Конспект логопедического занятия "Смысловая и интонационная законченность предложения"
план-конспект на тему
Адресат: учащиеся 4 класса
Цель: устранение нарушений письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_-_fizminutka.docx | 12.79 КБ |
zagadki_kartochki.docx | 28.83 КБ |
zaklichki.doc | 25 КБ |
kartochki_s_vidami_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx | 18.36 КБ |
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_smyslovaya_i_intonatsionnaya_zakonchennost_predlozheniya.doc | 41.5 КБ |
otryvok_iz_uralskoy_skazki_vesenushka.doc | 23.5 КБ |
otryvok_iz_uralskoy_skazki_vesenushka.pptx | 39.39 КБ |
poslovitsy.docx | 12.81 КБ |
primety.docx | 12.17 КБ |
sosulki.pptx | 687.82 КБ |
chetverostishie_doska.docx | 11.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАГАДКИ
«.» - топнуть ногой
«!» - хлопнуть в ладоши над головой
«?» - почесать затылок
За окном звенит она
И поет: "Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!"
Слышно с крыши:
"Шлеп-шлеп-шлеп!"
Это маленький потоп. (Капель)
В мае стали очень ярки
Все луга, поляны, парки.
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты,
Что же это, что же это? (Цветы)
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)
Парк как будто весь покрыт
Облаком зеленым.
Тополь в зелени стоит,
И дубы, и клены.
Что на веточках раскрылось
И в апреле распустилось? (Листва, почки)
Предварительный просмотр:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят
Гром грохочет
Угадай,
Что за месяц это
Яростно река ревёт
И разламывает лёд
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл
Будит лес, поля и горы, все полянки и сады
Он во все стучится норы, напевает у воды
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь »
Далеко слышна свирель
Это будит всех...
В лапотках бежит малыш,
ты шаги его услышь
Он бежит, и все цветёт, он смеётся – все поёт
Спрятал счастье в лепестках
у сирени на кустах
«Ландыш мой, благоухай » -
повелел весёлый ...
Предварительный просмотр:
Жавороночки, Перепёлочки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весную Красную,
Лето Тёплое.
Зима нам надоела,
Хлеб наш поела.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Весна-Весна! Весна красна!
Тёпло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
Со льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
- Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема: «Смысловая и интонационная законченность предложения»
Адресат: учащиеся 4 класса
Автор: учитель-логопед МБОУ «Николаевская СШ» Светлана Сергеевна Луденкова
Конспект логопедического занятия
Тема: Смысловая и интонационная законченность предложения.
Адресат: учащиеся 4 класса
Цель: устранение нарушений письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия).
Задачи:
- Учить осознавать предложение как единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов и словосочетаний, обладающую смысловой и интонационной законченностью;
- Формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения;
- Упражнять в применении правила обозначения границ предложения на письме;
- Учить определять верное логическое ударение на слова;
- Формировать умение обозначать интонационную законченность предложения при помощи знаков пунктуации: «.», «!», «?»;
- Развивать интонационную выразительность речи;
- Упражнять в синтезе предложений из слов;
- Упражнять в подборе антонимов;
- Упражнять в буквенном анализе слов;
- Развивать слуховое внимание;
- Обогащать словарный запас по теме «Весна»;
- Обобщать и расширять знания о фольклорных формах русского народа;
- Воспитывать интерес к национальной культуре, любовь к Родине.
Оборудование: мультимедийные средства обучения, карточки,клей, картина-пазл, тетради учеников, цветные ручки, простой карандаш, линейка, тесто солёное, крупа гречневая.
- 1. Организационный момент.
2. Определение темы занятия.
- Составьте предложения из слов на карточках. Прикрепите предложения к доске.
Улыбнётся солнышко нам с тобой.
А снежок расплачется голубой!
В ручейке кораблики поплывут.
И трава зелёная – тут как тут!
- Прочитай своё предложение. Какой знак стоит в конце предложения? С какой интонацией ты его прочитал? (повествовательное, восклицательное)
- какой знак препинания передаёт вопросительную интонацию? (вопросительный знак)
- Итак, сегодня на занятии мы будем учиться произносить предложения с различной интонацией.
3. Запись даты, темы занятия.
II. Основная часть.
- - Данил, прочитай стихотворение.
-О каком времени года это стихотворение? Какие слова подсказали вам, что это стихотворение о весне?
- Сегодня мы будем собирать весенние пазлы. Каждый пазл – вид устного народного творчества.
- Какие виды устного народного творчества вы знаете?
