Организация работы в сфере профилактики наркомании в МБОУ «Семибугровская ООШ» Камызякского района Астраханской области
опыты и эксперименты на тему

Тлемисова Зульфия Ирусалимовна

КОНКУРСНАЯ РАБОТА "ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И НАРКОМАНИИ"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

КОНКУРСНАЯ РАБОТА №_________________

ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И НАРКОМАНИИ

«Организация работы в сфере профилактики наркомании в МБОУ «Семибугровская ООШ» Камызякского района Астраханской области»

Автор Тлемисова Зульфия Ирусалимовна

педагог-психолог МБОУ «Семибугровская ООШ»

Специальность: «Психология»

Адрес автора: 416311 Астраханская область Камызякский район с.Семибугры ул.Курманова 19 кв.2

телефоны: 8(8145)-93-6-33      8-929-740-58-21

e-mail: zyleka_08@mail.ru

Контактные координаты: odnoklassniki.ru

Семибугры, 2016 г.

Содержание

1.Паспорт комплексно-целевой программы…………………….....................3

2.Пояснительная записка…………………………………………...................5

3. План работы по реализации программы

 «Организация работы в сфере профилактики наркомании в МБОУ «Семибугровская ООШ» Камызякского района Астраханской области»....13

4. Этапы реализации комплексно-целевой программы…………….. ….........22  

5. Методы реализации программы        …...............................................................24

6.Заключение........................................................................................................27

7. Список литературы.........................................................................................29

8.Приложения


 Паспорт комплексно-целевой программы

Наименование программы

«Организация работы в сфере профилактики наркомании в МБОУ «Семибугровская ООШ» Камызякского района Астраханской области»

Дата утверждения программы

Приказ №145 от 1.09.2015 г. «О создании рабочих групп по профилактике наркомании»

Разработчики программы

Тлемисова З.И., педагог-психолог МБОУ «Семибугровская ООШ»

Назначение программы

Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации, Решение Совета безопасности, Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками  и их незаконному обороту на  1999 – 2001 годы»,  на 2002 -2004 годы и  в проекте на 2005 – 2009 гг.; Приказ  Минобразования России от 23.09.99 г. № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.»

Федеральный комплект методических материалов.

Создание  системы работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде.

Задачи программы

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, -приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение обучающихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Сроки реализации программы

 2016-2018 уч. г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

  1.  Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.
  2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
  3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.
  5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
  6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).
  1. Создание условий для развития личности обучающегося, формирование       позитивной аутоидентификации,  ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном  оздоровлении социального окружения обучающегося.  

Участники реализации программы

Обучающиеся 1-9 классов, классные руководители, педагог-психолог школы, врач общей практики, инспектор ОПДН; родители.

Управление, контроль

Мониторинг школы

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия, родительские собрания.

Пояснительная записка

        Люди употребляют наркотики в течение тысячелетий, но наука занялась ими сравнительно недавно. Эксперты Всемирной организации здравоохранения предложили следующее определение этим веществам: «наркотик — это такое вещество или смесь веществ, которые коренным образом отличаются от всех веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и приём которых влечёт за собой изменения функционирования организма в целом, серьёзно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы». Медицинский смысл понятия «наркотик» (средство для наркоза) не совпадает с социальным, общеупотребительным среди людей (средство для получения удовольствия) . Поэтому все заинтересованные  стороны в России (медицина,юстиция и др.) договорились, что наркотиками будут считаться вещества, которые включены в Список наркотических средств. Таким образом, термин «наркотик» приобрёл юридическую определённость.

        К наркотикам относятся различные вещества, обладающие следующими характерными признаками:

  • способностью вызывать эйфорию, приподнятое настроение;
  • способностью вызывать наркотическую зависимость, то есть желание снова использовать наркотик;
  • нанесением существенного вреда психическому и физическому здоровью человека, употребляющего их.

        В истории человечества известно несколько целей использования наркотических веществ:

  • в медицине для обезболивания, в том числе наркоз во время операции;
  • в культовых целях (введение человека в состояние экстаза);
  • для достижения удовольствия.

              Как показывают археологические исследования, люди знали и употребляли наркотики ещё в дописьменный период. Около 2700 до н.э. В Китае уже использовали коноплю в качестве лекарства от подагры. В Каирском музее находится мумия малолетней принцессы, жившей в ХIV веке до н.э.  Во рту у нее были обнаружены остатки опиума; возможно, что она умерла от передозировки. Великий врач, философ Авиценна, живший в Иране и Средней Азии в XI веке н.э., предупреждал об опасности этих веществ. Сохранился выписанный им рецепт на опиумсодержащее лекарственное средство со специальным предупреждением: длительное употребление лекарства может вызвать неудержимое пристрастие к нему. Этот рецепт говорит о том, что медицинская мысль того времени уже пыталась противодействовать подобному злу.

