центра. Ознакомление детей с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях. Диагностическая обследование: выявление уровня развития мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, зрительно-моторной и слухомоторной координации.

Занятие 2. Речь устная и письменная (1час).

Формирование начальных представлений о понятиях «речь устная и письменная, слово, предложение»;  развитие внимания, фонематического слуха. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Работа в тетради: упражнения на развитие ручной моторики.

 Занятие 3. Слог, деление слов на слоги (1 час).

Формирование представлений у дошкольников  о слоге. Развитие  и отрабатывание умения делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. Графически изображать слова, разделенного на слоги. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Работа в тетради: упражнения на развитие ручной моторики.

  Занятие 4.   Ударение. Выделение ударного слога в слове (1 час).

 Создать условия для формирования правильного  навыка постановки ударения  в словах, определение ударного слога, обозначение ударения на модели слова (схеме); развитие речи дошкольников (составление рассказа по картинке), обогащение словарного запаса.  Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Работа в тетради: упражнения на развитие ручной моторики (штриховка, обводка).

Занятие 5.  Звуки [a],  [о]. Буквы А, О (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [а], [o] в словах. Знакомство  с буквами – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок); развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоят буквы «а, о»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Работа в тетради: упражнения на развитие ручной моторики (печатанье   букв а, о,  А, О).

  

 Занятие 6. Звуки [и],  [ы]. Буквы И, ы (1 час).

 Развитие фонематического слуха: выделение звуков [и], [ы]  в словах. Знакомство с буквами – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоят  буквы «и, ы»). Развитие тонкокоординированных движений: пальчиковая гимнастика. Работа в тетради: упражнения на развитие ручной моторики (печатанье   букв и, ы,  И).  Развитие речи.

Занятие 7. Звук [у]. Буква У. Закрепление знаний о пройденных гласных звуках и буквах (1 час). 

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [у] в словах. Знакомство с буквой «у» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из пуговиц). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «у»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Работа в тетради: упражнения на развитие ручной моторики (печатанье   букв у, У).  Развитие речи. Повторение: запись  печатных букв (Аа, Оо, Уу, Ии, ы). Чтение и печатанье слов ау, уа, иа в тетради.

 

 Занятие 8. Звуки [н], [н’], буква Н.  Чтение слогов и слов с буквой Н (1 час). 

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [н], [н’] в словах. Знакомство с буквой «н» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из пуговиц). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунке (в начале, в середине или в конце стоит буква «н»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика.  Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «н». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «н», слогов, слов.

 Занятие 9. Звуки [c], [c’], буква С. Чтение слогов и слов буквой С (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [c], [c’] в словах. Знакомство с буквой «с» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из пуговиц Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «с».). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика.  Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «с».  Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «с», слогов, слов.

Занятие 10. Звуки [к], [к’],  буква К. Чтение слогов и слов с буквой К (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [к], [к’] в словах. Знакомство с буквой «к» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из пуговиц).  Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «к»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика.  Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «к». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «к», слогов, слов.

Занятие 11. Звуки [т], [т’], буква Т. Чтение слогов и слов с буквой Т (1 час).

 Развитие фонематического слуха: выделение звуков [т], [т’] в словах. Знакомство с буквой «т» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из пуговиц).  Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит «т»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «т». Упражнения на развитие ручной моторики:  печатанье буквы т, слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

Занятие 12. Звуки [л], [л’],   буква Л. Чтение слогов и слов с буквой Л (1 час). 

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [л], [л’] в словах. Знакомство с буквой «л» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из пуговиц). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит  буква «л»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «л». Упражнения на развитие ручной моторики:  печатанье буквы «л», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

Занятие 13.  Звуки [р], [р’],   буква Р. Чтение слогов и слов с буквой Р (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [р], [р’] в словах. Знакомство с буквой «р» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из пуговиц). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит  буква «р»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «р». Упражнения на развитие ручной моторики:  печатанье буквы «р», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

Занятие 14. Звуки [в], [в’],  буква В. Чтение слогов и слов с буквой В (1 час).  