(Приметы, пословицы, сказки, загадки).
- Первый пазл: ПРИМЕТЫ.
- Прочитайте начала весенних примет.
- На ваших рабочих местах – окончания примет. Соедините начало и конец приметы. Прочитайте.
Длинные сосульки в конце февраля – к долгой весне.
Если весной встретишь белого зайца, то снег обязательно ещё выпадет.
Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно – к мокрому лету.
Если дикие утки прилетели жирные – весна будет холодная, долгая.
- Как вы думаете: какая будет весна в этом году? Почему?
- Какое будет лето? Почему?
СЛАЙД 1 .
Какая примета подходит к картинке?
Длинные сосульки в конце февраля – к долгой весне.
Запишите её в тетрадь, прописывая дежурные буквы(гласные-красные, букву Д-простым карандашом).
- Прочитайте примету, выделяя голосом первое (2-е, 4-е,5-е, 7-е, 8-е) слово.
- Какое слово нужно выделить голосом, чтобы правильно произнести примету?
Прикрепите пазл к доске.
- Второй пазл: ПОСЛОВИЦЫ.
- Прочитайте слова в нижней части карточки (потрудится, повеселится , погоду, весной, зимой , приплоду, покорится , злится )
Прочитайте первое предложение. Замените в нём подчёркнутое слово антонимом. Прочитайте пословицу, выделяя голосом антонимы.
Прикрепите пазл к доске.
- Третий пазл: СКАЗКИ.
-Русский народ не только наблюдал за изменениями в природе, но и сочинял сказки.
Прочитаем отрывок из уральской сказки «Весенушка».
- Какое слово нужно выделить голосом в первом (втором, третьем, и т.д.) предложении? Подчеркните это слово.
Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят? Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.
- Выпишите одно вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение. Прочитайте выразительно.
Прикрепите пазл к доске.
- Четвёртый пазл: ЗАГАДКИ.
Физминутка.
«.» - топнуть ногой
«!» - хлопнуть в ладоши над головой
«?» - почесать затылок
- Поставьте нужный знак в конце предложения.
- Загадайте загадку товарищам.
6. Заклички.
- Какой народный праздник изображён на картине? (День жаворонка)
- Весной возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. Самый первый прилетает жаворонок. Поэтому женщины пекли сдобные булочки и печенье в виде жаворонков. Взрослые и ребятишки поднимали печёных жаворонков вверх, к небу и зазывали( закликали) весну, произнося заклички.
-Давайте и мы смастерим жаворонков из теста.
- Прочитайте заклички.
Дети встают в круг и произносят заклички.
- Итог.
Продолжи фразу: Сегодня на занятии я научился…
Сегодня на занятии мне понравилось…
Сегодня на занятии мне было трудно…
На следующем занятии я бы снова хотел(а)…
Предварительный просмотр:
Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?
Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.
Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?
Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.
Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?
Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Кто весною поленится, тот осенью поплачет.
Кто спит осенью, тот плачет летом.
Как зима не веселится , а всё ж весне противится .
Посеешь в ненастье– больше неурожай.
потрудится повеселится погоду весной
зимой приплоду покорится злится
Кто весною поленится, тот осенью поплачет.
Кто спит осенью, тот плачет летом.
Как зима не веселится , а всё ж весне противится .
Посеешь в ненастье– больше неурожай.
потрудится повеселится погоду весной
зимой приплоду покорится злится
Предварительный просмотр:
Длинные сосульки в конце февраля –
к долгой весне.
Если весной встретишь белого зайца,
то снег обязательно ещё выпадет.
Частые туманы в марте предвещают
дождливое лето.
Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно –
к мокрому лету.
Если дикие утки прилетели жирные
– весна будет холодная, долгая.
Кукушка кукует весной сильно и часто –
тепло не за горами.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Улыбнётся солнышко нам с тобой.
А снежок расплачется голубой!
В ручейке кораблики поплывут.
И трава зелёная – тут как тут!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Управление в предложениях"
Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 3-4 классов с диагнозом: общее недоразвитие речи второго уровня для школ VIII вида.Много внимания уделяется развитию грамматического строя речи,...
Конспект логопедического занятия "Различение К и Г в словах и предложениях"
Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема...
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"
Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....
конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"
конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...
Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"
Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....
Конспект подгруппового логопедического занятия раздел "работа с предложением" тема "предложение".
Данные занятия предназначены для детей 3 класса с задержкой психического развития. Данное занятие можно проводить как в школе на занятии логопеда, так и дома родителям....