           Сущность наркомании:

  • непреодолимое влечение к приему наркотика;
  • постепенное повышение употребляемых доз;
  • формирование абстинентного синдрома;
  • психологическая и физическая зависимость
  • Абстиненция — резкое ухудшение самочувствия, вызванное прекращением приёма наркотика или уменьшением его дозы, к которой организм настолько привык, что далее не может функционировать без наркотика.

         Физические страдания опийного наркомана в абстиненции ужасны: озноб, насморк, зевота, усиливаются и пото- и слюноотделение, расширяются зрачки, возникают сильные мышечные боли, «крутит, ломает» суставы. Больные не находят себе места, пытаясь облегчить боли в суставах, часты попытки самоубийства.

                   При наркомании происходит тотальное поражение личности, затрагивающее все стороны внутреннего мира больного. Человек, идущий по пути наркомана, теряет друзей, семью, не может приобрести профессию. Он попадает в поле зрения преступных элементов и сам становится на путь преступлений, деградирует как личность. Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения подростков в употребление наркотиков другие педагогические заботы отходят на второй план.  Если смысл современной школы — создать образовательную среду, способствующую развитию подростков, то наркотизация пространства их жизнедеятельности гарантированно разрушает все педагогические усилия. Детей нельзя оградить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно. В работе с подростками необходимо учитывать, что они склонны слушаться только тех, кого любят и уважают.

        Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний,  асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к обучающимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Профилактика наркомании должна начинаться с семьи. Важнейшим моментом по-прежнему остаётся пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что профилактика наркомании может уберечь их ребёнка от наркомании. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде.

Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира.      Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

Цель:

 – создание  системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде;

-  развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Принципы программы:

  1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

ценность личности, заключающаяся в самоценности ребёнка;

уникальности личности, состоящей в признании индивидуальности каждого ребенка;

приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

самореализация — раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей; социализация — осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; индивидуализация — развитие и продуктивно-творческое индивидуально-неповторимого — потенциала личности.

  1. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у обучающихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.
  2. Принцип гуманности, предполагающий

создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);

формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

  1. Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности — с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели по определенным направлениям деятельности в школе;

создание отношений на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников и родителей;

организация ученического самоуправления в школе, разработка и внедрение правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

  1.  Принцип научности, предполагающий:

развитие у обучающихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного естественного цикла («Путь к успеху», профориентационная подготовка, элективные курсы и т. д.)

  1.  Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.

Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с обучающихся начальных классов. Данная Программа рассчитана на  обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

План работы по реализации программы

 «Организация работы в сфере профилактики наркомании в МБОУ «Семибугровская ООШ» Камызякского района Астраханской области»

№ п/п

Основные направления воспитательной деятельности

Цели

Содержание

Ключевые дела

1

Патриотическое воспитание «Я — гражданин России»

формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, школы, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.

-изучение обучающимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

-организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

-сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

-формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

-изучение биографий выдающихся граждан — патриотов своего края, страны; организация встреч.

-развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий;

-посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

-демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;

- поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм;

-активное сотрудничество с социумом по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;

-привлечение учащихся к работе в общественных организациях, в молодёжных союзах;

-формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьба с шовинизмом.

Деятельность школьной юнармейской команды;

Конкурс песни и строя;

Историко-литературный вечер «Посвящается героям необъявленной войны»;

Вахта памяти;

Уроки мужества;

Традиционный календарь (День прав человека, День конституции, День независимости России и т. д.);

праздник «Мы — граждане России»;

Заочные экскурсии по историческим местам России «Русь златоглавая»;

фестиваль детского творчества «Россия есть, была и будет»;

Программы посвященные памяти выпускникам школы, погибшим при исполнении служебного долга;

Участие в муниципальных и областных конкурсах краеведческой направленности

2.

Ученик и его нравственность

воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и человека

-изучение нравственной воспитанности обучающихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности обучающихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;

- изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей изученной проблемой;

-воспитание ответственности за свои поступки;

-учет возрастных особенностей в организации деятельности;

-создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;

-поощрение учащихся, подающих положительный пример.

