Рабочая программа танцевального кружка "Серпантин"
рабочая программа на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_serpantin.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с

ограниченными возможностями здоровья VIII вида Успенская

школа – интернат

Согласовано                                                              Утверждено

на методическом                                                       Директор МКОУ VIII вида

совете школы                                                             Успенской КШИ

«     »________ 2013 г.                                                __________О.В. Коротких

                                                                                     Приказ №     от         2012 г.

Программа танцевального кружка

«Серпантин»

                                                                                         

                                                                                  Срок реализации: 1 год

                                                                                  программа рассчитана

                                                                                  на обучающихся 4 класса

                                                                                  Составитель программы:

                                                                                  Хохрина Нина  Васильевна                  

                                                                                  воспитатель

                                                                   

2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования танцевального кружка «Серпантин»  составлена руководителем кружка Хохриной Н.В. в соответствии с особенностями её функционирования на базе МКОУ Успенской школы-интерната VIII вида, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из оcновных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке, какой является для них и наша школа-интернат, в которой они проживают. Для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно. Перед руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой – помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации.

Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем (например, способствует их более безболезненной адаптации). Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетности. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его, как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья (умственной отсталостью).

Цель программы:

Развить творческие способности подростков с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность, формировать творческую личность посредством обучения детей языку танца, приобщать воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

 

Задачи программы:

  • Образовательные:
  1. Познакомить подростков с различными музыкально - ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
  2. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
  3. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
  4. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы-интерната.

  • Развивающие:
  1. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
  2. Развивать воображение и фантазию в танце.
  3. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
  4. Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).

  • Воспитательные:
  1. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
  2. Привить любовь к танцевальному искусству.
  3. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).

Методы обучения:

  • Игровой;
  • Демонстрационный (метод показа);
  • Метод творческого взаимодействия;
  • Метод наблюдения и подражания;
  • Метод упражнений;
  • Метод внутреннего слушания.

Приемы обучения:

Метод показа.

Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Метод наглядности. 

Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).

Игровой метод.

         У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально - ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).

Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.

В работе с коллективом использую ТСО (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)

  • для отработки элементов танца;
  • в ритмической тренировке;
  • при знакомстве с музыкальным репертуаром;
  • для самооценки;
  • на праздничных выступлениях, концертах, фестивалях.

Основные формы проведения занятий:

  • Танцевальные репетиции;
  • Игра;
  • Беседа;
  • Праздник

Основные виды занятий:

  • Индивидуальное и групповое творчество;
  • Межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.

Данная программа рассчитана на учащихся коррекционной школы – интернат VIII вида с 10 до 11 лет, на 2013-2014 учебный год (34 часа), на 6 человек списочного состава.  Реализуя данную программу,        необходимо добиться полноценного  формирования духовно – нравственной личности ребёнка с ОВЗ средствами хореографического искусства. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

  • Обучающиеся должны знать:
  • технику безопасности на занятиях в актовом зале;
  • правила пользования необходимым инвентарем и оборудованием;
  • технику выполнения элементарных танцевальных упражнений.

  • Обучающиеся должны уметь:
  • танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и    музыкальные фразы;
  • уметь воспринимать и передавать в движении образ;

  • уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе  освоенных на занятиях движений;
  • ритмично двигаться;
  • понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

Организационная работа. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.

4

1

3

2.

Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца.

5

5

3.

Гимнастика. Разучивания движений танца « С портфелями».

3

3

4.

Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца «Новогоднее чудо»

4

1

3

5.

Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца.

3

3

6.

Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта.

5

5

7.

Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню победы.

7

7

8.

Подготовка к отчетному концерту.

        

3

3

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание тем

Всего часов

Теория

Практи

ка

Формы проведения занятия

1

Организационная работа. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.

4

1.1

Организационная работа. Сбор участников коллектива.

Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. ТБ в актовом зале.

1

Беседа

1.2.

Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. Разучивание новых движений к танцу «Маленькие дети»

1

Танцевальная репетиция

1.3.

Разминка. Повторение танца «Маленькие дети» Соединение и постановка. Подготовка ко Дню учителя

1

Танцевальная репетиция

1.4.

Разминка.  Повторение танца «Маленькие дети»

1

Танцевальная репетиция

2.

Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца.

5

2.1.

 

Генеральный прогон танца  «Маленькие дети». Праздничный концерт «Щедрое сердце любить не устанет»

1

Праздник

2.2

Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки в повороте». Разучивание движений современного танца «Танец с портфелями»

1

Танцевальная репетиция

2.3.

Постановка головы, рук, ног. Ритмический тренаж. Разучивание движений современного танца «С портфелями»,

1

Танцевальная репетиция

2.4.

Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений современного танца « С портфелями»

1

Танцевальная репетиция

2.5.

Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон», «Ковырялочка» вперед и назад.  Разучивание движений современного танца «С портфелями»

1

Танцевальная репетиция

3.

Гимнастика. Разучивания движений танца « С портфелями».

