Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия с первоклассниками на школьном логопункте.
план-конспект на тему

Григорьева Ирина Владимировна

Занятие – закрепление материала по типу игры «Что? Где? Когда?»,  разработано для двух учащихся на этапе автоматизации звука в речи и профилактике дислексии и дисграфии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s_pervoklassnikami.docx358.46 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия с первоклассниками  на школьном логопункте.

Пояснительная записка.

    Конспект логопедического занятия составлен на основе программы Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., с использованием элементов практического материала

Садовниковой И. Н. , Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. , Земцовой О. Н., Киселенко Т. Е.

Занятие – закрепление материала по типу игры «Что? Где? Когда?»,  разработано для двух учащихся на этапе автоматизации звука в речи и профилактике дислексии и дисграфии.

На этапе закрепления правильного произнесения звука в слогах, словах, короткой фразе отрабатывается навык корректного звукопроизношения [Р], в очередной раз уделяется внимание технике произнесения (артикуляционный уклад и сила выдоха), формированию самоконтроля.

На этапе развития навыков выделения заданного звука из слова, соотнесение с буквой формируется умение соотносить предметы на картинках с нужным звуком и нужный звук с соответствующей буквой. Здесь же решается задача профилактики оптических ошибок.

Следующий этап,  развитие  элементов звукобуквенного анализа, предполагает использование умения анализировать буквенный состав слов и синтезировать целые слова, предупреждает ошибки и искажения слов при чтении.

Этап   развитие навыка слогового анализа определяет умение соотносить отдельный слог с целым словом, правильно произносить получившиеся слова, подбирать нужное прилагательное (профилактика аграмматических ошибок при чтении и письме).

 

Цели занятия:

- образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Р].
  • предупредить нарушения  формирующегося навыка чтения и письма.

- коррекционные:  

  • продолжать формировать правильное произнесение звука [Р].
  • формировать навык контроля и самоконтроля произнесения звука [Р].

- воспитательные:

  • воспитывать умение работать в паре.
  • воспитывать умение проявлять взаимовыручку.

Количество учащихся – 2 человека, время – 15 – 20 минут.

Ход занятия:

I Оргмомент.

Уважаемые знатоки! Сегодня мы с вами продолжаем закреплять правильное произношение звука [Р] в речи. Телезрители прислали вам вопросы про этот звук. Мы начинаем игру!! Гонг!

Вращаем волчок, определяем вопрос.

II  Основная часть.

Закрепление правильного произнесения звука в слогах, словах, короткой фразе.

Стрелка остановилась на вопросе с изображением двух говорящих людей. Диалог.  Это означает, что автор данного вопроса просит вас повторить за ним правильно слоги, слова и чистоговорку с нашим любимым звуком. Прочитайте слоги правильно. Первый ученик: РА – РО – РУ – РЫ – РЭ.   Второй ученик: АР – ОР – УР – ЫР – ЭР. (Контроль Р). Где был язык при произнесении [Р]? Кончик языка дрожал или горло? (Язык был наверху, дрожал кончик языка). Слова и чистоговорку повторите каждый за мной. Помните о правильном произнесении [Р]. Слова : (для первого знатока: рама, радио, растение, розы, ручка, рубашка; для второго – шар, вар, пар, топор, узор, костёр, сахар). Чистоговорку повторяем по очереди: «Красной краскою Егор красит крышу и забор».  Молодцы, знатоки! Вопрос взят!

Далее опять вращается волчок.

Развитие навыков выделения заданного звука из слова, соотнесение с буквой.

Выпал вопрос с изображением на карточке  буквы Р, спрятанной за сеткой.                                                                

  Это означает, что телезритель предлагает вам найти на картинки слова, в которых есть звук [Р], а затем и саму букву.  Предъявляется сюжетная иллюстрация формата А4 с изображением предметов, названии которых есть звук Р и тех, где его нет.

 Учащиеся выбирают и называют. Составляем по одному предложению с любым словом. (Ненавязчивый контроль произнесения звука [Р] педагогом).  А теперь на предложенных карточках находим букву Р.

 (Одному ребёнку – где Р в штриховках, а другому – среди других букв).  

И этот вопрос взят! Замечательно! Волчок!!

Развитие  элементов звукобуквенного анализа.  

Следующий вопрос – рассыпанные буквы.

  Телезритель просит вас собрать слова из отдельных букв магнитной азбуки. (Каждому ребёнку своё слово со звуком [Р]. Слова: рука, торт.).  

Взят вопрос!

Развитие навыка слогового анализа.

 Волчок остановился на последнем вопросе с изображением видеокамеры.

 Это видео вопрос от будущего первоклассника. Внимание на экран! (Демонстрируется записанный на видео вопрос от мальчика).

«Уважаемые знатоки! Я тоже скоро пойду в первый класс. Недавно мне попалась загадка, отгадать которую  под силу только с вашей помощью. Надо найти, из какого слова убежал каждый слог. Карточка с заданием перед вами».

Учащиеся соединяют картинку и слог стрелочками на выданной им карточке.

 (Затем к каждому  слову-картинке подбирается соответствующее ему прилагательное).  

III Итог:

Наши знатоки справились со всеми заданиями! Какой звук мы сегодня продолжали произносить правильно! (Р). Какое задание понравилось каждому из вас? (Ответы детей.). Спасибо, уважаемые знатоки! До следующих встреч! А это сладкие призы для восстановления сил и дальнейших побед!

Список литературы.

  1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М. – Гном-Пресс, Новая школа, 1998.
  2. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М., 2011.
  3. Школьник Ю. К. Логопедия. – М., 2006.
  4. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989.
  5. Земцова О. Н. Ожившие буквы. – М., 2005.
  6. Киселенко Т. Е. Сам себе логопед. – Ростов-на-Дону., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового подгруппового логопедического занятия с умственно-отсталыми дошкольниками.Тема:Классификация: дикие животные и птицы

Конспект итогового подгруппового логопедического занятия Конспект итогового подгруппового логопедического занятияТема: Классификация: дикие животные и птицы.Занятие с подгруппой детей (6 чел.), имеющи...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: "Путешествие в цирк"

В данном конспекте представлено использование на логопедическом занятии компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

Конспект индивидуального логопедического занятия для первоклассников, посещающих логопункт и его самоанализ.

Публикуемый материал представляет собой конспект занятия и самоанализ к нему. Материал относится к разделу "Работа с детьми". Может быть интересен и родителям, и педагогам....

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [К] в слогах и словах"

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: " Автоматизация звука [К] в слогах и словах"...

Конспект индивидуально-подгруппового занятия "Путешествие в страну звука [Р]"

Конспект индивидуально-подгруппового занятия "Путешествие в страну звука Р"...