Рекомендации педагогам "Как развивать УУД"
консультация на тему

Цвенгер Наталия Валерьевна

После введения ФГОС работа с УУД стала очень важной. Педагогам непросто перестроиться под новые стандарты. Предлагаемые рекомендации созданы в помощь учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov_kak_razvit_uud.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

Способы формирования УУД в учебном процессе.

 - развивать умение  учеников оценивать свою работу с использованием предложенных алгоритмов.

- обращать внимание на развивающую ценность любого задания.

- не сравнивать обучающихся  между собой, а оценивать достижения каждого ученика в рамках успешности его собственной деятельности.

 - осуществлять связь учебных заданий с жизненным опытом обучающихся.

 - объяснять на уроке новый материал, привлекая детей к открытию дополнительных знаний.

 - обучать приемам работы в группах, показывая способы принятия единых решений.

 - помогать разрешать учебные конфликты, показывая возможные варианты решения.

 - уделять внимание самопроверке.

 - учить школьников навыкам работы с информацией – пересказу, составлению плана, знакомить с разными источниками, используемыми для поиска информации.

 - обращать внимание на развитие памяти и логических операций мышления.

 - учить работе по алгоритму и применяя  нестандартные способы решения учебных задач.

 - использовать проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

- учить делать нравственный выбор в различных жизненных ситуациях.

  - показывать необходимость умения планировать и прогнозировать свои действия.

 - включать учеников в конструктивную деятельность, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

 - давать шанс исправить ошибку, учить детей не бояться допускать ошибки и стремиться к их исправлению

- показывать и объяснять, за что была поставлена та или иная отметка, учить детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

 - позволять школьникам участвовать в процессе оценивания ответов друг друга.

 - помогать ученику найти самого себя, моделируя индивидуальный образовательный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

 - учить школьников ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

 - учить составлять план действий, перед началом работы.

 - транслировать позитивные ценности.

 - учить различным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

- учить способам эффективного запоминания и организации деятельности.

- показывать, как распределять роли и обязанности, работая в команде

- активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками.

 - организовывать работу в парах сменного состава, конструктивную совместную деятельность.

Памятка для учителя

Как помочь ученику освоить УУД?

Краткий глоссарий:

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД:

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.

4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД:

1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В ИГРЫ ИГРАЕМ – ВНИМАНИЕ РАЗВИВАЕМ". (Рекомендации для родителей.)

Методические рекомендации социального педагога для родителей, чьи дети учатся в школе....

Методическая рекомендация "Развиваем одаренность!"

Детский возраст – период становления способностей, личности, бурных интегративных  процессов в психике. И от того, в каких условиях ребенок проведет этот отрезок жизни, во многом будет определена...

Практические рекомендации "Развиваемся играя. Весёлые потешки"

Данные рекомендации предназначены для родителей имеющих детей раннего возраста. Предлагаем вашему вниманию подбор стишков и потешек предназначенных для пальчиковых игр. каждая мама может играть со сво...

"Развиваем артикуляцию". Рекомендации для родителей.

Упражнения  предназначены для развития артикуляционной и мелкой моторики, дыхания, общей координации движений....

Рекомендации для родителей "Развивайте мелкую моторику ребёнка".

Развитие мелкой моторики рук ребёнка, способствует формированию речевых навыков и развитию высших пстихических функций....

"Как развивать связную речь ребёнка." Рекомендации для родителей дошкольников.

Презентация Консультация для родителей о развитии связной речи дошкольников....