Статья "Обучение рисованию цветным песком детей с тяжёлой умственной отсталостью"
статья (7 класс) на тему

Иванова Наталья Сергеевна

Статья "Обучение рисованию цветным песком детей с тяжёлой умственной отсталостью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_risovaniyu_tsvetnym_peskom_detey_s_tmnr.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

     

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

.

Сообщения на тему: «Обучение рисованию цветным песком детей с тяжёлой умственной отсталостью».

(с применением методов альтернативной коммуникации).

Зачитано на заседании МО: 20.10.2015г..

                                                                         Воспитатель: Иванова Н.С.

Петродворец

   

           Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!

В моей группе дети с тяжелой умственной отсталостью (F-72), в возрасте от 13 лет. По своим психофизическим особенностям все дети имеют тяжелые множественные нарушения развития. У всех детей имеет место глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального. Эти дети страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности.  У них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов; имеются задержки в проявлениях дифференцированных и адекватных эмоциональных реакций; наблюдается слабый познавательный  интерес к окружающим объектам и игре; проявляется неадекватное поведение. Речь у данного контингента учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, понимание речи на бытовом  уровне в вербальной форме затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для данных учащихся характерны неравномерность, фрагментарность развития, недостаток представлений и сенсорного опыта, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Все формы активности  находятся  у них в обедненном виде.

            Именно поэтому в работе я решила использовать цветной песок. Первые эксперименты   проводились с детьми ванночке с песком. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук.      Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка. Существует выражение «через руки к речи». Песок обладает медитативными свойствами «заземляет» отрицательную энергию, снимает возбуждение. Поэтому перед занятием рисованием песком я использую игру на релаксацию «песчаный дождь».

Показываю, как медленно или быстро сыпется песок из кулачка на ладонь.

Игра помогает снимать напряжение,  расслабляет и повышает внимание.

Затем переходим к процессу раскрашиванию цветным песком. Существуют различные способы рисования цветным песком. Песок можно набирать ладошкой, ложкой или совком и аккуратно сыпать на детали.

          На начальном этапе надо иметь под рукой клей ПВА, картон под основу, простой карандаш, можно использовать цветные картинки, чтобы ребенок мог повторить нужный цвет.

         Вырезается трафарет, кладется на картон, смазывается клеем и насыпается песок. Вместо клея можно использовать двухсторонний скотч. Песок тоже на него хорошо прилипает. Выбираем картинку для раскрашивания..Сначала раскрашиваем крупные детали. Намазываем раскашиваемую область клеем (используем клей ПВА, засыпаем песком (просеваем между пальцами, остатки песка стряхиваем в баночку). Легче раскрашивать область, не граничащую с другими цветами. Если они разного цвета и имеют общую границу, то лучше подсушить одну, прежде чем раскрашивать следующую. Затем закрашиваем мелкие части.

Если мы хотим получить объём, то когда высохнет первый слой, наносим второй. Постепенно раскрашиваем все части. Получаются замечательные картины, которые можно вставить в рамку и подарить своим родителям.

        Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка. Для этого используются различные стеклянные сосуды, которые заполняются цветным песком.

Нужна только воронка, стеклянный сосуд, цветной песок и богатое воображение. И заплещется море, появится радуга, зацветут яркие цветы. И это прекрасное продолжение нашей песочной сказки.

        В процессе рисования цветным песком у детей формируются необходимые операционально – технические умения : правильно берём ложку (совок), аккуратно сыпем на детали.У детей формируется система «взор – рука», зрительно- двигательная координация .В процессе рисования цветным песком знакомим детей с основными цветами: красным, жёлтым, зелёным, синим.  

        Песок будучи цветным, способен влиять на детей через цвет: желтый - наполняет теплом, красный – добавляет оптимизма, синий – действует успокаивающе, зеленый – вдохновляет свежестью.  Наблюдение и опыт показывает, что игра с песком, позитивно влияет на общее самочувствие детей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ ЦВЕТНЫМ ПЕСКОМ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

       На занятиях  по обучению детей  рисованию цветным песком я использую  методы альтернативной коммуникации.

       Наши дети  имеют стойкие проблемы речевого развития, не умеют использовать речь при взаимодействии со сверстниками  и взрослыми.

       Взаимоотношения — один из основополагающих элементов общения на занятии. Оно во многом зависит от понимания педагогом детей безотносительно того, владеют они речью или нет. При отсутствии вербальных способов коммуникации взрослый постигает мастерство считывания внеречевой экспрессии (лат. expressio — выразительность), т. е. выражения лица, глаз и т. д. Жесты, мимика, поза ребенка могут многое сказать о его эмоциональном состоянии, психологической комфортности. Но понимание педагогом важности перцептивного общения, умение считывать информацию в неречевой форме — это только одна сторона вопроса. Безусловно, от этого зависит самочувствие ребенка. Вместе с тем не менее значим другой аспект: включение неговорящих детей во внеречевую, невербальную коммуникацию.

