Конспект экологического занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Птицы наши друзья»
план-конспект на тему

Пихиенко Ольга Юрьевна

Цель: познакомить обучающихся с многообразием пернатых.

Задачи:

1.     Закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;

2.     Прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе; развивать внимание, память, логическое мышление, речь обучающихся.

3.     Воспитывать аккуратность, упорство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района


Конспект экологического занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья


«Птицы наши друзья»



Подготовили и провели

педагоги дополнительного образования

Пихиенко О. Ю

Живайкина Н. В




                                                     Рузаевка, 2017


«Птицы наши друзья»

Цель: познакомить обучающихся с многообразием пернатых.

Задачи:

  1. Закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;
  2. Прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе; развивать внимание, память, логическое мышление, речь обучающихся.
  3. Воспитывать аккуратность, упорство.

Оборудование :

Картинки, фотографии «Птицы - наши друзья», «Птицы - нашего края», рисунки птиц.

Запись «Голоса птиц».

Картины художников о весне.

Форма проведения: учебно-игровое занятие.

Ход

Организационный момент :

Вступительная часть о весне

Беседа

  • О каком времени года говорится в загадке:

С песенкой веселой,

С громким звоном ручейков,

К нам пришла с листвою,

С шумом птичьих голосов. (Весна)

  • Назовите весенние месяцы?
  • А какие признаки наступления весны можете назвать?

Поэтический ручеек

  1. Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

  1. Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся сережки.

  1. Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Появляется весна, читает стихотворение.

Весна: Я - Весна - красна

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Рассказ педагога

В природе бывает 3 весны:

  • весна света - март,
  • весна воды - апрель,
  • весна зелени- травы - май.

Назовите приметы весны.

  1. Увидел грача - весну встречай.
  2. Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева - лето будет холодным.
  3. Соловьи поют всю ночь - к сухой погоде.

Весна: Молодцы ребята. Спасибо Вам. Мне очень понравились ваши приметы.

Основная часть

Отгадывание загадки, здесь спрятана тема занятия

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела

А кого паук боится?

Угадали? Это (птица)

Знакомство с многообразием птиц

Рассказ педагога

Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу, в парке нужно знать.

Назовите, каких птиц вы знаете?

Игра «Найди лишнюю птицу»

Ворона, дятел, попугай, грач, сорока, скворец.

  • Почему лишняя?
  • Где живут птицы?
  • Кто ухаживает за птицами в лесу?
  • Что можно сказать про грача и скворца (перелетные, остальные зимуют).

Рассказ

Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Разные птицы подают голос по-разному.

  • Давайте послушаем голоса птиц. Закройте глаза. Представьте, что вы маленькая птичка.
  • Подумайте, о чем они поют? (запись «Голоса птиц»)

Конкурс «Птичьи разговоры»

С помощью стрелок показать, кто как разговаривает.

  • Гуси                                  крякают
  • Вороны                           кричат
  • Голуби                             гогочут
  • Синицы                           свистят
  • Совы                                воркуют
  • Утки                                  каркают
  • Ласточки                         пищат
  • Журавли                          ухают
  • Соловьи                          щебечут

Игра «Летает - не летает»

Иногда говорят: «животные и птицы». Птица- это тоже животное. Но…

Чем отличается от других животных? Если животное, которое я называю, летает, поднимаете руки вверх и машите, если нет - топаете.

  • Синица, утка -
  • Мышь -
  • Воробей -
  • Снегирь -
  • Кошка -
  • Пингвин -
  • Зяблик -
  • Журавль -
  • Лошадь -

Вывод: а все ли птицы летают?

Представление птиц

Мы рады, что к нам летят наши пернатые друзья. Что за весенняя птица

Трактору чуть ли на нос не садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (грач)

  1. Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня… (скворец)

  1. Воробей - птица оседлая. Питается тем, что найдет: крошки хлеба, семечки. Всем известная нам птичка, ничем не приметная. А вот в США этой птице поставили памятник, за спасение полей, садов и огородов от вредителей.
  2. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд - приятель».

И оставит подпись: (дятел)

Его можно увидеть в зимнем лесу. Питается он семенами ели и сосны. Сорванные шишки не разбрасывает как клест. Он забивает шишку в трещину дерева и начинает выколачивать семена. За день обрабатывает до 70 шишек.

  1. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая. (сорока)

  1. У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (синица)
  2. И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих.

Мыши прячутся дрожа!

Очень уж суровы филины и (совы)

Я съедаю за ночь 7-8 мышей.

  1. Прилетает к нам с теплом.

Путь, проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

  1. Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает (кукушка)

Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.

  • Песня «Кукушка»
  • Птичьи трудности

Чуть свет - птицы на крыло. Скворец работает в сутки 17ч, ласточка 18ч, стрижи 19ч. Меньше им работать нельзя! Чтобы накормить своих птенцов, стриж должен принести корм за день не меньше 30-35раз, скворец около 200 раз, ласточка - 300 раз.

Игра «Прилетели птицы»

Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, то нужно хлопать.

Начинаем: Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Педагог: Что неправильно? Почему?

Муха - насекомое.

Продолжаем: Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Начинаем снова: Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Аисты, кукушки

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы

Все, вы, молодцы!

Об охране птиц

Весна: Ребята! Не разоряйте птичьи гнезда. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам их могут отыскать хищники. Если вы случайно окажетесь возле гнезда, не прикасайтесь ни к чему, сразу же уходите. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.

Стихотворение (читает ребёнок)

Не трогай ласточку! Она

издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами земли

Летают стаи голубей.

Заключение. Подведение итога.

  • Что понравилось?
  • Что интересного узнали о птицах?
  • Будем помогать птицам?

Дополнительно (загадки о птицах)



















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии воспитания экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты З...

Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и подросткового возвраста.

Индивидуальный план по самообразованию Толмачевой Тамары Ивановны – воспитателя коррекционной школы интернат 8 видана 2010-2015г.1.  этап Диагностический (0,5 года)Диагностика и выявление экологи...

Интегрированное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данное занятие предназначено для работы педагогов дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет по здоровьесберегающим технологиям....

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья "У Золушки"

Конспект можно применять для детей с проблемами в развитии мелкой моторики...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...