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [в], [в’] в словах. Знакомство с буквой «в» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «в»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «в». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «в», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

 Занятие 15. Звук [э], буква Е. Чтение слогов и слов с буквой Е  (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [э] в словах. Знакомство с буквой «е» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «е»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «е». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «е», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов. Понятие йотированного звука.

Занятие 16. Звуки [п], [п’],  буква П. Чтение слогов и слов с буквой П (1 час). 

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [п], [п’] в словах. Знакомство с буквой «п» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «п»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «п». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «п», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

Занятие 17. Инструктаж по правилам поведения и по технике безопасности в ЦПМСС. Звуки [м], [м’], буква М. Чтение слогов и слов с буквой М (1 час).

 Развитие фонематического слуха: выделение звуков [м], [м’] в словах. Знакомство с буквой «м» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок).  Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «м»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «м». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «м», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

Занятие 18. Звуки [з], [з’], буква З. Чтение слогов и слов с буквой З (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [з], [з’] в словах. Знакомство с буквой «з» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок); развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «з»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «з». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «з», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

Занятие 19. Звуки [б], [б’]; [д], [д’]  и буквы Б, Д. Чтение слогов и слов с буквами Б, Д (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [б], [б’]; [д], [д’] в словах. Знакомство с буквами «б, д» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоят буквы «б, д»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «м». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье букв «б, д», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

Занятие 20. Звук [а], буква Я. Чтение слогов и слов с буквой Я.  (1 час). Развитие фонематического слуха: выделение звуков [а] в словах. Знакомство с буквой «я» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «я»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «я». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «я», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов. Понятие йотированного звука.

Занятие 21. Звуки [г], [г’],  буква Г. Чтение слогов и слов с буквой Г (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [г], [г’] в словах. Знакомство с буквой «г» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, середине или в конце стоит буква «г»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «г». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «г», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

Занятие 22. Звук [ч’],  буква Ч. Чтение слогов и слов с буквой Ч (1 час).

 Развитие фонематического слуха: выделение звуков [ч’] в словах. Знакомство с буквой «ч» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит  буква «ч»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «ч». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «ч», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов и слов.  Выделение  гласных, согласных (мягких звуков).

Занятие 23. Буква мягкий знак – показатель мягкости согласных. Чтение слов и предложений с ь (1 час). Ознакомление дошкольников с буквой мягкий знак, обозначающей мягкость согласных на конце слова. Чтение слов, предложений и коротких рассказов  с новой буквой. Упражнения на развитие ручной моторики.   Печатанье слов и предложений с мягким знаком. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа  слов с мягким знаком.  Выделение  гласных, согласных  (твердых и мягких).

Занятие 24. Звук [ш], буква Ш. Чтение слогов и слов с буквой Ш (30 минут).

Развитие фонематического слуха: выделение звука [ш] в словах. Знакомство с буквой «ш» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, середине или в конце стоит буква «ш»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «ш». Упражнения на развитие ручной моторики:  печатанье буквы «ш», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов и слов.  Выделение  гласных, согласных (твердых звуков).

 Занятие 25. Звук [ж], буква Ж. Чтение слогов и слов с буквой Ж (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звука [ж] в словах. Знакомство с буквой «ж» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «ж»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов, предложений  с буквой «ж». Упражнения на развитие ручной моторики:  печатанье буквы «ж», слогов, слов. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых звуков).

Занятие 26. Звук [о],  буква Ё. Чтение слогов и слов с буквой Ё (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звука [о]  в словах. Знакомство с буквой «ё» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок).  Чтение слов, предложений и коротких рассказов  с буквой «ё». Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «ё», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов. Понятие йотированного звука.

Занятие 27. Звук [j],   буква Й. Чтение  слов и предложений  с буквой Й (1 час).

 Развитие фонематического слуха: выделение звуков [j] в словах. Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «й»). Знакомство с буквой «й» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Чтение  слов, предложений и коротких рассказов  с буквой «й».  Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «й», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (мягких звуков).

Занятие 28 . Звуки [х], [х’],   буква Х. Чтение слогов и слов с буквой Х (30 минут).

 Развитие фонематического слуха: выделение звуков [х], [х’] в словах. Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит  буква «х»). Знакомство с буквой «х» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «х».  Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «х», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов и слов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

Занятие 29. Звук [у], буква Ю. Чтение слогов и слов с буквой Ю (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [у]  в словах. Знакомство с буквой «ю» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «ю»). Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «ю».  Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «ю», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов и слов. Понятие йотированного звука.

Занятие 30. Звук [ц], буква Ц. Чтение слогов и слов с буквой Ц (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [ц] в словах. Знакомство с буквой «ц» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, середине или в конце стоит буква «ц»). Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «ц».  Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «ц», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых звуков).

 

Занятие 31. Звук [э],  буква Э. Чтение слогов и слов с буквой Э (1 час).

 Развитие фонематического слуха: выделение звуков [э] в словах. Знакомство с буквой «э» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит буква «э»). Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «э». Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «э», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов и слов.  Выделение  гласных, согласных (мягких звуков).

Занятие 32. Звук [щ’],   буква Щ. Чтение слогов и слов с буквой Щ (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [щ’] в словах. Знакомство с буквой «щ» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале,  в середине или в конце стоит  буква «щ». Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «щ».  Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «щ», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов и слов.  Выделение  гласных, согласных (мягких звуков).

   

Занятие 33. Звуки [ф], [ф’],   буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф (1 час).

Развитие фонематического слуха: выделение звуков [ф], [ф’] в словах. Знакомство с буквой «ф» – заглавной и строчной. Развитие зрительно-моторной координации (выложи букву из скрепок). Развитие зрительно-пространственной ориентации и зрительной памяти: назови предметы, изображенные на рисунках (в начале, в середине или в конце стоит  буква «ф»). Чтение слогов, слов и предложений  с буквой «ф».  Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие ручной моторики: печатанье буквы «ф», слогов, слов, предложений. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа слогов.  Выделение  гласных, согласных (твердых, мягких звуков).

 

Занятие 34. Разделительные твердый и мягкий знаки (1 час).

 Ознакомление дошкольников с буквами  мягким и твердым  знаками (разделительными). Показать отличие разделительного мягкого и твердого знаков.  Чтение слов, предложений и коротких рассказов  с новыми буквами. Упражнения на развитие ручной моторики.   Печатанье слов и предложений с мягким  и твердым разделительными знаками. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа  слов с мягким (твердым)  знаком.  Выделение  гласных, согласных (твердых и мягких).

Занятие 35. Повторение пройденного. Алфавит (1 час).

 Повторении и закрепление всех изученных букв; умение читать слова, предложения, небольшие рассказы, стихи; умение отвечать на поставленные вопросы.  

Занятие 36. Итоговая диагностика. Рекомендации на лето (1 час).

Закрепление гигиенических правил письма. Диагностика знаний, умений и навыков. Подведение итогов. Рекомендации на лето.

МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Коррекционно-развивающая работа начинается с  диагностического обследования, на котором выясняется   уровень развития речи ребенка: элементарный запас сведений об окружающем мире,  о себе; способность к систематизации и  классификации; умение отвечать на вопросы,  знание букв, работу мелких  мышц пальцев (моторика). По окончании цикла коррекционно-развивающих занятий педагог проводит итоговую диагностику, которая проводится в форме письменных работ: рисования схем слов, предложений, звуковых схем, тестов, диктантов (печатные буквы, слоги, слова), списываний с печатного текста (слов, предложений), а также чтения небольших рассказов, стихотворений, сказок и т.д.