       Общение не является врожденным видом деятельности, поэтому, достичь значительных успехов в развитии умения общаться можно только путем специально организованного обучения и воспитания.

        В работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не может быть ведущей.

        Альтернативная коммуникация актуальна и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства. На занятиях  мы  применяем следующие методы   альтернативной коммуникации: систему  жестов. Они делают слово видимым, помогают создать мостик к устной речи. Данные жесты ребёнок усваивает в процессе ситуативно-делового общения.

Указательный жест;

Да.                  Дай руку.

Нет.                Привет.

Нельзя            До свидания.  

Дай.

На.

Также мы применяем графическую систему символов, при которой мы используем принцип «от более реального к более абстрактному»., т.е. ребёнку сначала необходимо предъявить  реальный предмет (листок), фотографию реального предмета, рисунок с предметом, а затем пиктограмму.

       Наша цель: обеспечить системный подход к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом. 

        На занятиях по рисованию цветным песком мы решаем следующие обучающие задачи:

  • формируем  интерес детей к предметному миру;
  • формируем  у детей потребность в общении с использованием невербальных и вербальных средств;

развивающие задачи:

  • развиваем  зрительное, слуховое, тактильное  восприятие и внимание;
  • развиваем  коммуникативную функцию речи;
  • развиваем и совершенствуем  мелкую моторику.

воспитательные задачи:

  • формируем  у детей  потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
  • формируем  эмоциональный отклик на общение со взрослыми и сверстниками.

       

          Содержание коррекционно-развивающей работы:

      Обучение установлению контакта с комментированием поведения ребенка. Учим детей задерживать взгляд на лице взрослого. Обучаем устанавливать зрительный контакт: фокусировать взгляд, смотреть и концентрировать внимание, реагировать на зрительные впечатления (двигательно, эмоционально).

      Учим улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, вокализировать и совершать энергичные движения головой, конечностями и корпусом (двигательное оживление).

      Зрительная стимуляция. Обучаем присматриваться к движущимся губам говорящего человека. Учим провожать взглядом движущийся объект. Учим следить за деятельностью окружающих;

      Учим смотреть на предмет; в ответ на вопрос «Где?» искать взглядом названный объект, постоянно находящийся в одном и том же месте; который может располагаться в разных местах.

       Обучение подражанию действиям взрослого. Учим подражать действиям взрослого (набираем совком песок). Учим «махательному» движению рукой.

        Учим выполнять манипулятивные действия с предметами (сыпем песок на листик).

      Двигательная стимуляция. Учим соблюдать очередность с помощью подвижных игр (машем листьями).

      Учим понимать выражения дай руку, на и др., ориентируясь на указательный жест.

      Учим реагировать на свое имя. Сменяя тон и высоту голоса, добиваемся ответной реакции ребенка на вопросительные и утвердительные конструкции.

      Обучение повторению слов. Поощряем голосовые проявления, лепетное говорение.

      Поддержание ярких проявлений эмоций детей (смех, оживленные движения, звукокомплексы).

      Обучение соотнесению слова с названным предметом. Знакомство с игрушками, их названиями.  Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию.

      Обучение пониманию значения слов. Обучение пониманию названия игрушки и действия (берём листик);

       Различие и выполнение противоположных действий (на — дай);

      Обучение эмоциональным реакциям на речь. Обучение адекватной реакции на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно.

Литература.

Войнова А.» Песочное рисование»,изд. «Феникс»., 2014г

Кузуб Н.В.,Осипук Э.И. «В гостях у Песочной Феи», Изд.Речь,2011г.

Жеребненко О.А.,Кузнецова Л.Б, «Волшебство на песке»,  Белгород, 2014.

       ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 1./resovanie-peskom.2.razvitiedetei.info/doshkolnoe.../risunki-

     cvetnym-peskom-dlya-detej.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных форм уроков в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

В статье рассказывается о роли  нетрадиционных уроков-занятий  в обучении детей....

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс по предметам:Альтернативное чтениеГрафика и письмоМатематические представления и конструированиеРучной трудСоциально - бытовая орие...

Методические рекомендации "Обучение детей с тяжёлой умственной отсталостью играм с водой и песком"

Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому, я в своей работе уделяю большое внимание этим играм.Игры с водой и песком - это процесс развития самосознания ребёнка, это его спонтанная "Самотерапия"...

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ПРИЁМАМ ЛЕПКИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Занятия лепкой для  комплексного воздействия  на развитие ребенка...

Статья "Обучение количественным представлениям детей с тяжёлой умственной отсталостью"

Статья "Обучение количественным представлениям детей с тяжёлой умственной отсталостью"...

Речь и альтернативная коммуникация. АООП для детей с тяжёлой умственной отсталостью

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью  по предмету Речь и альтернативная коммуникация 6 класс на 2020-2021 учебный год состав...