3

3.1

Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Игры с детьми. Разучивание движений современного танца «С портфелями»

1

Танцевальная репетиция

3.2

Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90 градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Разучивание движений современного танца «С портфелями»

1

Танцевальная репетиция

3.3

Разминка. Соединение и постановка современного танца «С портфелями»

1

Танцевальная репетиция

4.

Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца «Новогоднее чудо»

4

4.1.

Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка». Разучивание движений к танцу «Новогоднее чудо»

1

Танцевальная репетиция

4.2.

Подготовка к новогодним праздникам. ТБ  в актовом зале при разучивании новых танцевальных движений. Разучивание движений к танцу «Новогоднее чудо».

1

1

Танцевальная репетиция

4.3.

Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка корпуса. Соединение движений к танцу «Новогоднее чудо» воедино.

Выступление на новогодних мероприятиях.

1

Праздник

5.

Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца.

3

5.1.

Разминка. Репетиция танца «Маленькие дети». Танцевальные движения «Шаги с поднятием колена и рук».

1

Танцевальная репетиция

5.2.

Разминка. Репетиция танца «С портфелями». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна».

1

Танцевальная репетиция

5.3.

Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. Репетиция танца «Новогоднее чудо»

1

Танцевальная репетиция

6.

Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта.

5

6.1.

Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к казачьему танцу. Подготовка к празднику 8 марта. Разучивание движений танца «Современный Хай Фай».

1

Танцевальная репетиция

6.2.

Партерный экзерсис. Подготовка к мероприятию, посвященное 8 Марта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1

Танцевальная репетиция

6.3.

Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Повторение и закрепление выученных движений к танцу «Современный Хай Фай».

2

Танцевальная репетиция

6.4.

Пластические этюды на подражание растений и животных. Репетиция танца «Современный Хай Фай».

1

Танцевальная репетиция

7.

Ритмика. Подготовка ко Дню победы. Участие в праздничных мероприятиях.

7

7.1.

Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция  танца «Современный Хай Фай» Разучивание движений к танцу ко дню Победы

1

Игра

7.2.

Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх).  Разучивание движений к танцу ко дню Победы

2

Танцевальная репетиция

7.3.

Ритмика. Репетиция танца ко дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам.

2

Танцевальная репетиция

7.4.

Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений.

1

Танцевальная репетиция

7.5.

Выступление на мероприятие, посвященное майским праздникам

1

Праздник

8.

Подготовка к отчетному концерту

3

Танцевальная репетиция

8.1.

Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических композиций, ТБ в актовом зале.

1

Беседа

8.2.

Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1

Танцевальная репетиция

8.3.

Генеральная репетиция к отчетному концерту.

1

Танцевальная репетиция

Итого:

34

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе. В течение года благодаря деятельности данного кружка детям будет обеспечен организованный спортивный досуг.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

В качестве основного показателя деятельности кружка «Серпантин» по окончанию года является отчетный концерт. Именно благодаря этому концерту дети смогут продемонстрировать все свои приобретённые навыки за пройденный учебный год.

        

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Библиотечка «в помощь художественной самодеятельности» №6. Бальные танцы. Москва 1985год.

2. О.В.Иванова Народные танцы  Москва 2006год.

3. О.В.Савинкова, Т А.Полякова. Москва.  Методическое пособие.2003год.

4. В.В.Воронкова. Программа специальных образовательных учреждений 2009год.

5. И.В. Лифиц. Ритмика образовательная педагогика 1997год.

6. Р.Е.Славский. Пантомима 1962год.г.Ярославль.

7. Р.Е.Славский. Искусство пантомимы.Г.Ярославль.1962г.

8. И.Г.Рутберг. Жест-язык пантомимы.1972год.

9. П.Мартен. Спортивная гимнастика Москва 2004год.

10. В.П. Коркин. Акробатика.  «Физкультура и спорт» 1989год.

11. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.

12. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

13. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.

14. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.

15. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

16. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

17. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.

18. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

19. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:

20. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа танцевального кружка "Виктория"

Танцевальный кружок «Виктория» Пояснительная записка. Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением....

Рабочая программа Танцевального кружка

Программа по хореографии (ритмике) для детей разного возраста от 3 до 17 лет...

Рабочая программа танцевального кружка "Радуга"

Рабочая программа танцевального кружка "Радуга " для 1-4 курсов студентов педагогического колледжа .Данная программа направлена на углубленное освоение дисциплин "Детский бальный танец и современный "...

Рабочая программа танцевального кружка

Рабочая программа танцевального кружка рассчитана на занятия с учащимися 5-11 классов и направлена на развитие  их индивидуальных и творческих способностей....

Рабочая программа танцевального кружка

Программа кружка 8-11 класс...

рабочая программа танцевального кружка Ритмы Шарана

Настоящая программа занятий ритмики предполагает комплексный подход в обучении школьников основам музыкальной грамоты, музыке, движению, танцу. Программа построена с учетом современных требований к ху...