     Родители ребенка присутствует на первичной и итоговой диагностике. На протяжении всех коррекционно-развивающих занятий родители ребенка может присутствовать на всех занятиях, получает от педагога рекомендации,  задания после каждого занятия, могут  задать интересующие их вопросы. С целью выявления положительной динамики, родителям ребенка предлагается анкета в начале и по окончании коррекции (Приложение №1, 2).

   Во время коррекционных занятий ребенок научится  выполнять задание до конца и оценивать качество его выполнения; сможет самостоятельно найти  и исправить ошибку в своей работе. На итоговом занятии педагог  может показать ребенку  его рисунки, графические работы, которые были выполнены   в начале коррекционных занятий и по его окончании, чтобы ребенок мог их сравнить и понять, какие произошли изменения за период работы с ним.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Практическая реализация поставленных задач осуществляется в процессе коррекционно-развивающих занятий, проводимых в ГБОУ ЦПМСС «Северо-Восток» педагогом дополнительного образования, с учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта, СанПиНов, Уставом ЦПМСС  «Северо-Восток» и должностной инструкцией педагога дополнительного образования.

Для реализации данной программы необходимы определенные условия:

1. Материально-технические. Отдельный просторный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН, парты и стулья, соответствующие возрасту обучающихся;   компьютер, магнитная доска, мел, магнитофон, магнитная азбука.

2. Программно-методические. Данная программа с содержанием работы и календарно-тематическим планированием  реализуется именно в той последовательности, в которой  представлена. Необходимая документация педагога дополнительного образования, работающего в учебном учреждении; анкеты для родителей, конспекты занятий, журнал посещаемости занятий.

3. Кадровое условие. Педагог дополнительного образования, владеющий методикой коррекционно-развивающей работы.

4. Учебно-методические пособия.  Учебники по подготовке к  обучению грамоте: Павлова Н.Н. «Азбука с крупными буквами», «Пишем вместе с азбукой», дидактический материал, перфокарты, развивающие и обучающие пособия и игры по обучению грамоте и развитию речи, магнитная азбука (буквы), обучающие CD-диски по обучению грамоте.

Наглядный материал:

  1. Чендулаева Е. Г.  «Грамматика русского языка в таблицах».
  2.  Прописные буквы. Печатные буквы.
  3.  Лента букв
  4.  Картинный словарь (словарные слова).
  5. Набор муляжей (фрукты, овощи).
  6. Рыбы в картинках.
  7.  Транспорт в картинках.
  8.  Птицы в картинках (1,2,3 выпуск).
  9.  Профессии в картинках.
  10.  Головные уборы в картинках.
  11.  Обувь в картинках.
  12.  Домашние животные в картинках.
  13.  Детеныши домашних животных в картинах.
  14.  Дикие животные в картинках.
  15.  Детеныши диких животных в картинках.
  16.  Животные жарких стран в картинках.
  17.  Животные севера в картинках.
  18.  Инструменты в картинках.
  19.  Насекомые в картинках.
  20.  Садовые цветы в картинках.

Игры:

  1. Слова из звуков.
  2. Слова из слогов.
  3. Буквы и цифры.
  4. Гласные и согласные.
  5. От весны до осени.
  6. Букварь в кроссвордах.
  7. Словарик.
  8. Дикие животные (лото).
  9. Домашние животные (лото).
  10.  Обитатели морей (лото).
  11.  Мозаика 120 деталей.
  12.  Пазлы (русские народные сказки).
  13.  Расшифруй слова.
  14.  Логопедическое лото.
  15.  Расскажи сказку.


Образовательные CD диски:

  1. СD  «Баба Яга учится читать».