Волонтерское движение

Совет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся;

Неделя Добра;

Неделя вежливости;

Цикл мероприятий «Поклон земной вам, наши дорогие» (День учителя, День матери, День пожилого человека и т. д.)

Встречи с интересными людьми;

Акция милосердия (оказание посильной помощи одиноким и престарелым людям);

Операция «Живая нить» (посещение ветеранов войны, тружеников тыла,  облагораживание памятников, пополнение материалов школьного музея Боевой Славы

3

Ученик и его интеллектуальные возможности

Воспитывать в детях понимание ценности умственного труда и способствовать развитию интеллектуальных возможностей

-изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы;

-формирование культуры умственного труда;

-стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;

-контроль за деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для всемирного развития интеллекта учащихся

Участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах школьного, районного, регионального и всероссийского уровнях.

4.

Ученик и его здоровье

Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

-изучение состояния физического здоровья учащихся и определение путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;

-изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;

-изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;

-содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;

-всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;

-поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям физкультурой и спортом;

-контроль результативности занятий учащихся физкультурой и спортом в учебном заведении;

-поощрение  родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в этом направлении;

-привлечение родителей — энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье

«Веселые старты»

Дни здоровья

Конкурс «Самый спортивный класс»

Участие в конкурсе «Безопасное колесо»

Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты

Экскурсии на природу;

Уроки безопасности;

Участие в конкурсах агитбригад, плакатов, рисунков антинаркотической направленности;

Акция «Вместе против Спида»

Декада мероприятий по борьбе с табакокурением

Акция «Дарю, тебе сердце!» (профилактика сердечно-сосудистых заболеваний»)

5

«Планета — наш дом»

Воспитание экологической культуры школьника

-формирование потребности бережного отношения к природе, ресурсам, проявление заботы о братьях наших меньших;

-формирование умения и навыков экологического поведения;

-способствование понимания значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека

КТД «Осенний бал»

Цветочная выставка «Бал цветов»

Мини-спектакль на экологическую тему

Праздник Земли;

«День птиц»

Акция «Моё село — мой дом родной»

Акция «Мой  школьный двор самый чистый»

Экологические десанты

Участие в муниципальных и областных конкурсах экологической направленности;

Выставка поделок из природного материала «Чудеса своими руками»

6

Ученик и его семья

Развитие и упрочнение связей семьи и школы как основы социальной адаптации

-изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

-сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

-создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтной ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель»;

-удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи педагога-психолога школы;

-разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

-организация проведения совместного досуга родителей и обучающихся;

-создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик-родитель»

-привлечение родителей к активному участию в жизни и школе;

-демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного семейного опыта;

-поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Конкурс «Самая читающая семья»;

Семейный конкурс-путешествие «Школа семьи»

Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о семье, расскажи нам о себе»

Конкурс рисунков «Моя — семья»;

Вечер встречи поколений «Чтобы помнили»;

Вечер «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать»

Конкурс на лучшую семейную фотографию «Это я, это я, это — вся моя семья!»;

Семейные спортивно-оздоровительные мероприятия «Всем народом — на природу»;

конкурс «Мама, папа, я — спортивная семья!»,

Фестиваль семейного творчества «Всей семьей...»


 Таким образом, перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса. Например, формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности и способности к осознанному выбору  у обучающихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.

Воспитательная деятельность МБОУ «Семибугровская ООШ» увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются не востребованными основным образованием. Комплементарное взаимодействие с внеурочной деятельностью дает положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений, так как наши обучающиеся   находятся  в 100% занятности урочной и внеурочной деятельностью.

В связи с ухудшением состояния здоровья детей, охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы. Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:

  • снижение уровня состояния здоровья дошкольников;
  • снижение физической нагрузки;
  • ухудшение экологической обстановки;
  • недостаточное и несбалансированное питание;
  • стрессовые воздействия;
  • распространение нездоровых привычек (их омоложение).

В связи с этим необходимо организовывать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности, необходимо включить наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность. Ввиду учета данных факторов, будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни. Соответственно, понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.


Этапы реализации комплексно-целевой программы:

I Подготовительный этап.

  1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.
  2. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

  1. Реализация мероприятий программы.
  2. Организация профилактической работы предполагает:
  • Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.
  • Согласование плана работы с ОДПН, КДН и утверждение его директором школы.
  • Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.
  • Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.
  • Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.
  • Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.
  • Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.
  • Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.
  • Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.
  • Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.

