Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)
презентация к уроку на тему

Загородняя Наталья Васильевна

Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.

Один из алгоритмов моей работы, я хочу предложить вашему вниманию.

Свою работу начинаю с обследования ребенка, выявления уровня нервно-психического развития. Основываясь на данных анамнеза и заключении специалистов. Особое внимание заключению невролога.

Уровень нервно-психического развития определяется по диагностике под редакцией Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры.

Данная методика помогает контролировать адекватность поставленных целей в индивидуальной программе развития, позволяет видеть когда и какие изменения необходимо внести в программу развития и содержание индивидуального занятия.

Индивидуальная программа развития.

1.                  Адаптационная;

2.                  Профилактическая;

3.                  Коррекционно-развивающая.

Адаптационная программа необходима детям:

-                   которые длительное время находились в стационаре

(проведение занятий, направленных на установление эмоционального контакта со взрослым);

-                   которые поступают в Дом ребенка из семьи в возрасте после полугода

(установление доверительной связи между взрослыми и малышом, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании).

Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка необходима детям, развитие которых в первые месяцы жизни соответствует возрастной норме. Она должна способствовать с одной стороны устранить вероятности нарастания отставания, а с другой – постоянному ускорению темпа развития ребенка.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создании оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка.

В содержании коррекционно-педагогической работы выделены общеразвивающие и коррекционных направления:

·                    Это развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций, общения детей со взрослым;

·                    Формирование первых контактов между детьми;

·                    Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки;

·                    Развитие движений руки и действий  предметами, общих движений;

·                    Нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции;

·                    Развитие предпосылок активной речи понимания речи;

·                    Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления.

Содержание коррекционно-педагогической работы может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения.

Содержание этих занятий берется из программы О.В. Закревской «Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста».

Работа по развитию движений общих и навыков планируется в соответствии с уровнем по диагностике.

Задачи коррекционной работы с детьми первого года жизни

Первый – второй месяцы жизни

                                           I.                       Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата:

I.Массаж по средствам дифференцированного (при гипотонусе и при гипертонусе) и точечного массажа.

II.Пассивная гимнастика

для губ:

-                собирание губ в «трубочку»;

-                растягивание губ в улыбку;

-                поднимание верхней губы;

-                опускание нижней губы.

для языка: ребенок на животе, голова свисает. (салфеткой захватить язык, покачать вправо-влево)

III.Вокализация выдоха.

В ходе дыхательной гимнастики: с ручками – с потряхиванием развести -вдох, сложить – выдох.

IV. Стимуляция голосовых реакций

а)               в ходе дыхательной гимнастики

б)               эмоционально-речевое общение.

V.Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет (лицо, яркую игрушку):

VI.Учить прислушиваться к голосу взрослого, к звуку погремушки

(свое лицо зафиксировать руками ребенка и разговаривать)

VII.Вызывание I-ой улыбки – рефлекторно (за ушами).

Место занятий: пеленальник, секционный манеж.

Длительность: от 2-3 до 5-6 мин. в зависимости от состояния.

Третий – четвертый месяцы жизни

1.      Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.

2.      Вокализация выдоха.

3.      Стимуляция голосовых реакций: выработка моторных укладов, стимуляция  гуканья, гуления на эмоционально-положительном фоне.

4.      Развитие комплекса оживления (3 мес.),

      эмоционально-положительных ответных реакций (4 мес.)

3.  Развитие зрительного сосредоточения на руках у взрослого (3 мес.), зрительного восприятия – учим узнавать взрослых людей (4 мес.)

4.    Локализация звука в пространстве (3 мес.), развитие слухового восприятия (4 мес.)

5.  Нормализация положения кисти и пальцев рук (3 мес.), формирование зрительно-моторной координации рук (4 мес.)

6.  Учить наталкиваться руками на подвешенные игрушки

Пятый – шестой месяцы жизни

1.                  Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.

2.                  Вокализация выдоха.

3.                  Пассивная артикуляционная гимнастика для губ (в т.ч. с пищевым подкреплением) и языка, для активизации небной занавески, пока ребенок не будет сопротивляться

2.  Стимуляция певучего гуления (5 мес.),

            вызывание первых слогов лепета: создание моторных укладов для губ, перекличка (6 мес.)

3.                 Развитие эмоционально-положительных ответных реакций – тормошения, игра с зеркалом (5 мес.)

4.                 Развитие слухового восприятия: перекличка, слушание различных интонаций (5 мес.), учить реагировать на свое имя (6 мес.)

5.                 Развитие зрительно-моторной координации рук – функции захвата: удерживать в руке игрушку (5 мес.), массаж, учить перекладывать игрушку лежа на спине из руки в руку, свободно брать игрушку лежа на животе (6 мес.)

Седьмой – девятый месяцы жизни

1.                 Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.

2.                 Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха

3.                 Стимуляция лепета: вызывание повторных слогов (7 мес.),

            создание новых укладов, перекличка на эмоционально-речевом фоне (8-9 мес.)

3.                 Развитие предпосылок понимания речи: «Где?» – 1 игрушка (7 мес.), 2-3 игрушки на постоянном месте, разучивание действий «Ладушки», «Дай ручку» (8 мес.), учить находить игрушки в разных местах, разучивание действий «Сорока-сорока», «Ку-ку» - прятки, перед зеркалом (9 мес.)

4.                 Развитие манипуляций с игрушкой:

•              предметные действия – захват, стучать,

            размахивать, перекладывать, бросать,      ощупывать, притягивать (7 мес.),

•              вынимать, снимать, толкать (8 мес.),

•              катать, нажимать, открывать (9 мес.),      

противопоставление большого пальца руки, щипковые движения (8 мес.),

пинцетный захват (9 мес.).

Десятый – двенадцатый месяцы жизни

1.                 Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.

2.                 Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха.

3.                 Стимулирование лепета:

•              вызывание новых слогов + перекличка (10 мес.),

•              первых лепетных слов + показ игрушек с сюрпризным моментом, игрушек в действии (11 мес.),

•              новых слогов и лепетных слов (12 мес.)

4.                 Развитие предпосылок понимания речи:

•              учить находить и приносить знакомые игрушки, выполнять разученные действия, картинка (10 мес.),

•              действия с игрушками и предметами, формировать первые обобщения в понимаемой речи, переносить разученные действия (11 мес.),

•              учить находить названный предмет из 2-3, выполнение поручений, воспроизводить действия по слову (12 мес.)

5.                 Формирование предметных действий:

•              открывать, закрывать, снимать, надевать (10 мес.),

•              башня, пирамидка, орудийные действия (11 мес.),

•              формирование предметной деятельности – учить катать, водить, кормить с различными игрушками, занятие с картинками, пальчиковая гимнастика (12 мес.)           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya-zagorodnyaya_n.v.-2013.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Организация логопедической работы с детьми первого года жизни в условиях Дома ребенка» ГКУЗ НО «Выксунский специализированный Дом ребенка» Учитель-дефектолог: Загородняя Наталья Васильевна

Слайд 2

Актуальность Первый год жизни – важный этап в развитии любого ребенка Специфические особенности воспитанников Дома ребенка Особенности здоровья и нервно-психического развития Условия депривации , в которых дети вынуждены находиться (замкнутость сферы жизнедеятельности, суженность индивидуального опыта)

Слайд 3

Методическое обоснование Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста

Слайд 4

Цель: подбор содержания, методов и приемов работы с детьми первого года жизни, позволяющих осуществить раннюю коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в развитии детей в условиях Дома ребенка Задачи:

Слайд 5

Этапы работы

Слайд 6

Диагностический этап Уровень НПР определяется по диагностике под редакцией Э.Л. Фрухт , Г.В. Пантюхиной , К.Л. Печоры У детей наблюдается: з адержка в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде (до 8 мес.) з адержка в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде (8 мес. – 1 г. 3 мес.) з адержка речевого развития в речевом периоде (после 1 г. 3 мес.)

Слайд 7

Составление индивидуальной программы

Слайд 8

Коррекционная работа

Слайд 9

Задачи коррекционной работы с детьми первого года жизни Первый – второй месяцы жизни Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата: массаж (при гипертонусе – расслабляющий, при гипотонусе – стимулирующий) пассивная гимнастика (для губ, языка) Вокализация выдоха Стимуляция голосовых реакций Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет (1 мес.), длительного зрительного сосредоточения (2 мес.) Развитие умения прислушиваться к голосу взрослого, к звуку погремушки (1 мес.), поисковых движений при длительном звуке (2 мес.) 6. Вызывание улыбки: рефлекторно (1 мес.), в ответ на эмоциональное общение (2 мес.)

Слайд 10

Третий – четвертый месяцы жизни Стимуляция голосовых реакций: выработка моторных укладов, стимуляция гуканья , гуления на эмоционально-положительном фоне Развитие комплекса оживления (3 мес.), эмоционально-положительных ответных реакций (4 мес.) 3. Развитие зрительного сосредоточения на руках у взрослого (3 мес.), зрительного восприятия – учим узнавать взрослых людей (4 мес.) Локализация звука в пространстве (3 мес.), развитие слухового восприятия (4 мес.) 5. Нормализация положения кисти и пальцев рук (3 мес.), формирование зрительно-моторной координации рук (4 мес.) 6. Учить наталкиваться руками на подвешенные игрушки

Слайд 11

Пятый – шестой месяцы жизни Пассивная артикуляционная гимнастика для губ (в т.ч. с пищевым подкреплением), языка, для активизации небной занавески, пока ребенок не будет сопротивляться 2. Стимуляция певучего гуления (5 мес.), вызывание первых слогов лепета : создание моторных укладов для губ, перекличка (6 мес.) Развитие эмоционально-положительных ответных реакций – тормошения , игра с зеркалом (5 мес.) Развитие слухового восприятия: перекличка, слушание различных интонаций (5 мес.), учить реагировать на свое имя (6 мес.) Развитие зрительно-моторной координации рук – функции захвата: удерживать в руке игрушку (5 мес.), массаж, учить перекладывать игрушку лежа на спине из руки в руку, свободно брать игрушку лежа на животе (6 мес.)

Слайд 12

Седьмой – девятый месяцы жизни Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха Стимуляция лепета: вызывание повторных слогов (7 мес.), создание новых укладов, перекличка на эмоционально-речевом фоне (8-9 мес.) Развитие предпосылок понимания речи: «Где?» – 1 игрушка (7 мес.), 2-3 игрушки на постоянном месте, разучивание действий «Ладушки», «Дай ручку» (8 мес.), учить находить игрушки в разных местах, разучивание действий «Сорока-сорока», «Ку-ку» - прятки, перед зеркалом (9 мес.) Развитие манипуляций с игрушкой: предметные действия – захват, стучать, размахивать, перекладывать, бросать, ощупывать, притягивать (7 мес.), вынимать, снимать, толкать (8 мес.), катать, нажимать, открывать (9 мес.), противопоставление большого пальца руки, щипковые движения (8 мес.), пинцетный захват (9 мес.)

Слайд 13

Десятый – двенадцатый месяцы жизни Стимулирование лепета: вызывание новых слогов + перекличка (10 мес.), первых лепетных слов + показ игрушек с сюрпризным моментом, игрушек в действии (11 мес.), новых слогов и лепетных слов (12 мес.) Развитие предпосылок понимания речи: учить находить и приносить знакомые игрушки, выполнять разученные действия, картинка (10 мес.), действия с игрушками и предметами, формировать первые обобщения в понимаемой речи, переносить разученные действия (11 мес.), учить находить названный предмет из 2-3, выполнение поручений, воспроизводить действия по слову (12 мес.) Формирование предметных действий: открывать, закрывать, снимать, надевать (10 мес.), башня, пирамидка, орудийные действия (11 мес.), формирование предметной деятельности – учить кутать, водить, кормить с различными игрушками, занятие с картинками, пальчиковая гимнастика (12 мес.)

Слайд 14

Результативность Группы речевого развития при выписке из группы при приеме в группу

Слайд 15

при выписке из группы при приеме в группу

Слайд 16

Динамика речевого развития Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

"Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка".(из опыта работы)

По данной теме я выступала на педсовете. Считаю, что мотивация является мощной двигательной силой в учебном процессе. В статье делюсь опытом работы....

Комплексный календарный план работы с детьми 3-го года жизни

Комплексный календарный план составлен с учетом всех компонентов, влияющих на речевое развитие ребенка.Таким образом, этим материалом могут пользоваться как специалисты, так и родители детей от 2-х до...

Презентация "Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка"(из опыта работы)

На педагогическом совете школы я выступила с докладом по данной теме. В презентации приведены примеры на разных этапах обучения учащихся....

Консультация для воспитателей "Закаливание детей первого года жизни в условиях дома ребенка"

Консультация для воспитателей "Закаливание детей первого года жизни в условиях дома ребенка" Посмотреть презентацию можно по ссылке https://urok.1sept.ru/articles/659438...