Работа с родителями: без сотрудничества педагога и родителей успех  в коррекционной работе невозможен. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, на них ложится ответственность за его развитие и воспитание. Включение родителей в коррекционную работу является необходимым условием коррекции. Они должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Существуют разнообразные формы работы с родителями: беседы, консультации, родительские собрания, открытые занятия для родителей, индивидуальные занятия с родителями и их ребенком, «Школа помощи родителям», день открытых дверей, информационный стенд, информационная папка для родителей, анкетирование родителей. Как показывает  опыт и практика, эффективный результат коррекционной работы может быть получен только при взаимосвязи, согласованности  и тесном контакте педагога и родителей.

Литература для родителей:

  1. Безруких М.М. «Трудности обучения в начальной школе» М. Эксмо 2009г.
  2. Безруких М.М. «Почему учиться трудно?» М.. Семья и школа, 1995г.
  3. Безруких  М. М. Ступеньки  к школе (книга для  педагогов и родителей) М., Эксмо 2007г.
  4. Дробинская А.О. «Ребенок с ЗПР. Понять, чтобы помочь» М., «Школьная пресса», 2005г.
  5. Ковинько Л.В. «Воспитание младшего школьника» М., «Академия» 1996г.
  6. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология» М., «Сфера»2001 г.

Темы консультаций для родителей.

  • Помощь родителям слабоуспевающему ученику.
  • Развитие учебных навыков. Помощь ребенку при выполнении домашних заданий.
  • Подготовка  руки ребенка к письму.
  • Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении
  • письму и чтению
  • Школьные трудности медлительных детей.
  • Гиперактивный ребенок и его школьные трудности.
  • Причины возникновения трудностей при изучении русскому языку.
  • Упражнения для развития памяти и внимания.
  • Работа с памятками и опорными таблицами.
  • Типичные ошибки и способы их преодоления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук М., Сфера 2005г.
  2. Безруких М.М  Программа по подготовке детей к школе 4,5-6,5 лет М., Эксмо 2010г.
  3. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. М., Эксмо 2010г.
  4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 1999.
  5. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
  6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., Просвещение 1991г.
  7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М., 2001.
  8. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
  9. Журбина О.А. Дети с ЗПР: подготовка к школе Р.-на- Д., Феникс 2007г.
  10. «Истоки». Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. Новоселова СЛ., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова Т.В. - М., 1995.
  11. Климентьева О.Л.  Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма. М.: Детство-Пресс, 2010г.
  12. Коноваленко С. В. Психологическая профилактика и коррекция  нарушений чтения, письма и счета. М., Книголюб 2007г.
  13. Костенкова Ю. А. Дети с ЗПР (особенности речи, письма, чтения) М., Школьная пресса 2004г.
  14. Морозова И. А. Развитие речевого восприятия (5-6 лет – КРО, конспекты занятий) М., Мозаика-Синтез 2007г.
  15. Морозова И. А. Ознакомление с окружающим миром (6-7 лет – КРО, конспекты занятий) М., Мозаика-Синтез 2007г.
  16. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2003.
  17. Останкова  Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. В., Учитель 2008г.
  18. Поливанова К.Н. Шестилетки. Диагностика готовности к школе. М, Эксмо 2010г.
  19. Павлова Т. А.  Развитие пространственного ориентирования  у дошкольников ЗПР у детей (методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы) Р-на-Д, Феникс 2007г.
  20. Рудченко Л. И. Обучение чтению в коррекционной школе  1 класс (поурочные разработки) В., Учитель 2007г.
  21. Триггер Р. Д. Русский язык. Подготовка к обучению грамоте. М., Владос  2012г.            
  22. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитием речи дошкольников с ЗПР. М., Школьная пресса 2004г.
  23. Шевченко  С. Г. Подготовка детей к школе с ЗПР М., Школьная пресса 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития на психокоррекционных занятиях

Формирование межличностных отношений у старшихдошкольников с ЗПР на психокоррекционных занятиях...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»

        Выбранная  мною  проблема  является  актуальнейшей, т.к.  по  данным  специалистов, количество  дошкольников  с  за...