III. Аналитический этап.

  1. Социальный прогноз.
  2. Анализ реализации программы.
  3. Оформление отчётов.
  4. Оценка результатов.

Механизм реализации программы осуществляется через:

  • ежегодные мониторинговые исследования и определение перспектив;
  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОПДН;
  • психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании;
  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое,

  • интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании. Участником программы является каждый воспитанник и обучающийся МБОУ «Семибугровская ООШ».

Управление, контроль, мониторинг

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет  администрация школы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, педагог-организатор, педагог-психолог библиотекарь школы.

         


Методы реализации программы

Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание  и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить   свой  личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшеклассников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие школьники более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.

Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Заключение

        Таким образом, профилактика наркомании в школе - это очень важная работа. Она должна начинаться с первых классов, иначе будет поздно. В современной культуре много встречается информации в фильмах, песнях, литературе, которая намекает или прямо утверждает о положительных свойствах наркотиков.

На обратную чашу весов в сознании ребенка следует постоянно класть информацию о разрушительной силе наркотиков. Наркомания в школе и профилактика наркомании в школе – это обратно пропорциональные величины. Подросток является самоопределяющейся личностью. Навязывание идей не сработает. Необходимо дать ему в доступной форме правду о наркотиках, а он сделает правильный выбор. Эффективная профилактика наркомании должна быть внедрена в каждой школе.

 Важно донести до каждого ребенка информацию, которая в будущем может спасти его жизнь. Наркомания в школе не сможет развиваться, если дети осознанно примут твердое решение не принимать наркотики и будут полностью заняты деятельностью школы. А воспитательная работа в нашей школе идет непрерывно. Участие наших детей в мероприятиях школы,  различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и прочее помогает остановить рост данной проблемы.

        Профилактика наркомании в нашей школе состоит в применении воспитательно - педагогических методов, направленных на:

- формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;

- передача обучающимся знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью устойчивого отказа от приема психоактивных веществ;

- привитие учащимся, вступившим на путь первых проб психоактивных веществ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в процесс употребления наркотиков и антисоциальную деятельность.

Список литературы

  1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э.Ф. Вагнера и Х.Б. Уолдрон. – М.: Академия, 2006. – 185 с.
  2. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. / Под научн. ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. – 154 с.
  3. Волкова Т.В., Яшин Д.П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков 12–15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ». – М.: МАКС Пресс, 2004. – 38 с.
  4. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
  5. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Уч. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 144 с.
  6. Кокин В.И., Сафуанов Р.М., Хабибова Н.Е. Профилактика потребления и распространения наркотических средств в высшей школе. – Уфа: Информреклама, 2007. – 64 с.
  7. Ляхович А.В., Маркова А. И. Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании. – Москва-Воронеж, 2004. – 292 с.
  8. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: «Планета», 2011. – 208 с.
  9. Нигамедзянов Э. А., Киекбаев М. Д., Абдрахманов Д. М. Наркотизм в Республике Башкортостан (опыт социологического исследования). – Уфа: Дизайн Полиграф
  10. Сервис, 2006. – 184 с.
  11. О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приказ МО РФ от 28.02.2000 № 619 //Вестник образования. – 2000. – № 8. – С. 3–53.
  12. Подростки и наркотики: опыт исследования. / Под ред. Е.Л.Омельченко. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2003. – 160 с.
  13. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Изд-во института психотерапии, 2000, – 256 с.
  14. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Сост. и ред. Ю.В.Науменко. – М.: Глобус, 2009. – 250 с.
  15. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени / – СПб., 2003. – 464 с.
  16. Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими веществами / Под ред. Ю.В.Валентика. – М.: Издат. Дом «ГЕНЖЕР», 2003. – 400с.
  17. Хасан Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. – Красноярск , 2003. – 335 с.
  18. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР». 2003. – 400 с.
  19. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей// Изд. 2-е, перераб. и допол. // Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 176 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ «Использование СМИ и Интернета в профилактике наркомании в молод...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА. ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

План мероприятий как средство профилактики  наркомании среди подростков.Организационно –   методическая   антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждени...

Конкурсная работа ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Инновационный проект "Учитесь властвовать собой"

Содержание1. Актуальность проекта, цели и задачи, ожидаемые результаты              с. 3-62. План (календарный) мероприятий по предупре...

Анализ работы МО "Диалог" учителей гуманитарного цикла МБОУ "Новотырышкинская СОШ" Колыванского района Новосибирской области.

Предлагается анализ работы учителей сельской школы гуманитарного направления..Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО....